Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности
статья (старшая группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон  общего развития дошкольников. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Остапенко Надежда Юрьевна,                                                                                  

воспитатель                                                                                        

                                                                                  МБДОУ ЦРР  детский сад «Мечта»,

                                                                                г. Абакан 

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности

                                                                                               

Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно  воспитание  патриотических чувств. Воспитательная программа включает в себя основные вопросы по всем направлениям деятельности ребенка в коллективе. Таким как патриотическое воспитание, культура поведения в обычных ситуациях, укрепления здоровья, воспитание нравственных и творческих качеств, общий культурный кругозор, семейные отношения, увлечения.

        Опираясь на парцальную программу  «Мир в твоих руках» (авторы: НП «ЦПС «Рост» Курганова М.Б., Басманова Г.О., Докунова Ю.В.,Великжанина О.Г.), методические пособия «Герб и флаг России», «Российская символика» (авт. Е.К. Ривина), я поставила перед собой задачи:

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к  своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формировать бережное отношение к природе и всему живому;

— знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развивать  чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, родословной мы вместе с детьми создали рукописные книги-альбомы, в которых дети отразили знания о себе, своей семье, друзьях, делились своими сокровенными тайнами. Это позволило мне определить душевное состояние ребенка, познать его внутренний мир. С  помощью  родителей был создан фотоальбом  «Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и природа», «Мой город». Прошли фотовыставки «Мир глазами ребенка», «Наши бабушки и дедушки» (ко дню пожилого поколения), «При матушке добро» (ко дню Матери). С участием родителей прошли развлечения  «Праздник мам», «Путешествие по сказкам». Такая взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи вызвала у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появился интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.  

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

 Воспитывая у детей нравственные качества личности с детьми, проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В группе существует три обязательных правила:

  • Нельзя бить и обижать людей;
  • Нельзя ломать и портить результаты труда других;
  • Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Родные места. Неповторима красота нашей хакасской  земли: бескрайние  степи, высокие таежные горы, извилистые быстрые реки, красивейшие озера  и прекрасная тайга.  В группе  вместе с  детьми сделали панно «Степи Хакасии», «Таежные места». Дети узнали, какие животные живут в степи, а какие в тайге. Знакомя детей с картой Хакасии, мы расселяли животных, где они обитают. Отмечали значками, какие природные ископаемые есть в Хакасии. Обращала внимание на растения растущих в степи, разнообразие деревьев в тайге. При этом у детей воспитывается чувство гордости за место, в котором они родились и живут.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад и где он живет.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это республика и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняю, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого проводились экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству". На праздник День Победы мы пригласили участника войны  Марию Павловну Семенюк, прапрабабушку Евы Понамаревой. Она рассказала, как воевала, как выносила раненых с помощью упряжки из собак, как было тяжело и страшно на войне. Дети слушали  с большим интересом и вниманием. Рассказали стихи, пели песни, в конце праздника подарили открытки, сделанные своими руками. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Большое значение придаю изучению символики города, республики, нашей страны. Использую нетрадиционные формы проведения занятий, а также методы моделирования пиктографии. Например, объясняя  детям значения  цветов флага, рядом с белым цветом расположила рисунки с изображением голубя, улыбки - означающих мир, чистоту совести; с синим цветом – лебедя, символизирующего верность, правду; с красным – русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу. Знания о значении герба  России, в котором отображена история нашего  государства, давала детям в сказочной форме: еще в давние времена дедушки и бабушки рассказывали детям  сказку о сильном и отважном Егории, победившего ужасного черного змея. Всадник,  изображенный на гербе, - Святой Георгий – прототип сказочного героя.

        Делая выводы и анализируя содержание сказки, дети запомнили, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приемов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

Таким образом, работая над проблемой  духовно-нравственного воспитания, убеждаешься, что эта работа помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, умение понять другого человека, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного  достоинства.

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель.2007.
  2. Гордеева В.Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я- М.2003.
  3. Журнал «Современный детский сад».№5.2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...

Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"

quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Презентация" Воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"

Презентация показывает ,как мы применяем сказки в разных видах деятельности детей.Потому что сказки - наши добрые друзья! У них можно научиться доброте, любви к людям и природе, мудрости....