Конспект родительского собрания в средней группе «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника».
методическая разработка (средняя группа)

Рябкова Ирина Васильевна

Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.
 

Задачи:
- расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

- ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей;
- формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности с ребенком;

- дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях;

- формировать умение общаться с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в средней группе

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника».

Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.

Задачи:
- расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

- ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей;
- формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности с ребенком;

- дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях;

- формировать умение общаться с детьми.

Предварительная работа: 

- анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»;

- оформление выставки книг для родителей: «Химия в ванной. Исследовательская деятельность детей», «Химия на кухне. Исследовательская деятельность детей» - автор Н. А. Модель, «Познавательно – исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» - составитель Н. В. Нищева и др.;

- оформление стенда для родителей на тему «Рекомендации родителям по организации поисково – исследовательской деятельности детей дома»;

- оформление картотек для родителей «Опыты с водой», «Опыты с песком», «Опыты с ветром и почвой», «Опыты с магнитом и солнечным светом»;

- организация и проведение экспериментальной деятельности с детьми в детском саду.

План собрания:

- выступление педагога по теме собрания;

- фрагмент открытого занятия по экспериментальной деятельности с детьми;

- совместная деятельность родителей и детей по рисованию с помощью соли;

- подведение итога собрания.

Ход мероприятия:

В 1: - Уважаемые родители, мы рады видеть вас снова у нас в гостях! Благодарим вас, что пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания и развития детей. Тема нашего собрания сегодня: «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника». Наше собрание мне хочется начать с таких слов:

Учат нехотя уроки,

Болтуны и лежебоки
Любознательные дети,

Все желают знать на свете?


Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?
Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?


Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться

А учиться и учиться.


Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

Среди родителей часто распространена ошибка. Вы отвечаете на все вопросы маленького почемучки, с готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них. К сожалению, «взрослые промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Детское экспериментирование может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.

Дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные опыты и исследования, и задача взрослого состоит в создании условий для самостоятельного нахождения ребенком ответов на интересующие вопросы.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе такой деятельности ребенок познает свойства предметов, связи, недоступные при непосредственном восприятии.  Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.

В ходе экспериментальной деятельности, ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

- И сегодня, мы хотим представить вашему вниманию фрагмент занятия с детьми по экспериментальной деятельности.

(В группу приглашаются дети.)

- Ребята, я предлагаю вам представить, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты.

- А кто работает в лабораториях? (ученые).

- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.

Одну меня — не съешь никогда,

А без меня — не вкусна еда.

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.  (Соль)

 

- А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая).

- Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью. Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

- Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

- Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

- Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).

- Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).

- А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

- Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).

- Изменился ли цвет воды? (нет).

- А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).

- Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.

(Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Физкультминутка.

В 2: - Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль?

- Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

- Ребята, я хочу открыть вам секрет, солью можно даже рисовать. Попробуем? (да) А родители нам помогут.

(Родители приглашаются за столы к детям).

- Но прежде, чем мы начнём рисовать, вспомним, какое время года у нас?  (весна), какой весенний месяц идёт? (апрель).

- Какие признаки весны вы знаете? (солнце светит ярче и теплее, тает снег, бегут ручьи, прилетели с юга грачи, скворцы, просыпается медведь в лесу, распускаются первые цветы-подснежники).

Показ презентации «Весна пришла!»

Ребёнок читает стихотворение про подснежник:
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.                    

- Сейчас мы будем рисовать подснежники сначала красками, а потом солью, а родители нам помогут. Простым карандашом мы нарисуем стебелёк, листики и сам цветок.

(Инструкция воспитателя сопровождается показом на доске.).

- Затем рисуем тонкой кисточкой зелёной гуашью стебель и листья.

- А теперь белой гуашью рисуем бутоны цветка, и пока не высохла краска, посыпаем его крупной солью.

- Можно методом тычка нарисовать немного снега, ещё оставшегося в лесу, и тоже посыпать его крупной солью. Только для этого надо взять другую (жёсткую) кисть и рисовать, выполняя вертикальные движения (сверху вниз).

Показ воспитателя.

- А теперь,  осталось подождать, пока высохнет краска, стряхнуть лишнюю соль на блюдечко, и наша картина готова.

- Пока наши работы подсыхают, я предлагаю порадовать наших родителей песней «Веснянка».

В заключении нашего собрания хочется сказать, что в результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес и стимулирует их к получению новых знаний, что является одним из важнейших условий успешной деятельности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской ...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в  образовательную деятельность доу....

«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»...