Главные вкладки

    Папка-передвижка "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"
    материал на тему

    Попова Елена Анатольевна

    Материал был подготовлен для реализации  самообразования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

    Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.

    В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

    Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины:

    • недостаточность оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня;
    • недостаточная четкость дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем

    Цель: выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

    Задачи: Оздоровительные задачи:

    • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 
    • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
    • Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

    Образовательные задачи:

    • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
    • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
    • Развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

    Воспитательные задачи:

    • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
    • Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
    • Воспитывать положительные черты характера.

    К концу 2010-2011 уч.года обучения мы достигли следующих результатов:

    • Положительные результаты темпов прироста физических качеств;
    • Скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно -оздоровительной работе с детьми;
    • Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей;

    Для обеспечения воспитания здорового ребенка работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных разделов:

    • Условия.
    • Диагностика
    • Развитие движений
    • Лечебно-профилактическая работа
    • Закаливание
    • Здоровый образ жизни
    • Взаимодействие с родителями

    I раздел. Условия

    Построение здоровье сберегающего пространства не мыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям. В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.На занятия подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

    II раздел. Диагностика

    • Обследования специалистов (ОВФД);
    • Оценка физического развития по центильным шкалам и показатели двигательных навыков ( воспитатель физической культуры);
    • Заболеваемость ( мед.работник);
    • Эмоциональное состояние ребенка ( психолог);

    Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. I группа-основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой. II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой. III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни)

    III раздел. Развитие движений

    При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей).

    При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

    • обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;
    • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;
    • умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер;
    • повышать общую работоспособность;
    • формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,
    • содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение.
    • повышать функциональные возможности детского организма;

    Условия реализации двигательного режима:

    • Систематичность занятий физической культурой.
    • Дозирование по числу повторений физических упражнений
    • Постепенность наращивания длительности нагрузок.
    • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.
    • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.
    • Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.
    • Комплексы занятий состоят из трех частей:
    • В подготовительную часть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.
    • В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.
    • Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры. В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

    IV раздел. Лечебно-профилактическая работа

    • Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Тесный контакт со специалистами (медсестра, инструктор ЛФК, специалисты ОВФД, и др.) помогает осуществить контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.
    • Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища
    • Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

    V раздел. Закаливание

    Главное требование: "не навреди!”. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

    Два правила:

    • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна;
    • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

    Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

    VI раздел. Здоровый образ жизни

    • Азбука здоровья
    • Разумное закаливание
    • Физическая культура
    • Оптимальные условия для развития движений
    • Оптимальная двигательная активность

    Гигиеническая культура- обучение детей уходу за своим телом продолжается в течение всего пребывания детей в детском саду. В младшем возрасте проводится обучение детей сугубо индивидуальное, а основной его метод — диктатный (когда наглядно пооперационно учат действию), применяя игровые приемы.

    VII раздел. Взаимодействие с родителями

    Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

    • Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.; 
    • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

    Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада. В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы р их физических качеств:

    • информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;
    • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре;
    • инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
    • семинары-практикумы;
    • деловые игры и тренинги;
    • "открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале и зале ЛФК;
    • закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
    • физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;
    • выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из опыта семейного воспитания и т.д.)

    Подготовила: Инструктор по физической культуре Багмут С.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"

    Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....

    Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...

    План – конспект круглого стола «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

    Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

    Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа)

    Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации...

    Родительское собрание на тему: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

    ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада....

    Укрепление и сохранение здоровья дошкольников

    «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», - гласит Закон РФ «Об образовании» (п.1 ст.18). К сож...