Главные вкладки

    Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях
    статья по теме

    Тучкова Виктория Валерьевна

     

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема «Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях». Музыкальный руководитель: В.В.Тучкова

    Слайд 2

    Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач: Сохранению и укреплению здоровья детей; Развитию сенсорных и моторных функций; Формированию потребности в двигательной активности; Профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний; Приобретению навыка правильного дыхания; Развитию интеллектуальных функций ( мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве); Развитию эмоционально –волевой сферы и игровой деятельности; Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

    Слайд 3

    Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ –музыкальные занятия По подгруппам Индивидуальные Виды музыкальных занятий Содержание музыкальных занятий Типовое Доминантное Тематическое, сюжетное Интегрированное Комплексное Музыкально-валеологическое Фронтальные

    Слайд 4

    Схема проведения музыкальных и музыкально-валеологических занятий включающих в себя здоровьесберегающие технологии Вводная ходьба (1мин.) Валеологическая песня-распевка с самомассажем (2мин.) Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки(5мин.) Активное слушание музыки(3мин.) Дыхательная гимнастика(2мин.) Речевые и музыкальные игры, хороводы(4мин.) Пляски, танцевальное творчество(5мин.) Пение,песенное творчество(в качестве физ.минутки, пальчиковая игра(7мин.) Артикуляционная гимнастика(1мин.)

    Слайд 5

    Виды музыкальной деятельности и здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Оздоровительные фонопедические упражнения Музыкотерапия (активная танцетерапия ) Валеологические песни Музыкотерапия (пассивная) Пальчиковые игры Речевые игры Игровой массаж

    Слайд 6

    Валеологические песенки-распевки . Валеологические песенки-распевки . С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуйте, дети!»)и мелодия состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты , поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

    Слайд 7

    Дыхательная гимнастика. Музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой . Выполнение дыхательногй гимнастики по А.Стрельниковой помогает сохранить, укрепить здоровье ребёнка. Она даёт возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, гимнастика оказывает на организм ребёнка комплексное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;

    Слайд 8

    Артикуляционная гимнастика. При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят некоторые звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: Формирование артикуляции различных звуков; Закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах; Совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка отграничение движений языка и нижней челюсти); Увеличение объёма слуховой памяти и внимания; Выделение сильной доли в цепочке слогов; Развитие музыкальной памяти, запоминания текста песен; Совершенствование дикции; Развитие чувства ритма; Совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперёд-назад.

    Слайд 9

    Оздоровительные и фонопедические упражнения. Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления связок хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. На музыкальных занятиях используются: оздоровительные упражнения для горла (по М.Картушиной ), фонопедические упражнения по ( В.Емелянову ), интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков активизируют фонационный выдох), игры со звуком, голосовые сигналы доречевой коммуникации.

    Слайд 10

    Игровой массаж, коммуникативные игры. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком и. т.д. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы массажа очень полезны для детей. Делая самоммассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Ребёнок может легко этому научиться в игре. В детском саду используются различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Упражнения А.Уманской, М.Картушиной повышают защитные свойства дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

    Слайд 11

    Пальчиковые игры . «Кончики пальцев»- есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. В трудах исследователей М.Кольцова, Е.Исенина было доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется движениями, она становится более чёткой, громкой,эмоциональной , рифма положительна для слухового восприятия. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е.Железновой , В.Коноваленко , О.Узоровой , проводятся чаще всего под музыку- как попевки , песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра. Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствует память и внимание, формирует ассоциативно-образное мышление, облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

    Слайд 12

    Речевые игры и ритмодекламации . Позволяют детям овладеть выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, динамика, артикуляция, форма и ритм. Данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство и чувство ритма). Использование речевых игр на музыкальных занятиях влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.

    Слайд 13

    Музыкотерапия . Одно из новых направлений в педагогическом процессе. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно - игровой деятельности. Различают активную танцетерапию и пассивную (слушание разнохарактерной музыки). Суть танцетерапии заключается в том, чтобы посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние она помогает: разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса, выразить чувства для которых нет слов, освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести лёгкость в движении, получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам. человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. На музыкальных занятиях танцетерапия используется в таких видах музыкальной деятельности как: танцевальное творчество и музыкально-ритмические движения. Во время пассивной музыкотерапии часто используется такое пособие: «Такие разные гномики»

    Слайд 14

    Гармонизация всех педагогов ДОУ. Музыкальные занятия с использованием разнообразных способов и приёмов оздоровления дошкольников эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий - важнейшая задача всего педагогического коллектива.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

    «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В....

    "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях"

    Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

    Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах вос...

    «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

    Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

    Способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

    Презентация об использование речевых игр на музыкальных занятиях.  Игры  влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, умение импровизировать в различных ви...

    Презентация. Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

    Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях....