МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
методическая разработка по обж

Душанова Джамиля Киримовна

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №7 «Белочка»

МАСТЕР-КЛАСС

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Выполнила: Душанова Д.К.

                                                                                                        Воспитатель  

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
  2. Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.
  3. Показать технологии активизации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, апельсиновые корки, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железная пластина, подносы, бумажные цветы.

Уважаемые  коллеги,я  рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника».

План работы  мастер-класса

  1. Теоретическая часть «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
  2. Практическая часть:
  • участие педагогов в проведении опытов
  • просмотр фрагмента опыта;
  • составление опытов педагогами и их презентация.

     4. Рефлексия

     5. Оценка работы мастер класса.

Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать – 
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими личностями. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом  или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Вопрос к слушателям: Как вы думаете какие типы исследований можно использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.    Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Сейчас я вам раздам карточки, обсудите в группах и выделите этапы в организации и проведении экспериментов с дошкольниками.

Этапы организации эксперимента

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью
  10. Обобщения

Мы все жители сельской местности. Лошадь вы все видели. Ответьте не задумываясь сколько у лошади коленей?

Ответы педагогов:

Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

Обопритесь на столы на предплечья. Поменялось ваше мнение? Сколько у лошади коленей? У лошади 2 колена и 2 локтя.

Это наше традиционное мышление. Мы зациклены на своем опыте. Пятилетний ребенок дает до 70 % творческих ответов. Семилетний ребенок до 20 %, взрослые 2 % - поэтому очень важно давать ребенку высказывать свое мнение, узнавать то как он видит окружающий мир.

МАСТЕР-КЛАСС

У вас на столах лежат цветы. Давайте проведем опыт и узнаем кто же находится внутри цветка?

ОПЫТ №1

Ведущий:  Опустите цветы в воду. Что происходит с цветами?

Ответы педагогов. Они стали распускаться.

Ведущий:  Кого  мы с вами увидели внутри цветка?

Ответы педагогов: Дюймовочку.

На экране появляется Дюймовочка

Ведущий: Правильно, в цветке спала девочка, она была совсем крошкой. Звали ее Дюймовочка. В этом мире ей было все интересно и неизведанно. И у нее есть к вам вопрос.

Дюймовочка: Мне интересно узнать, почему цветы распустились в воде?

Ответы педагогов:  Потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вывод: Да все правильно бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Дюймовочка: Проснувшись утром я увидела, что нахожусь на середине огромного озера. Мне стало очень страшно. Как же мне добраться до берега?  

ОПЫТ № 2

Ведущий:  Посмотрите, что вы видите на ваших столах?

Ответы педагогов:на столе лежат апельсиновые корки, дощечки, пенопласт, железная пластинка, скорлупа от грецкого ореха, цветы из бумаги.

Ведущий: Сможет  ли с помощью этих предметов Дюймовочка доплыть до берега? Проверим?

Педагоги  проводят опыт.

Играет музыка «Звуки природы»

Ведущий:  Зарисуйте кто на чем помог доплыть Дюймовочке до берега. Покажите Дюймовочке.

Дюймовочка:  На каких предметах я доплыла до берега?

Ответы педагогов:

Дюймовочка:  Почему?

Ответы педагогов:  Потому что они не тонут.

Дюймовочка:  Молодцы! Как много способов вы нашли.

Ведущий:  А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данного опыта.

Ведущий:  Такие цель и задачи были поставлены мной при проведении этого опыта

На слайде показаны цель и задачи опыта

Цель:Поддерживать интерес к исследовательской  деятельности через проведение эксперимента.

Задачи:

Образовательная

  1. Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента.

Развивающая

  1. Развивать познавательные процессы    детей  в  ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

Воспитывающая

  1. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ведущий:  Внимание на экран.Сейчас вы увидитефрагмент образовательной деятельности. Посмотрев его, ответьте на следующие вопросы:

Показ фрагмента занятия

Вопросы представлены на слайде

  1. Как вы считаете способствует ли увиденный фрагмент активизации поисково-исследовательской деятельности? Если «да», то докажите.
  2. На развитие каких качеств детей был направлен этот опыт?
  3. 3.Как еще можно провести данный опыт?

Ответы педагогов:

Ведущий:  А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю вам самостоятельно составить эксперимент для проведения его с детьми дошкольного возраста на любую тему. Вам в помощь алгоритм структуры проведения эксперимента.

Педагоги составляют опыт

Ведущий:  Молодцы!Есть такое мнение,если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза – экспериментатор, три – теория.

Заключительная часть

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские  удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Рефлексия.

Составление синквейнов.

         Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна представлена на слайде

 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

 2 строка - два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

  3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

 5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

 Ведущий:  а вот какой синквейн составила я.

Синквейн представлен на слайде

Мастер-класс 
Волнующий, интересный

Развивает, учит, вдохновляет

Мысли будоражит, уверенность будит.

Творчество!

 Ведущий:  В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

  • Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал  в своей работе поднимите «солнышко»;
  • Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облако»;
  • Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря поднимите «тучу».

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология  пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской ...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в  образовательную деятельность доу....

Конспект родительского собрания в средней группе «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника».

Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность. Задачи:- расширить знания родителей о значении экспериментирован...