Главные вкладки

    МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
    опыты и эксперименты на тему

    Галушкина Юлия Андреевна

    Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное                                                              общеобразовательное учреждение д/с №10 «Ивушка»

    МАСТЕР-КЛАСС

    «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

    Воспитатель: Галушкина Юлия Андреевна

    Ст.Нововладимировская 2016г.

    Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности

    Задачи:

    1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
    2. Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.

    Уважаемые  коллеги,я  рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника».

    План работы  мастер-класса

    1. Теоретическая часть «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
    2. Практическая часть:
    • участие педагогов в проведении опытов

    3. Оценка работы мастер- класса.

    Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими личностями. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

    Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

    В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

    Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

    Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом  или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

    Вопрос к слушателям: Как вы думаете какие типы исследований можно использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

    Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.    Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

    МАСТЕР-КЛАСС

    Все помнят, как начиналась сказка «Дюймовочка».

    У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. (Воспитатель показывает  цветок, сделанный из бумаги). В лепестках цветка спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было все интересно и неизведанно.

    Женщина налила молоко и воды в стаканчик. Дюймовочка, опустила ложку в воду и молоко. Как вы думаете, что она увидела?

    Опыт 1.

     Налейте в один стакан воды, а в другой молоко. Опустите ложки. Что вы видите? (вода прозрачная и ложку видно, а молоко нет)

    Женщина налила, в тарелку воды и опустила скорлупку от ореха на воду, она стала корабликом. Опустите скорлупку в воду. Что вы видите? (скорлупка плавает на воде)

    Опыт 2.

     Налейте в тарелку воды. Что произошло с водой?  (вода приняла форму тарелки). Опустите скорлупу от ореха на воду. Почему же скорлупа поплыла? (дерево плавает).

    Дюймовочка плавала в своем чудесном озере. А потом за окном она увидела галку, которая носила камушки и бросала в кувшин. Она столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Вот какая умная галка подумала Дюймовочка.

    Опыт 3.

    Возьмите стакан с водой и осторожно опускайте в него камешки. Что происходит? ( Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме)

    Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись, она увидела, как распускаются прекрасные цветы на болоте. Это были кувшинки.

    Опыт 4.

    Чтобы наглядно увидеть, как же распускаются кувшинки, возьмите листок бумаги, на котором нарисован цветок с длинными лепестками. Вырежьте его, при помощи ножниц или карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

    В этот момент, Дюймовочку, схватил жук и понес к себе домой. Дюймовочка, не понравилась другим жукам, потому что она была непохожа на них и неумела летать. А почему Дюймовочка не умела летать? (нет крыльев) Жук ее унес и опустил  на песок, песок был мокрым после дождя.

    Давайте вспомним свойства мокрого песка? (на нем можно рисовать, из него можно лепить…)

    Оглядевшись Дюймовочка  увидела какие-то следы и была в недоумении кто же их оставил?

    Опыт 5.

    Насыпьте песок в ведерко. Чтобы он стал мокрым, что нужно сделать? (полить водой) Палочкой нарисуйте на песке рисунок, сделайте отпечатки своих пальчиков.

    Дюймовочке, так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов. Давайте поможем ей на них ответить.

    1. Почему вода прозрачная а молоко нет?

    2. Почему же распускаются кувшинки?

    4. Почему остались следы на песке?

    Ведущий:  А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данного опыта.

    Ведущий:  Такие цель и задачи были поставлены мной при проведении этого опыта.

    Цель:Поддерживать интерес к исследовательской  деятельности через проведение эксперемента, прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

    Задачи:

    Образовательная

    1. Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента.

    Развивающая

    1. Развивать познавательные процессы    детей  в  ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

    Воспитывающая

    1. Воспитывать умение работать в коллективе.

    Заключительная часть

    В результате регулярной экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

    Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология  пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...

    Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

    Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

    МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

    Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в  образовательную деятельность доу....

    «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

    laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

    Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.

    Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....