Успешность как условие развития и оздоровления ребенка дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Крикун Елена Владимировна

Доклад на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность как условие развития и оздоровления ребенка дошкольного возраста

Изменение социально-экономической, политической и социальной структуры российского общества в последние десятилетия определили новые приоритетные требования общества к личности, ее активности в социальной жизни. Приоритетной потребностью общества стала мера успешности каждого человека в обществе. Однако задача стимулирования развития успешности является для отечественной педагогической науки и практики новой, что обусловлено рядом факторов.

Во-первых, в течение нескольких десятилетий существования советского общества сформировалась установка на приоритет коллектива в решении всех общественных и личных проблем.   Что в свою очередь формировало негативное отношение окружающих к карьере, личностному росту, успешности, которые рассматривались как отрицательные качества личности.

Во-вторых, в отечественной педагогической науке отсутствует достаточный опыт в решении проблемы формирования успешности личности ребенка, остается теоретически необоснованными критерии  успешности ребенка, в том числе и в дошкольном возрасте.  

В-третьих, для большинства родителей, педагогов характерна мотивационная неготовность к развитию успешности своих детей и  воспитанников, недостаточная осознанность значимости успешности ребенка в дошкольном возрасте для будущей жизни.

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «успех» имеет различное содержание  и рассматривается как: удача в достижении чего-либо; общественное признание; хорошие результаты в работе, учебе.

В.Ф. Биркенбиль определяет успех как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

В исследованиях А.С. Белкина успех рассматривается в сочетании с понятием «ситуация успеха»  «Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что возможно организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том  и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя»[1].

Таким образом, успех – это состояние радости, удачи в достижении чего-либо, имеющее общественное признание окружающих и позитивные высокие результаты в деятельности и общении. Успех всегда имеет взаимообусловленные стороны. С одной стороны, успех -  индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. С другой стороны, успех - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы.

А.С. Белкин выделяет  три вида успеха:

  • Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, часто ничем не обоснованное. Большую роль в осознании данного типа успеха играет мнение и позиция окружающих.
  • Констатируемый успех. Фиксирует достижение, высокие результаты в какой-либо деятельности. Данный тип успеха стимулирует хорошее настроение, дает возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.
  • Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это позитивное начало,  состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой, возникает  опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам дать собственную трактовку понятие успешность.

Успешность – это качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в различных видах деятельности и общении и имеющее общественное  признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей.

Стремление человека к успеху, к превосходству над другими, к достижению боле высоких результатов в деятельности и признание этого со стороны окружающих – естественная потребность человеческой личности.

        Особый интерес для исследовательской проблематики представляет иерархия потребностей предложенная А.Маслоу, который  выделяет следующие потребности:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т.д.
  2. Потребность в безопасности: защита от боли, страха, неустроенность.
  3. Потребность в социальных связях: любовь, социальная присоединенность, идентификация.
  4. Потребность в самоуважении: в достижении успеха, в признании, в престижа, в одобрении и т.д.
  5. Потребность в самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей.

        Потребности  низших уровней у А.Маслоу связываются с нуждами, а высших с потребностями роста. Самоактуализация - желания человека самоосуществиться, а именно это и есть стремление стать тем, чем он может быть. По мнению А.Маслоу, для человека недостаточно просто выполнять какую-либо деятельность, для него ценным становится именно успешность и признание этой успешности окружающими.  

По мнению А.В. Петровского[2], обретение (лишение) престижа как одно из интегральных качеств является одним из механизмов взаимосвязи общества с личностью.

В социальной психологии подобная точка зрения на проблему общественных отношений разделяется и американским ученым Т. Шибутани[3]. В частности, он полагал, что люди озабочены социальной мобильностью и посвящают большую часть жизни улучшению своего положения в обществе. «Они стремятся достигнуть такой позиции, которая принесла бы им уважение окружающих; они хотели бы быть уверенными, что их во что-то ставят, чувствовать, что их присутствие и их деятельность приводит к изменениям в жизни тех, с кем они вступают в контакт».

Подобную точку зрения разделяет автор индивидуальной психологии А. Адлер[4], который полагал, что «направление движения человеческого стремления протекает прежде всего из сочетания чувства общности и жажды личного превосходства. Оба этих основных фактора проявляются как социальные образования, первый как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второй как приобретенное, как вполне понятное желание использовать общность для достижения собственного превосходства».

 Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Если проблема успешности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста (А.А. Бударный А.М.Гельмонт, Н.С. Лейтис В.И.Самохвалова и др.) достаточно разработана, то проблема обоснования критериев успешности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.

Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.И. Фельдштейн  утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, становления различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становления индивидуальности.  

Б.Г.Ананьев рассматривает индивидуальность как интегративное целостное объединение, включающее: индивида - носителя природных свойств человека и личность - носителя общественных функций, определяющих социальную биографию человека и субъекта деятельности[5].

В течение жизни личность совершает переход из «элемента» в субъекта общества, т.е. становится индивидуальностью, личность становится субъектом деятельности. Каждый человек, в силу своих индиндивидуально-биологических особенностей и социальной активности создает себе условия собственного развития и функционирования.

По мнению К. Абульхановой-Славской в качестве субъекта личность творит, создает самое себя, становясь автором собственных изменений и преобразований. В результате этих изменений личностная активность человека   проявляется в возникновении собственного отношения к деятельности, «создание собственного стиля её осуществления» Деятельность приобретает для личности особую ценность, которая выражается в возможности самовыразиться, проявить свои способности и творчество, а основной потребностью индивидуальности становится потребность выразить себя в деятельности[6].

Последовательное становление личности, переход её от одного функционального состояние в другое, внешне выражается в том, что освоение деятельности проходит разные фазы развития: обучение, воспроизводства, творчества. Такая тесная взаимосвязь между становлением деятельности и личности позволяет способствовать личностному развитию ребенка путем организации внешне задаваемой деятельности. Несомненно, важным является определение тех её видов, в освоении которых ребенок сможет подняться до творческого уровня.

Рассматривая проблему личности и её развития в детском возрасте, мы разделяем близкие нам позиции С.И.Рубинштейна и В.С.Мухиной, о том, что личность в её реальном бытии и самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». «Я» - это личность в целом, отражение в самосознании.

Согласно теоретическим исследованиям А.В.Петровского развитие личности - это развитие у ребенка способности быть субъектом собственной жизни. Источником развития и утверждения личности в детском возрасте являются противоречия между потребностью ребенка в персонализации и объективной заинтересованностью референтной общности принимать проявления его индивидуальности[7].

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не только просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть успешным в ней, способным измениться, изменяясь и развиваясь при этом сам.

Согласно точки зрения отечественных исследователей (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн) раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в различных видах деятельности. Особое место в их ряду занимает творчество.

Важность творческого развития для становления личности и успешности в деятельности подчеркивается в работах Ю.Д.Гучевой, И.П.Калошиной, П.П.Крамар, Я.Д.Понамарева, А.Г.Шумилина. Общим для них является признание творческой деятельности не только как процесса создания нового, но и как способа самореализации индивидуальности, её самовыражения и максимальное развитие.

         Особое значение творчества в жизни личности делает необходимым рассмотрение этой проблемы с позиции успешности. Философы, психологи и педагоги (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Д.Б.Богоявленская, Ю.А.Гусев, Колошина, Я.А.Понамарев, В.С.Розенберг, А.Г. Шумилин) рассматривают творчество как «проявление высших способностей человека, высшую функцию деятельности человека».

        Основной признак этой деятельности  - создание нового, духовных или материальных ценностей. Появление нового будет зависеть от уровня освоения культурного опыта человечества и, в следствии этого, от уровня личностного развития. На этих этапах деятельность обусловлена внешними стимулами, её побудительные мотивы выступают извне.

Личностные изменения, происходящие в эти периоды, способствуют появлению истинной активности, что проявляется в том, что человек начинает выходить за пределы заданного и ориентироваться на собственные внутренние мотивы и цели. Деятельность при этом становится  самодеятельностью личности и выражается в результатах творческого уровня.

Ценность такой деятельности будет заключаться не только, и не столько в результатах создания нового, а в том, как будет раскрываться «глубинный потенциал личности». Поэтому, творчество следует рассматривать с одной стороны как развивающуюся деятельность человека и именно благодаря развитию приводящую к качественно новым результатам, которых человек не мог достичь ранее по той причине, что его деятельность не была развита в достаточной степени.

С другой стороны, «творчество - это универсально-преобразующая, целостная культурно-историческая самодеятельность, в процессе которой осуществляется самопроизводство и саморазвитие социальных сил человека» (Гольдетрихт). Эти два не противоречащих друг другу определения творчества показывают как его высшие (создание новых продуктов), так и внутренние (развитие индивидуальности) результаты.

Таким образом, успешность дошкольника можно рассматривать как проявление высокой степени результативности в различных видах деятельности и достижение более высоких результатов, проявление творческих успехов в какой-либо определенной  деятельности и общении.

Феномен успешности традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для других.  

Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников[8]. Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников.

Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Таким образом, одним из ведущих критериев успешности ребенка дошкольника является его положение в группе сверстников, признание со стороны сверстников, высокая активность в общении и деятельности.

В исследованиях   Л.С. Славиной  изучается роль самооценки в формировании уверенности и неуверенности ребенка.  В зависимости от характера самооценки (ее адекватности, устойчивости) у ребенка возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, являющиеся основой формирования успешности. При этом, самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности.

Эмоциональное самочувствие ребенка дошкольного возраста зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он требованиям, которые ему предъявляются, иначе говоря, от того, насколько удовлетворяется потребность ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у детей возникает самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и умение, которые, в свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни ребенка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым образованием.

Поскольку в дошкольном возрасте у детей складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний, это ведет к возникновению новой потребности быть не только на уровне требований окружающих, как на уровне собственных требований к себе.

Л.И. Божович указывает, что, усваивая требования окружающих, вырабатывая собственную оценку окружающего и самооценку, дети постепенно эмансипируются от непосредственного влияния ситуации. Главным стимулом их психического развития с возрастом становится не только стремление получить одобрение окружающих, но и потребность выполнять собственное требование к себе и быть на уровне тех задач, которые они сами перед собой ставят.

Исследования ученых в этом направлении позволяют сделать вывод о том, степень развития успешности ребенка дошкольного возраста проявляется в уровне притязаний детей в разных видах деятельности.

Итак, рассмотрение сущности,  содержание понятия успешности, основных факторов, определяющих ее развитие, позволили выделить структуру успешности личности ребенка, которая состоит из следующих компонентов:

Рис. 1.2. Структура успешности личности ребенка дошкольного возраста

  1. Мотивационный компонент:
  • понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков,
  • любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний  из различных областей науки, техники, культуры,
  • потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера,
  • проявление тяготения к определенному виду деятельности,  увлеченность в работе по интересам.

  1. Содержательно-операционнный компонент:
  • проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации,
  • проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность,
  • способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем.

  1. Эмоционально- волевой компонент:
  • преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности;
  • умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия.

Таким образом, успешность – это качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в различных видах деятельности и общении и имеющее общественное  признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей.

Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются: высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности;  уровень притязаний детей в разных видах деятельности; достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.



[1] Белкин  А. С. Создание ситуации успеха. //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского отделения РАО.  Тезисы докладов XI годичного собрания Южного отделения РАО и XVIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Элиста, 1997, Ч. II. С. 80-82.

[2] Петровский В.А. Кларина Л.М., Смывина Л.А. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993. С. 84

[3] Шибутани Т. Социальная психология. – пер. с анг. – Ростов р/Д. – 1998. С. 377

[4] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. – М. – 1995. С. 16

[5] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. –  236 с.

[6] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.   – 299 с.

[7] Петровский В.А. Кларина Л.М., Смывина Л.А. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993

[8] Репина Т.А. Социально-психологические характеристики группы детского сада. – М.П. – 1988. – 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное...

Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельнос...

План по самообразованию музыкального руководителя Акимовой С. А. Тема: «Развитие личностного потенциала ребенка дошкольного возраста с помощью технологии КВЕСТ – ИГРЫ» в условиях реализации ФГОС ДО» на 2020 – 2021 учебный год.

План по самообразованию музыкального руководителя Акимовой С. А.   Тема: «Развитие личностного потенциала ребенка дошкольного возраста с помощью технологии КВЕСТ – ИГРЫ&raqu...

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду....

Пение как одно из средств оздоровления ребенка дошкольного возраста

В статье говорится о возможности оздоровления ребенка дошкольного возраста с помощью пения....

Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.

Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера....