Значение народных игр в воспитании дошкольников
консультация на тему

Рузавина Елена Васильевна

Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры.Важной частью национальной культуры являются игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Значение народных игр в воспитании дошкольников

      Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. За громкими, на первый взгляд, словами скрываются простые истины. Знакомство дошкольников с национальной культурой может даже не требовать специально организованных занятий. Национальный компонент может естественным образом интегрировать в образовательный процесс ДОУ.

      В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?

На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.

      Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

      В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Русская народная игра – это наша историческая память. За многие века народом накоплен обширный игровой репертуар, богатый и разнообразный по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Тот факт, что из глубины веков в современный мир высоких технологий дошли детские игры, говорит об их ценности для детей. Игры, придуманные много лет назад, актуальны по сей день и по-прежнему интересны детям.

      В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.  Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами  живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
     Порой поток информации поступает большой и очень  сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. Им на смену приходят  мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня  не интересуются  своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

      Воспитать ребёнка без игры невозможно. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: это игры с игрушками, игры с движениями, игры - состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.

      Отдельно хочется остановиться на подвижных народных играх. Потребность ребёнка в движении была отмечена очень давно. Движение – это жизнь. Подвижные игры способствуют развитию физических качеств и умственных способностей ребёнка. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

      Русские народные игры ценны в педагогическом отношении. Они способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи. Подвижная игра имеет большое влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства, взаимопомощь. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми.

      В подвижных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

      По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

      Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

      Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства воспитателем. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, побуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Эффективность внедрения народных игр была замечена на личном педагогическом опыте. Включить подобного рода игры можно в любой вид детской деятельности в течение дня. Это и динамическая пауза в ходе проведения занятия познавательного характера, многообразие тематики игр позволяет подобрать игру в соответствии с темой занятия. Пальчиковые игры помогут подготовить детей к продуктивным видам деятельности. Занятие по физической культуре можно полностью составить из народных игр разной интенсивности. Народные игры включены в прогулку и позволяют детям весело и с максимальной пользой для здоровья провести время на улице. И конечно, настоящим украшением игра будет любого праздника или развлечения. Народная игра живёт рядом, пришедшая к нам из глубины веков она до сих пор актуальна в наши дни.

      Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае дети приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Литература:

Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР

Кудрявцев В. Ф. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Значение народного искусства в воспитании дошкольников".

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но у нашего народа главным в воспитании будущих поколений всегда было широта русской души, любо...

Значение народных игр в воспитании дошкольников

Значение народных игр в воспитании дошкольников...

"Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника"

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очер...

Значение народной игрушки в воспитании дошкольников 2019

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта.   Русская народная игрушка сохраняет память ...

Значение народных игр в воспитании дошкольников.

Аннотация: народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, ведь движение — это жизнь!...

Консультация для воспитателей Значение народной культуры в воспитании дошкольников

XXI век время больших перемен, когда на человечеством нависла угроза духовного распада личности опасность утрата нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие ...

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника"

Мы живём в очень не простое время: что-то открываем новое, что-то переоцениваем. Совсем по-иному  относимся к нашему прошлому: что радовало, что тревожило русский народ в те далёкие времена?Ответ...