МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
опыты и эксперименты по теме

Дорожко Светлана Анатольевна

Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в  образовательную деятельность доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.obed_.27_fevralya.doc59.5 КБ
Файл master_-_klass_na_vyselki.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Солнышко» поселка Гражданского муниципального  образования  

Выселковский район

МАСТЕР-КЛАСС

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Подготовила:                                                           воспитатель 1 категории МБДОУ ДС № 37

                                                                                   Дорожко Светлана Анатольевна  

поселок  Гражданский

2018год

МАСТЕР-КЛАСС

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Воспитатель: Дорожко.С.А.

Пос. Гражданский  2018г.

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей, прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности

Задачи:

Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.

План работы  мастер-класса

1.Теоретическая часть «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

2.Практическая часть:

участие педагогов в проведении опытов

3. Оценка работы мастер- класса.

Уважаемые  коллеги, я  рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника».

Прежде, чем начать наш мастер –класс, я попрошу пройти за столы по 7человек.

   Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими личностями. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом  или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Уважаемые коллеги! Как вы думаете какие типы исследований можно использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.    Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Все помнят, как начиналась сказка «Дюймовочка».

У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. (Воспитатель показывает  цветок, сделанный из бумаги). В лепестках цветка спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было все интересно и неизведанно.

Женщина налила молоко и воды в стаканчик. Дюймовочка, опустила ложку в воду и молоко. Как вы думаете, что она увидела?

Мы с детьми средней группы провели такой опыт. (слайд №1)

 Налили в один стакан воды, а в другой молоко. Дети опустили ложки и сами сделали вывод, что вода прозрачная и ложку видно, а в молоко нет (слайд №2)

Женщина налила, в тарелку воды и опустила скорлупку от ореха на воду, она стала корабликом.

 Перед вами стоят емкости с водой. Что произошло с водой?  (вода приняла форму емкости). Опустите скорлупу от ореха на воду. Почему же скорлупа поплыла? (дерево плавает). 

Дюймовочка плавала в своем чудесном озере. А потом за окном она увидела галку, которая носила камушки и бросала в кувшин. Она столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Вот какая умная галка подумала Дюймовочка.

Мои дети тоже взяли стакан с водой и осторожно опускали в него камешки (слайд №3)  Что происходит? Спросила я. Дети мне ответили  - вода поднимается вверх.  Т. е. увеличивается в объеме подытожила я.

Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись, она увидела, как распускаются прекрасные цветы на болоте. Это были кувшинки.

Чтобы наглядно увидеть, как же распускаются кувшинки, возьмите цветок и при помощи фломастера закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это  происходит? Правильно потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

В этот момент, Дюймовочку, схватил жук и понес к себе домой. Дюймовочка, не понравилась другим жукам, потому что она была непохожа на них и неумела летать. А почему Дюймовочка не умела летать? (нет крыльев) Жук ее унес и опустил  на песок, песок был мокрым после дождя.

Давайте вспомним свойства мокрого песка? (на нем можно рисовать, из него можно лепить…)

Оглядевшись Дюймовочка  увидела какие-то следы и была в недоумении кто же их оставил?

Мы с детьми насыпали песок на поднос . Чтобы он стал мокрым, что нужно сделать? Задала я вопрос. Полить водой, ответили мне ребята.(слайд №4)  Палочкой дети рисовали  на песке рисунки, делали отпечатки своих пальчиков. (слайды №5,6,7)

Дюймовочке, так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов. Давайте поможем ей на них ответить.

1. Почему вода прозрачная, а молоко нет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

4. Почему остались следы на песке?

Ведущий:  А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данных опытов.

Правильно вот мои цели и задачи (слайд №8)

Цель: Поддерживать интерес к исследовательской  деятельности через проведение эксперимента, прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная

Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента.

Развивающая

Развивать познавательные процессы    детей  в  ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

Воспитывающая

Воспитывать умение работать в коллективе.

В результате регулярной экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

 Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна представлена на слайде (№9)

 1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

 2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

  3 строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

 4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

 Ведущий:  а вот какой синквейн составила я.

Синквейн представлен на слайде №9

Мастер-класс 

Развивающий, познавательный

Исследует, узнает, действует

Мысли будоражит, уверенность будит.

Исследование!

 Ведущий:  В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал  в своей работе поднимите «солнышко»;

Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облако»;

Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря поднимите «тучу».

На этом мой мастер – класс закончен! Спасибо за внимание и активную работу, творческих вам успехов!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Тема: «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника» Дорожко С.А. воспитатель МБДОУ ДС№37 1квалиф.категории

Слайд 8

Цель: поддерживать интерес к исследовательской деятельности через проведение эксперимента, прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи: Образовательная Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента. Развивающая Развивать познавательные процессы детей в ходе проведения поисково-исследовательской деятельности посредством эксперимента. Воспитывающая Воспитывать умение работать в коллективе.

Слайд 10

Мастер-класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология  пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской ...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»...