Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
статья (младшая, средняя группа)
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Обобщение опыта работы с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.034
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы
Я.С.Елецкова
МКДОУ БГО детский сад №20 комбинированного вида
e-mail: jana-anna@mail.ru
Аннотация. Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Обобщение опыта работы с детьми и родителями.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание дошкольников; художественная литература; сказка как духовно-нравственный урок; воспитание через книгу; «Добро» как главный положительный герой и пример для подражания; нравственные идеалы; социальные нормы поведения.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В.А.Сухомлинский
Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.
Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое.
Изучив все это, я поставила следующие задачи:
- Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и тд.)
- Развивать познавательную активность детей.
- Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту.
- Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
- Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни , уметь делать нравственный выбор.
- Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
- Воспитывать читательский интерес к книге.
Для себя я выявила, что детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, принимают нравственные идеалы и социальные нормы поведения, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.
Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.
Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.
После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.
Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых и злость, жадность и зависть глупых героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум, сила, мудрость и добро.
В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно справиться с любыми проблемами, добрые всегда побеждают в сказке «Семеро козлят», зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» предостерегает, «Гуси-лебеди» призывают к послушанию. В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»
Следующий метод – рассказывание, т.е. свободная передача текста. При пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.
Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.
Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными произведениями я создала соответствующую предметно пространственную среду в группе, оборудовала книжным уголком, столиком, создала уголок уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее и вспомнить содержание.
Уголок располагается вдали от мест для игр, что бы дети не отвлекались от общения с книгой.
Так же, для ознакомления родителей с темой проекта, для раскрытия важности и ценности духовно-нравственного воспитания детей младшего возраста, были разработаны следующие мероприятия:
- представление своей любимой книги,
- консультации по различным формам работы (семейное чтение, разучивание диалога, инсценировка),
- рекомендации литературных произведений для домашнего чтения,
- памятки и папки - передвижки по работе с книгой.
Ежедневно в группе проходят чтения сказок детям, и дома родители читают детям по специально подобранному списку литературных произведений, в которых заложен нравственный урок.
Совместно с родителями проходят игры с элементами театрализации, на которых родители с детьми рассказывают о своей любимой книге и инсценируют отрывок из нее.
Беседы родителей с детьми дома о любимых книгах их детства.
Выставка рисунков детей и родителей «Любимая сказка» и «Любимый сказочный герой»
На данный момент уже есть положительные результаты воздействия художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Эта работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе: педагог – ребенок – семья.
Список литературы:
- Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2012. - №7
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.
- Горбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5
- http://raguda.ru/ds/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo.html
- http://6426.maam.ru/maps/news/82658.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-chtenie-hudozhestvenoi-literatury.html
- https://infourok.ru/proekt-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-skazkoy-1427616.html
Елецкова Яна Сергеевна, старший воспитатель, МКДОУ БГО детский сад №20 комбинированного вида
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей через чтение художественной литературы.
консультация для родителей...
Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.
Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...
Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы
Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы...
Нравственное воспитание дошкольников через чтения художественной литературы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром...
План по самообразованию тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников через чтение художественной литературы»
План по самообразованию...
Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы.
Дошкольникам можно просто читать стихи о природе, без какого-либо воспитательного компонента. Ребёнок сам начинает чувствовать волшебство леса, удивительный мир животных и птиц, красоту цветов. Если ч...
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы"
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы"...