Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
материал (подготовительная группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_2017-18u.g.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

XV Московские областные Рождественские образовательные чтения

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества»

Выступление

«Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко «Добрый мир»»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна (воспитатель высшей квалификационной категории)

Коломенский муниципальный район

2017 год

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни - это воспитание ребенка. Еще более сложная задача - созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые «свободные нравы», а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных, губительных соблазнов?

Дети открыты и отзывчивы на всё доброе и прекрасное, поэтому столь важен ранний возраст ребёнка, когда «поле его сердца легко обрабатывать».

Проработав в дошкольном учреждении много лет, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей должно иметь духовно-нравственную основу.

В 2000 году при храме «Воскресение Христово» в селе Васильеве открылась воскресная православная школа. Настоятель храма отец Александр предложил мне вести занятия с детьми. Я очень переживала, справлюсь ли. И действительно, было очень трудно, ведь мне приходилось учиться вместе с ними. Возраст детей был разный - от дошкольников до подростков. Занятия проходили у нас в детском саду. Преподавая детям, я чувствовала, что сама расту духовно, менялось мое мировоззрение.

Постепенно я пришла к выводу, что знакомить детей с православной культурой можно начинать гораздо раньше - с дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста уже способны анализировать свои поступки, воспринимать понятия о Боге. Им в доступной форме, детским языком и кратко можно приводить примеры из Священной Истории и житий святых, знакомить с содержанием заповедей Божиих, православных праздников, известных произведений христианской культуры.

С 2005 по 2010 год наш детский сад проводил экспериментальную работу по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с русской народной культурой и основами православия». Я стала вести кружок «Основы православной культуры», прошла курсы повышения квалификации «Основы православной культуры» в 2003, 2005, 2009-ом годах, оформила в группе уголок по православной культуре, подобрала наглядный материал и необходимую литературу. Разработала программу по дополнительному образованию «Свет жизни» для детей старшей группы. При ее составлении использовала программу «Основы православной культуры» для детей дошкольного возраста (составитель О.К. Харитонова), c 2012  программу Л.Л. Шевченко «Добрый мир».

Работа по программе дополнительного образования «Свет жизни» направлена на личностно-ориентированный подход в воспитании детей, что позволяет мне обеспечить её единство с основной образовательной программой ДОУ.

Учитывая возраст моих детей, я ставлю следующие задачи:

- сформировать представления о семье, добре, совести, верности, умение противопоставить позитивное и негативное в поведении людей;

-   воспитать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям;

- учить детей справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными.

Перед тем как проводить занятия кружка, я беседую с родителями детей, узнаю их мнение, пожелания, составляю соглашения.

Дети очень любят присутствовать на занятиях, им интересно. Они эмоциональны, активны, любят поделиться своим пусть ещё небольшим, жизненным опытом.

Некоторые занятия кружка по православной культуре мы проводили в стенах храма преп. Серафима Саровского нашего родного села Акатьево. Дети узнали, что храм - это святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог. Батюшка, о. Александр, знакомил детей с храмовой иконой, на которой изображен лик преп. Серафима Саровского - молитвенника и заступника земли Российской, с внутренним убранством храма: алтарем, иконостасом, иконами святых; с правилами поведения во время богослужений. В воскресный день дети с родителями приходят в храм на богослужение. С культурой нашего народа дети знакомятся через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

Особенно дети любят народные праздники, ведь праздник - это состояние детской души. Без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Следуя трудам великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребёнка Светлый праздник и весна. Рождество и зима, Спас и спелые плоды. Троица и золотые березы сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни...», - я строю свои занятия в рамках главных православных праздников.

В нашей «русской горнице» создан круг православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Сороки, Пасха, Троица, Спасовки, Покров.

Вместе мы готовимся к православным праздникам: разучиваем колядки, делаем Вифлеемскую звезду, ангелочков, готовим атрибуты к предстоящим праздникам, разучиваем и драматизируем рождественские произведения, изготавливаем маски, костюмы, учим песни, хороводы, стихи, расписываем писанки, рисуем пасхальные открытки, слушаем церковную и народную музыку, рассматриваем иконы, водим хороводы, играем в народные игры, ставим кукольные представления, читаем детям библейскую литературу, беседуем о прочитанном, организовываем выставки детских работ.

В мою группу ходят дети разных национальностей: русские, украинцы, молдаване, мордва, мари - эл. Я учу их дружить, любить, уважать друг друга. Мы рассматриваем портреты людей, созданные художниками, фотографии людей разных национальностей, с разным цветом кожи, в разнообразных одеждах и украшениях. В результате мы приходим к выводу, что каждый человек красив по-своему. Мы вместе сделали вывод - внешняя красота видна сразу, с первого взгляда, и она может привлечь или оттолкнуть окружающих. Но чтобы узнать о внутренней, духовной красоте человека, необходимо общаться с ним. Внутренняя, духовная красота человека скрыта, она проявляется в поступках, в отношении к окружающим людям. Дети стараются соблюдать правила совместной жизни: правило личной неприкосновенности (нельзя бить и обжать других детей), правило уважения личной собственности (нельзя брать вещи других детей и взрослых), правило уважения к деятельности других (нельзя разрушать плоды труда других детей).

Чтобы помочь детям научиться делать добро, любить своих товарищей, радоваться их успехам, бороться со своими недостатками, было сделано наглядно-дидактическое пособие «Дерево добрых дел». Каждый ребенок имеет на дереве веточку. Вместе со мной дети обсуждают различные нравственные ситуации, анализируют их, проявляют желание помочь друг другу. За хорошие поступки детей на дереве вырастают листочки, и появляется плод, за плохие - может появиться червячок и съесть и листья, и плод. Работа с «Деревом добрых дел» исключает момент соревновательности. В результате у детей появляются позитивные сдвиги в поведении, приобретаются устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть.

Чтобы работа по духовно-нравственному воспитанию была полнее, я стараюсь находиться в тесном контакте с родителями детей. Главное воспитание ребенок получает в семье, и отличительным признаком хорошей семьи должна быть любовь — любовь не на словах, а на деле. Поэтому совместно с родителями я стараюсь вырастить и воспитать настоящих добрых людей. Вопросы духовно-нравственного воспитания обсуждаю с ними в личных беседах, на родительских собраниях. Готовлю консультации, провожу анкетирование. В конце года провожу диагностику знаний детей о православной культуре. Родители - постоянные гости и участники на наших праздниках, посиделках. Я наблюдаю, как лица мам и пап, а также лица их детей освещаются теплотой улыбок и добрым взглядом. Родители становятся моими единомышленниками. Они с желанием принимают участие в подготовке праздников, шьют костюмы, изготавливают поделки. Год от года растет их участие в жизни ДОУ, а значит и в совместном воспитании наших детей. Своим родителям дети преподносят подарки, сделанные собственными руками.

Опытом своей работы делюсь с педагогами детского сада на педагогических советах. Ездила на Рождественские чтения. Работа по духовно-нравственному воспитанию подхвачена педагогами ДОУ. Накопленный опыт по духовно-нравственному воспитанию детей наше ДОУ представляло на семинарах руководителей дошкольных учреждений Коломенского района, на научно-практической конференции «Сбережем семью - сохраним Россию», где работа ДОУ была отмечена дипломом; на координационных советах Коломенского района по духовно-нравственному воспитанию.

       С ноября 2012 года детский сад проводит экспериментальную работу по теме: «Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к изучению истории малой родины». Православное воспитание является одним из направлений знакомства с родным краем.

Выпускники ДОУ, посещавшие кружок «Основы православной культуры», продолжают занятия в воскресной школе села Акатьева, некоторые занимаются в православном патриотическом клубе «Пересвет» города Коломны.

Очень важно для меня поддерживать связь со школой, в которой продолжается работа по духовно-нравственному воспитанию детей. Совместно с Акатьевской школой наше  ДОУ проводит просветительскую деятельность по возрождению православных традиций семейного воспитания.

 Используя в своей работе учебно-методический комплект «Добрый мир» Людмилы Леонидовны Шевченко, я помогаю старшим дошкольникам увидеть в окружающем мире проявление Божественного присутствия, расширяю кругозор детей в области православной культуры, закладываю основу нравственной культуры ребенка. Знакомство детей с культурными традициями жизни наших предков учит почитанию родителей, воспитывает любовь к Родине,  ее культурным традициям, уважению к старшим членам семьи. Путешествуя по маршрутам духовного краеведения, они узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, узнают «золотое правило жизни», учатся беречь окружающий мир.

    Учебно-методический комплект «Добрый мир» - это интересный и разнообразный материал: поэзия и проза духовно-нравственного, православного и эстетического направления; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях). Родители единогласно одобряют такое обучение. И всё это создаёт светлое и доброе настроение!

    Закончить свое выступление мне хочется словами св. преп. Серафима Саровского, который, как  никто из святых предвидел наши трудные времена и поэтому говорил: «Сей в тернии и при дороге, где-нибудь да прозябнет. Сеять нужно не задумываясь, какая почва, если где-нибудь прозябнет, тем самым будет достигнута цель»   Спасибо за внимание!                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Выступление на конференции"Семья фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников"

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка и формирование у него духовно-нравственных ценностей ,но и в конечном итоге развитие и формирование все...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...