Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

мастер-класс для педагогов ДОУ

 

 Кто ясно мыслит  – тот ясно излагает.
Античная поговорка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактического синквейна в речевом развитии

детей дошкольного возраста

мастер-класс для педагогов ДОУ

 Кто ясно мыслит  – тот ясно излагает.
Античная поговорка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как?) взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- ребенок способен к принятию собственных решений.

Достижение целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнуто без освоения речевой культуры. 

Развитие речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, возникают трудности составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси благодаря японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна в педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу. 

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Синквейны можно сочинять на разные темы.

Синквейн для воспитателя детского сада – это:

- инструмент для синтеза и обобщения информации,

- средство творческого самовыражения ребёнка,

- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Синквейн как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации 

Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления», – писал известный психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 

2-я строка – два слова (прилагательных), описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;

3-я строка – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме;

4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);

5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.

Для дошкольников строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Что пишется в каждой строке?

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово –  существительное (местоимение, обозначает предмет описания), отвечает на вопросы кто? или что? (Предлагается выбрать тему для синквейна и сочинить его).

Вторая строка – два слова – прилагательные (или причастия) – они обозначают признаки выбранного предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Третья строка – три глагола (или деепричастия) описывают характерные действия, происходящие с предметами, и отвечают на вопросы: что делает? что делают?

Четвертая строка – это фраза (предложение) из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету (афоризм или пословица).

Пятая строка – резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или синоним. 

Этапы работы по обучению дошкольников составлению синквейна:

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Цель первого этапа: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомим детей с понятием «слово», обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово», обозначающее действие предмета, готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Знакомим детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.

Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов»«слов-определений»«слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Знакомим детей с символами слов, которые на втором этапе составят алгоритм дидактического синквейна.

Формы организации образовательной деятельности дошкольников, через которые проводится обогащение и активизация словаря:

1. Образовательная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?»«Отгадай загадки»«Узнай по описанию»«Скажи, какой? какая? какое? какие?»«Подбери признаки»«Кто что делает?» и другие).

3. Дидактические игры («Найди пару»«Кто что делает?»«Слова с противоположным значением» и др.), настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».

4. Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов).

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки»«Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).

6. Просмотр мультимедийных презентаций (сайт «Планета детства»).

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн символами (с помощью педагога).

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные);

слова-признаки (прилагательные);

слова-действия (глаголы);

слова-предметы (существительные). 

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», – писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

III этап – практический (до конца второго года обучения).

Цель этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.

Чтобы правильно составлять синквейн, важно:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть: анализом, обобщением; понятиями (слово-предмет, слово-действие, слово-признак);

- уметь подбирать синонимы;

- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

- согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения. 

Практическая часть (Предлагается каждому педагогу выбрать тему для синквейна и сочинить его самостоятельно, отводится 3-5 минут).

Заключение. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного мини-творчества, полёт мысли, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, делать выводы и заключения, и кратко излагать своё мнение.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Синквейн можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения являются оригинальным продуктом – результатом детской творческой деятельности «Копилка синквейнов». В копилку можно собрать синквейны по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни и т.д.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).                    

Таким образом, прием составления синквейна носит комплексный характер воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.

Рефлексия. Давайте составим синквейн о  синквейне.

Хочется закончить словами учителя-новатора Игоря Павловича Волкова: «Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки».

Желаю творческих успехов! 

Используемая литература:

Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 - 2005.

Коноваленко, В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические  упражнения  и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009.

Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 - 2006.

Ушакова,  О.С.,  Струнина,Е.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного        возраста. – Владос – Москва, 2010.

Ушакова,  О.С.  Развитие  речи и творчества  дошкольников. – Т.Ц.  Сфера, 2005.

Ушакова,  О.С.  Придумай  слово. – Т.Ц.  Сфера, 2010.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста мастер-класс для педагогов ДОУ Козик М.В., старший воспитатель

Слайд 2

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает Античная поговорка

Слайд 3

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; - у ребенка складываются предпосылки грамотности; - творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок; - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как?) взрослым и сверстникам; - ребенок способен к принятию собственных решений.

Слайд 4

Развитие речи является актуальной темой в дошкольном возрасте У детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, возникают трудности составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Слайд 5

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – пятистрочная стихотворная форма. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Слайд 6

Что такое синквейн? Синквейн – это средство творческого самовыражения. Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Синквейны можно сочинять на разные темы.

Слайд 7

«Значение слова есть феномен мышления» Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь»

Слайд 8

1 слово – предмет 2 слова – определение 3 слова – действие 4 слова – предложение 1 слово – ассоциация Правила написания синквейна: Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку.

Слайд 9

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления.

Слайд 10

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 11

I этап – подготовительный Цель: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Слайд 12

Формы организации: Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Дидактические игры (настольно-печатные материалы). Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие). Мультимедийные презентации (сайт «Планета детства»)

Слайд 13

Условные обозначения слов для составления синквейна: Слово – живой предмет (кто?) Слово – неживой предмет (что?) Слово – определение (какая? какой? какое? какие?) Слово – действие (что делает? что делают?) Предложение Слово – ассоциация

Слайд 14

II этап – основной Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Алгоритм составления синквейна для дошкольников:

Слайд 15

«Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык» И.П. Волков

Слайд 16

III этап – практический Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое. Осень Весёлая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!

Слайд 17

Модель синквейна Слово-предмет (тема) Слова-признаки по теме. Слова- действия по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Слайд 18

Актуальность и целесообразность использования синквейна: открывает новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению и актуализации словаря; облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом.

Слайд 19

Выводы о синквейне: Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн учит краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Синквейн это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Составить синквейн получается у всех. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Слайд 20

Выводы о синквейне: Синквейн – это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательной деятельности.

Слайд 21

Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон

Слайд 22

Рефлексия: синквейн о синквейне Синквейн слова – определения… слова – действия… предложение… ассоциация, синоним…

Слайд 23

Список литературы: Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5, 2005. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009. Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.

Слайд 24

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

План самообразования " Использование метода синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Технология - открывающая творческие, интелектуальные и речевые возможности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

. В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Указаны правила её составления. Раскрыто зна...

Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста

УДК 373.21 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗ.Н. ИрезеповаДС № 7 «Аленушка» (ЗАТО Знаменск)Аннотация. В статье обоснована ц...

Технология. Дидактический синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн д...

Технология Дидактический синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста

Обогащать, актуализировать словарный запас детей Развивать творческие способности Учить детей определять грамматическую основу предложения ...

Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...