«Наступила масленица, значит, время радоваться»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кулькова Ольга Павловна

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_3.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №3

г. Радужный Владимирской области

«Наступила масленица, значит, время радоваться»

(конспект непосредственно образовательной деятельности)

                                                                                                  Подготовили: воспитатели Кулькова О.П.

                                                                                                                                             Леонтьева С.В.

2015 год

 «Наступила масленица, значит, время радоваться».

Тема: «Второй день масленицы – «Заигрыш»

Цель: приобщение дошкольников  к русской народной культуре (р.н. праздникам).

Программное содержание:

 - воспитывать уважительное отношение  к народной культуре русского народа.

- развивать познавательный интерес  к традициям и обычаям русского народа, желание и умение применять их  в жизни;

- развивать  коммуникативную инициативу (умение детей общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками).

- развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, любознательность)

- расширять представления о  народном празднике  Масленице, её значении, символах и традициях празднования;

- способствовать развитию творческого восприятия при знакомстве с картинами русских художников;

- познакомить  с новой народной игрой «Отвечай – не зевай»;

- обогащать и активизировать словарный запас, объясняя названия и значение дней Масленицы (Встреча, Заигрыш,);

-способствовать  грамотному лексическому построению  своих рассуждений.

Материалы:

-Кукла Масленица, мяч,  репродукции картин  Б. Кустодиев "Масленица", В.Нагорнов "Ярмарка", С. Кожин "Масленица" (интерактивное оборудование);

Предварительная работа: разучивание закличек, поговорок, пословиц о масленице, р.н. игр и хороводов. Продуктивная деятельность;

Сотрудничество с семьями воспитанников:

разучивание с детьми стихов, закличек, поговорок о масленице, изготовление куклы Масленицы.

Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время проведения

  1. Процесс вовлечения

Ребята, у нас на этой неделе гостит эта кукла. (в группе кукла – Масленица - сделана вместе с детьми). Диалог с детьми: зачем, (почему?) мы её сделали. А что было вчера? (ответы детей, закличка)

«Едет масленица дорогая,

наша гостьюшка годовая,

да на саночках расписных,

да на кониках вороных

Живёт масленица 7 деньков,

Оставайся 7 годков»

1-2 минуты

2.Процесс целеполагания

Восп-ль: ребята, а что мы знаем о Масленице, об этом празднике? (ответы детей). А вам хотелось бы узнать больше, ещё что-то новое об этом празднике? А что бы вы хотели узнать? (старинный это праздник или современный? Как отмечали раньше? Все ли дни были одинаковые?)

2-3 минуты

3.Процесс планирования и проектирования

Где и как мы можем об этом узнать? (ответы детей – посмотреть в интернете, почитать книжку, сходить в библиотеку, спросить у воспитателей…). Может быть, гости нам помогут. Может быть, мы расспросим гостей. Мы все вместе пойдём или разделимся? Как мы больше сможем собрать информации?

2-3 минуты

4.Процес осуществления деятельности

 Дети объединяются в группы по несколько человек и обращаются к гостям с вопросами: «Скажите, пожалуйста, всегда ли отмечали масленицу русские люди? как его отмечали? Все ли дни были одинаковые?

Дети, узнав информацию, собираются вместе (садятся на стульчики) и делятся полученной информацией:

Ребята, вы узнали, что хотели? А что вам рассказали гости?

Совместное обобщение полученной информации, уточнение значений слов названий дней масленичной недели – рефлексивная беседа

В-ль и дети: итак, мы узнали, что Масленица – старинный праздник, отмечали его шумно, весело. Каждый день имеет своё название, которое говорит о том, что нужно делать в этот день.  Вчера, какой был день недели?  (понедельник). Что вы делали? (ответы детей), поэтому он называется «Встреча».  Сегодня.... – вторник – заигрыш.  От какого слова? (играть).  

В-ль: Масленица – весёлый и шумный праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, выходили на улицу и веселились от души. И многие русские художники рисовали этот праздник.

1) «Масленица».  Дети рассматривают картину в течение некоторого времени. Эту картину написал художник Б.Кустодиев. На что, ты, Маша, обратила внимание? На что, ты Егор?, Что поразило тебя…? Что на тебя произвело впечатление…? Что бы ты, выделил на этой картине…?  (много людей, катаются на лошадях, пришли в театр, воздушные шары…) а как одеты люди? А сейчас носят такую одежду? Какую информацию, которую мы узнали, подтверждает эта картина?

2) «Ярмарка»  В.Кожин - В Масленицу устраивали большие ярмарки, где продавали свой товар, угощались горячим чаем и блинами, веселились.

3) «Масленица» (Сжигание масленицы) С.Нагорнов - А это последний день масленицы – прощёное воскресенье – когда сжигали чучело Масленицы.

Посмотрев картины, мы с вами убедились, что Масленицу празднуют с давних пор, - это праздник старинный. И мы с вами каждый год отмечаем его. А вы помните, как мы провожали масленицу в прошлом году. Что вам запомнилось? (ответы детей), а ещё мы с вами пели песни, водили хороводы – «Сею, вею снежок…»

А вы помните (не забыли), как называется сегодняшний день? (заигрыш)- Это значит,  в этот день…(играли в разные игры, катались на санках и ледяных горках, ели блины, зазывали в гости).

 А в какие игры вы любите играть? А какие русские народные игры вы знаете? В какую игру мы с вами можем поиграть?   Какую р.н. игру вы выбираете?

 Игра «Золотые ворота».

Нравится вам эта игра? А хотели бы вы узнать ещё новую игру?

Называется она «Отвечай – не зевай». В этой игре надо быть внимательными и сообразительными. Ведь в любой праздник на Руси дети и взрослые меряются не только силой, но и умом, и смекалкой.  Играющие становятся в круг. Водящий берёт мяч в руки, бросает его одному из играющих и говорит: «Вот птица (животное, дерево…)! Отвечай – не зевай!» играющий должен быстро сказать название какой-нибудь птицы и тут же передать мяч кому-то другому с теми же словами. Если кто-то из играющих не сможет быстро назвать птицу или повторит ранее сказанное, он должен выполнить какое-то задание – загадать загадку, рассказать стих-е, сказать пословицу….

18-20 минут

Рефлексия

Понравилось вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали сегодня?

А на прогулке мы продолжим играть в русские народные игры.

1-2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение ради здоровья , прогулки на лыжах в зимнее время , их польза для развития ребёнка

Как сделать так, чтобы дети получали удовольствие от обучения азов лыжной техники?...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Новогодний праздник для дошкольников «Наступает время сказки…»

Сценарная разработка сценария, рекомендованная для проведения с детьми среднего и старшего дошкоьного возраста в ДОУ.Развивает творческий потенциал у детей,...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему "Дружить-значит, радовать друг друга"

Развивать эмпатию, коммуникативные навыки, побуждать детей к проявлению внимания и заботы о товарищах....

Радио во время ВОВ

7 мая в России отмечают День Радио. Предлагаем вашему вниманию поэтапное рисование радиоприёмника в ретро стиле....

Конспект подгруппового занятия: «Дружить значит - радовать друг друга».

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы, направленный на развитие эмпатии, коммуникативных навыков....