Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Людмила Васильевна Семилетова

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»

Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны

«Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа»

Цель опыта: «Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России».

Идея: «Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности, формируются нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим».

 

1.1. Сведения об авторе:

Семилетова Людмила Васильевна.

Дата рождения: 28 июня 1965года.

Образование: высшее педагогическое. Окончила Тамбовский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт в 1987 году.

Специальность по диплому: «физика и математика».

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко», г.Уварово, Тамбовской области.

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж: 19 лет.

Стаж работы в данном дошкольном учреждении в занимаемой должности: 10 лет.

Награды:

  • Сертификат победителя областного конкурса «Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011»;
  • Почётную грамоту от Уваровского городского совета народных депутатов 2013г.;
  • Диплом общероссийского конкурса международной конференции «Из опыта современного образования» I степени 2014года;
  • Два диплома педагога, подготовившего победителя во Всероссийском творческом марафоне «Творческая мастерская» 2014г.;
  • Диплом педагога, подготовившего победителя во Всероссийском творческом конкурсе «Семейный портрет» 2014г.;
  • Диплома педагога, подготовившего победителя во Всероссийском заочном конкурсе «Новогоднее творчество» 2014г.;
  • Диплом организатора Всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку» 2014г.;
  • Грамоту от начальника отдела образования администрации г.Уварово;
  • Почетные грамоты от руководителей ДОУ города;
  • Почётная грамота от главы г. Уварово» 2014г.;
  • Благодарственное письмо от Епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия (Румянцева) за участие и достижение высоких результатов в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» 2014г… – 3 место в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» за разработку рабочей программы кружковой работы «Свечечка» для детей 5-7 летнего возраста. (Приказ от 08.07.2014, г.Тамбов, № 1930)
  • 1 место  МБДОУ «Детский сад «Солнышко» на региональном этапе IV межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».  Участвовала в коллективной работе ( Приказ от 09.12.2014, г.Тамбов, № 3457
  • Благодарности от родителей и родительского комитета 2011-2015г.

 

 

1.2.Условия формирования опыта.

  Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.  В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации o людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания.

Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому наше ДОУ сосредоточило свое внимание именно на этом. В 2011 году в нашем детском саду была организована работа кружка по духовно – нравственному воспитанию.

Мой опыт формировался в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» с детьми группы общеразвивающей направленности 5-7 лет.

Моя работа по духовно-нравственному воспитанию детей опирается на примерную программу «Духовно – нравственное воспитание в ДОУ», разработанную творческой группой педагогов нашего ДОУ.

Данную группу посещают психически и физически здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. воспитываются дети в благополучных семьях, с атмосферой доброжелательности и взаимопонимания.

Для приобщения детей к традиционной культуре посредством праздников в группе была создана предметно-развивающая среда:

  • Представлены различные виды росписи: хохломская, городецкая, жостовская, гжель, семеновская матрешка;
  • В «Театральном уголке» размещены сказочные персонажи для кукольного театра;
  • Оформлен мини музей «Русская печка»;
  • В группе есть «Уголок православной книги»;
  • Совместная творческая деятельность детей, педагогов, родителей в рамках организации и проведения праздников, чаепитий, ярмарки;
  • Оформлен «Православный уголок».

На работу по духовно-нравственному воспитания дошкольников были включены различные виды деятельности: познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме в образовательных областях: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация» и в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.

  • Посещение музея ДОУ «Русская изба»;
  • Посещение местного «Краеведческого музея»;
  • Посещение Христорождественскогo Храма.

А также на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • Изучение опыта работы коллег по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
  • Активное участие в работе городских методических объединений, семинарах по данной проблеме.
  • Изучение методической литературы:
  1. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой, О.Л.Князевой.
  2. «Православная культура» Л.Л. Шевченко».
  3. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» Н.Н.Султановой, Н.В. Цилько.
  4. «Православная культура» М.В.Захарченко.
  5. Программа «Детство» под редакцией В.И.Логиновой.
  6. Адаптированная образовательная программа «Школа 2100», под редакцией А.А.Леонтьева. М.: «Баласс» 2003.
  7. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности. Дети 5-7 лет». Ярославль: Академия развития, 1997.
  8. Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России». - М. «Дошкольное воспитание», 2004 г. (1).
  9. Афанасьева С. «Основы Христианской культуры» Тип. «Золотое сечение». Калининград, 2001.
  10. Гладких Л. «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей» - М. « Дошкольное воспитание», 2006 г. (1).
  11. Орлова Н. «Азбука для православных детей».

     12.Султанова Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». 

          «Дошкольное воспитание», 2004 г. (5).

    

 

1.3. Теоретическая база опыта.

            Конечная  цель  разумного   воспитания детей заключается    в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.  Затем результатом  понимания         должно стать возведение добрых институтов детской  натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

                                                                                                           Н.И.Пирогов

 «Область педагогика - практика, а не теория, не обучение, а нравственное улучшение» – так ещё во втором веке формировал цель педагогической деятельности великий учитель Церкви Климент Александрийский, в своём сочинении «Педагог». Именно по этому в своей работе использую труды современных педагогов-практиков. Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребёнка – это духовно-ориентированная педагогика.

        Найти верный путь в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мне помогли программы «Лето Господне Л.В.Суровой и «Православная культура» Л.Л.Шевченко. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала образовательная программа авторов Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей. Неоценимую помощь в работе оказали программы «Духовно-нравственное воспитание детей» Султановой Н.Н., Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России», Афанасьева С. «Основы Христианской культуры»

Цели.

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.

2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.

3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

5.Формирование духовно-нравственных качеств.

6. Создание условий, оптимально обеспечивающих процесс формирования у детей позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

7. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

8. Приобщение дошкольников  к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Задачи.

- Продолжать знакомить детей с православной культурой и историей и пробудить к ней интерес;

- Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим;

- Воспитание нравственных понятий, умений, навыков и привычек, учить оценивать нравственную и художественную стороны явления;

- Продолжать формировать представления о сердечности, доброте. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;

- Создавать условия для проявления детьми доброжелательности;

    - Формировать чувство любви к Родине на основе изучения нaциональных культурных традиций, воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа;

 - Развивать способность воспринимать и анализировать литературные        произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

-  Оказать помощь родителям по духовно – нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно–образовательный процесс детского сада.

1.4. Актуальность

       В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности  доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы  сохранения нравственных чувств и возрождение культуры народа очевидна. Нам необходимо усвоить достаточно простую, но, к сожалению, утерянную истину. Улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия невозможно, потому что православная культура была ядром истории России на протяжении 10 веков, а русский народ хранителем христианских традиций.

1.5. Новизна опыта.

1. Приобщение к традициям родной православной культуры.

2. Создание программы по православной культуре для детей дошкольного возраста.

3. Развитие творческих способностей детей.

4.Формирование у дошкольников представлений о многообразии народных культур и положительного отношения к ним.

5.Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.

 

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Малая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.

1.6. Принципы организации образовательного процесса.

  • Наглядности – дети должны сами увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовывать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное знание в предыдущем.
  • Интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и тоже содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

1.7. Адресность опыта.

Рекомендую данный опыт использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования и начальных школ, родителям.

1.8. Трудоёмкость опыта.

- потребность в инструктивных и методических материалах;

- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;

- знания педагогов получены лишь путем самообразования;

- необходимы разработки нормативно-правовой базы;

- подготовка кадров;

- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;

- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.

1.9. Технология  oпыта.

      Работая  в направлении  «Духовно-нравственное  воспитание»  я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим  нормам морали.  Проводя  занятия с детьми,  ставим определенные конкретные задачи:

  • Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным  праздникам России.
  • Развивать представления детей о традициях  семьи,  преемственности связывающей разные поколения.
  • Обогатить знания детей об образе жизни людей  на Руси  в старину, их трудовой деятельности.
  • Познакомить с символикой  России и Г.Уварово в современное и давнее время.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Разнообразие форм и методов работы.

 

     Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и

воспитывает хорошие манеры.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, использую игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников (Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас), которые мы отмечаем всем детским садом.
Широко используем игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
  Духовно – нравственные качества личности  можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью.
  Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
   Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.

   А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник и  побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических.

   Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
   Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
   Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок.

   Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

  В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. Я начинала использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
Ставила своей задачей перед детьми не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все, же участвовали все с интересом.
Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных  группах.                                               В более  старшем возрасте, 4-5 лет, я стала использовать пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
   Например: одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает».

 Во время наблюдений, при составлении календаря погоды использовала различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д.

 Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

 Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.                                                                                            Например: сказки «Репка», «Теремок», учат  детей  быть дружными  трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка»  - учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».                                                                                                       В своей работе я широко использую беседы. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, позволяю ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают.                      В нашей группе проводятся этические беседы – это плановые, подготовленные НОД с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.                                                                                                                             С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а плохо.                                                                                         Примерные темы бесед: « Будь всегда вежливым», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Ваши добрые поступки», « Как мы помогаем бабушке и маме», «Что такое дружба?», « Когда и в чем нужна смелость», «Сила - не право» и т. д.

Чтение и анализ художественных произведений, например, Сухомлинского В. А. « Почему Олечка не сорвала цветок?», Ушинского К. Д. «Умей обождать», способствует нравственному воспитанию детей. Поскольку ребёнку легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.                                                                                                                    Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт  взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребёнка – все это влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.                                           Всю работу по развитию у дошкольника  духовно-нравственных качеств я провожу вместе с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка.            

С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры я использую следующие методы:

- групповые родительские собрания;

- консультации;

- дни открытых дверей;

- папки-передвижки.  

Проблема духовно- нравственного воспитания в детском саду на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость, что побудило меня разработать программу   по     духовно- нравственному воспитанию дошкольников «Тропинка к храму», в которую вошли различные методы и формы работы с детьми, родителями и педагогами.     

1.10. Результативность опыта.

     Работа по духовно – нравственному воспитанию помогла мне поставить воспитательно – образовательный процесс на качественно новый уровень. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ.

     Большинство воспитанников моей группы учатся в школе на «4» и «5».

  Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим.

Я смогла сформировать в детях позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.

   Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.

Представленный курс отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических упражнений, пальчиковой гимнастики, различных видов игр, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Самый эффективный, на мой взгляд, является исследовательский метод. После постановки проблемы, обозначаю основные исследовательские этапы:

  • Наблюдение;
  • Выяснение непонятных явлений;
  • Выдвижение гипoтез;
  • Доказательная база;
  • Формулировка решения;
  • Практические выводы.

Таким образом, пройдя целый исследовательский путь, дети приходили к выводам самостоятельно, что в процессе овладения детьми знаний, умений и навыков морально – нравственного поведения в социуме позволило лучше подготовить ребёнка к реальной жизни, которая складывалась из осознания проблемы и её решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc11 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры

Данная презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года" среди работников дошкольных учреждений г.Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, и является отражением опыта работы ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.

Статья апробирована на научной конференции для работников дошкольного образования в г. Алексеевка Белгородской обл. в 2012г....

Презентация " Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры"

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности ребенка. Ныне материальные ценности д...

"Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством приобщения миру искусства"

консультация для родителей о том, что необходимо делать, чтобы сформировать у ребенка нравственные и социальные качества личности...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры".

Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис личности. Ф. И.Тютчев писал: ...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....