ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
проект (старшая группа) на тему

Халимова Марина Олеговна

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка — целитель здоровья.»

Бехтерев В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx60.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛЕСОВИЧОК» П. ТАЛАКАН

Проект:

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Автор проекта:

Халимова Марина

Олеговна 

Музыкальный руководитель

I Квалификационной категории

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка — целитель здоровья.»

Бехтерев В.

Краткая аннотация проекта

Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровьесбережение становится приоритетным направлением  в  работе  многих  ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает  осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.

На музыкальных занятиях,  возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Научная основа:  проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – а. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.

Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:

  •  Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач
  • Сбор, систематизация, хранение информации
  • Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)
  • Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
  • Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию

Степень распространения: 

  • Представление проекта в ДОУ
  • Публикация материалов проекта на личной  страничке   интернет сайта

Продолжительность:  долгосрочный

Участники проекта:    воспитанники ДОУ, квалифицированные педагоги, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший  воспитатель, родители.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

 ДОШКОЛЬНИКОВ

 НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВВЕДЕНИЕ 

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.

Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.

Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.

Новизна проекта:

• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.

• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.

• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, инструктором по плаванию, медицинским персоналом.

Цель проекта: 

  • включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие  технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

 Образовательные задачи:

  • Создавать предметно-развивающую среду  и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.
  • Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
  • Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, патриотические чувства, через детский фольклор.
  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе.

Гипотеза:

развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • развитие физической и умственной работоспособности.

Этапы реализации проекта:

этапы

цель

форма работы

содержание

сроки

1 этап

организационный

  • Изучение литературы по данной проблеме
  • Накопление методического материала
  • Определение задач реализации проекта
  • самообразование
  • самоанализ
  • знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в муз. воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов работы

На протяжении всего учебного года

2014-2015

2 этап

диагностический

 

  • выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей

  • диагностирование детей при участии старшего воспитателя

  • разработка инструментария процесса работы

сентябрь-октябрь 2014

3 этап

практический

Создание методических разработок для реализации проекта

  • Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
  • Развлечения и досуги для детей и родителей
  • Музыкально-валеологические занятия
  • Музыкотерапия в повседневной жизни
  • Музыкально-физкультурные развлечения
  • самообразование

Мастер-классы, консультации, творческие площадки

октябрь-май

4 этап

обобщающий

  • Исследование результатов практической деятельности
  • перспективное планирование с учетом этих результатов
  • диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей
  • создание методических рекомендации, брошюр, пособий

Анализ, обобщение полученных результатов. предварительное подведение итогов. Разработка методических рекомендаций. Коррекция деятельности

Май 2015

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Условия

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны  быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды  старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом  зависит от оснащения необходимым оборудованием.  Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги...

Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

    

Помещения

Процессы

Участники

1

2

3

Музыкальный

зал

Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Танцевальный кружок

Праздники, досуги, развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Физкультурный зал

Утренняя разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Территория детского сада

Праздники. Развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники

Спортивные праздники и развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

                

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:

  • литературно-музыкальные гостиные,
  • театрализованные постановки;
  • беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.

Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важнейшая задача всех ДОУ.

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей  деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также   к  формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников"

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...

Проект "Сохранение и укрепление здоровья детей"

Сохранение и укрепление  здоровья детей...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...

ПРОЕКТ "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

quot;СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"...

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: организовать образовательную деятельность, обеспечивающую разностороннее и гармоничное развитие воспитанников, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здо...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...