Дополнительная общеобразовательная программа художественно-дизайнерской мастерской "Светлячок"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Кириллова Татьяна Николаевна

Проектно-художественная деятельность (дизайн) представляет уникальные возможности для реализации современной модели дополнительного образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizayn_programma.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121

Рассмотрено

на заседании м/с ГБОУ Школа№121

Председатель м/с

Вдовенко С.П.

Протокол №   от «01» сентября 2016г.

                     Утверждаю

                     Директор ГБОУ Школа №121

                     Сметлев В.С. ______________

                     Приказ №  от «01» сентября 2016 г.

Направленность программы: Художественная

Дополнительная общеобразовательная программа

        Художественно-дизайнерская мастерская «Светлячок»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень программы: Ознакомительный

Составитель программы:

Кириллова Татьяна Николаевна

                                           Москва 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                      

                       

       

         Одна из задач, на решение которых направлен  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношения с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творческого развития и мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

        Проектно-художественная деятельность  - дизайн предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели.

                В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности.  В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).

        Проектно-художественная деятельность  – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего полезные и эстетические свойства.

       Проектно-художественная деятельность  – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.

   Дизайн – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.  Это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.

         Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

         Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

     

   В основу рабочей программы положена инновационная система художественного образования дошкольников автора Лыковой И. А.  Учебно-методический комплекс «Художественный труд в детском саду» автора Лыковой И. А. включает содержание и описание таких видов художественно-продуктивной деятельности как пластические искусства, художественное конструирование, дизайн.

        Программа дополнительного образования реализуется на базе ДОУ компенсирующего вида для детей с  нарушениями речи. Дошкольное учреждение работает по программе под редакцией  Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой,  Т. С. Комаровой «От рождения до школы».  Основным направлением работы детского сада является организация единого коррекционно-развивающего пространства.  В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что реализация программы дополнительного образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал, к которому стремится общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» - школе.

       Рабочая программа разработана в соответствии с

       Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,

       Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МО и Н РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,

        Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 Приказом Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном  году.

   Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 

   

  НОВИЗНА.

       Обучение детей по данной программе способствует получению знаний и умений в нетрадиционных для дошкольного образования техниках художественного творчества. Программа  является вариативной, что позволяет допускать некоторые изменения в содержании занятий и форме их проведения.   Воспитанники в процессе обучения могут самостоятельно придумывать и воплощать любые работы в различных техниках.

     АКТУАЛЬНОСТЬ.

        Освоение данной программы:

  • дает воспитанникам возможность  развития творческого потенциала в новом для них мире дизайна;
  • создает условия для самореализации личности , выявления и развития творческих способностей;
  • формирует культуру труда: содержание в порядке рабочего места, экономия материалов и времени, планирование работы;
  • расширяет кругозор;
  • развивает мелкую моторику рук.

Все эти навыки и умения обязательно пригодятся воспитанникам при обучении в начальной школе.

        ЦЕЛЬ программы:  развитие личности ребенка, формирование художественного вкуса путем творческого самовыражения через художественно-дизайнерскую деятельность,  основанную на доступных для дошкольников видах декоративно- прикладного творчества:  пластилинография,  квиллинг, модульное оригами,  декупаж,  флористика и др.

       ЗАДАЧИ:

1. Приобщать детей к миру дизайна, как одному из видов декоративно-прикладного  искусства.

2. Создать условия для овладения детьми различными техниками .

3. Развивать творческие способности, коммуникативные качества дошкольников.

4. Формировать у детей   -  навыки и умения в дизайнерской деятельности;

                                            -  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной

                                               инициативы;          

                                            -  умение использовать наиболее рациональные способы                      

                                               достижения  результата.

5.  Развивать речевые навыки: умение активно употреблять слова, обозначающие действия,  называть материалы, используемые для работы.

6. Развивать  фантазию, воображение.  обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений) ребенка;

7. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

8. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами.

9. Воспитывать навык аккуратной работы, усидчивость, внимательность, старательность, самостоятельность, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

                       Возможные достижения детей:

1. Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) .

2. Владеть приемами работы различными инструментами, знать правила техники безопасности при общении с ними.

3. Проявлять высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

4.Самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме.

                     Формы проведения итогов реализации программы:

-  выставки работ детей в детском саду;

-  дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ;

-  творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

-  участие в оформлении работами интерьера детского сада.

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, в том числе группы компенсирующей направленности для детей с  нарушениями речи.

Образовательная услуга представляется в форме кружка.

Направленность программы:  декоративно - прикладное творчество.  Вид программы  – ознакомительный.

Планируемое количество детей – 16 детей.

Комплектование кружка проводится по желанию детей и родителей.

Формы работы: групповая, индивидуальная работа.

Продолжительность занятия по 30 минут ( две подгруппы),   два раза в неделю ( 76 часов за учебный год).

Гибкая форма организации труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики, во время занятия для снятия напряжения – физкультминутки, прослушивание классической, народной музыки.

Формы проведения занятий различны : рассказы воспитателя и детей, беседа с детьми, показ воспитателя, игровая форма занятия. Основной формой обучения является практическая работа.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  к рабочей программе

Дата            

           Тема                                  

                    Задачи

К-во

часов

Сентябрь  

1 неделя

     

2 неделя

   

 

3 неделя                

 4 неделя

   

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1 неделя    

2 неделя    

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1 неделя      

2 неделя

3 неделя    

4 неделя  

Январь

2 неделя  

3 неделя

4 неделя      

Февраль

1 неделя

 

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1 неделя  

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

1 неделя    

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Вводное занятие. Знакомство с дизайнерской мастерской. Диагностика.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Диагностика.

Бумага. Диагностика детей.

 Дизайнерское украшение «Кленовый лист» в технике оригами.

Изготовление гирлянды «Дары осени». Для сезонного украшения группы. Оригами, объемная аппликация.

История возникновения открытки.                              

Изготовление дизайнерской открытки ко Дню пожилого человека.

«Зонтик» - изготовление поделки в различных техниках (оригами, пластилинография, торцевание…)

Поделка «Осеннее дерево» из

бумажных пакетов и пазлов.

Картина «Кленовый лист» в технике пластилинографии и аппликации.

Флористика. Знакомство с гербарием. Картина  с элементами фитодизайна «Букет на столе».

«Все мультфильмы в гости к нам». Изготовление работ на районную выставку, посвященную Году Кино.

Макет «Обитатели морского дна».

Декупаж.

Декупаж камешков бумажными салфетками.

«Платье для мамы». Дизайнерская открытка ко Дню Матери.

«Петушок – символ 2017 года». Поделка из бросового материала.

Поделки для новогоднего украшения группы.

Новогодняя открытка в технике скрапбукинга

Знакомство с гофрокартоном.

«Снеговик». Объемная игрушка из гофрокартона.

«Новогодние деревья» из бумажной кружевной салфетки.

«Кукольная посуда» в технике квиллинг

Проект «Сказки Пушкина».

Изготовление атрибутов.

Проект «Сказки Пушкина». Изготовление азбуки по произведениям поэта.

«Веселый зоопарк». Макет из

бросового материала.

«Валентинка» - сердечко в технике оригами.

«Наши защитники». Изготовление стенгазеты

Изготовление дизайнерской открытки папам и дедушкам.

«Весенний букет». Подарок к 8 Марта.

Изготовление поделки на бумажной тарелке в технике пластилинографии «Золотая рыбка»

Театр «Заюшкина избушка» из синельной проволоки.          

«Домики для птичек» в технике скрапбукинг.

« Птица счастья из бумажных

тарелок»

«Космос. НЛО.»  Поделки из бросового материала.

«Пасхальное яйцо». Декупаж.

«Светлый праздник». Коллективная работа для участия в пасхальной выставке.

«День Победы». Изготовление стенгазеты и открыток ветеранам.

«Весенняя открытка с сюрпризом»

Оформление выставки работ детей.

Диагностика. Мониторинг.

Познакомить  детей с мастерской, рассмотреть поделки и фото прошлогодних работ детей. Обратить внимание на технику и материал.

Познакомить и инструментами и правилами их пользования.

Познакомить с видами и свойствами бумаги. Знакомство с историей возникновения техники оригами.

Учить складывать лист бумаги в разных направлениях, аккуратно сглаживая сгибы. Развивать творческое воображение.                              

Учить детей создавать самостоятельно композицию . Развивать глазомер, мелкую моторику. Вызвать интерес к украшению интерьера группы.

Познакомить детей с историей возникновения открытки печатной и ручной работы. Познакомить с техниками изготовления открытки  ручной работы.

Учить создавать открытку в новой технике. Воспитывать желание сделать приятное близким.

Учить детей самостоятельно выбирать при изготовлении поделки материал и технику выполнения. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.                                                                  

 Учить передавать образ природы при помощи бросового материала. Развивать чувство композиции, совершенствовать мелкую моторику.

Продолжать обучать технике пластилинографии, развивать цветовое восприятие, эстетический вкус.

Познакомить детей с фитодизайном. Учить выполнять композицию из сухих листьев и цветов.

Развивать фантазию и интерес к работе с

природным материалом.

Совершенствовать приемы техники пластилинографии: лепить отдельные мелкие детали, примазывать, сглаживать, использовать  в работе стеку.

Учить изготавливать простые игрушки-самоделки из бросового материала – рулончиков от туалетной бумаги. Развивать чувство коллективизма.

Познакомить детей с новой техникой декорирования.

Учить детей особой технике аппликации, дать возможность почувствовать себя автором художественного произведения.

Развивать интерес к дизайнерскому творчеству, композиционные умения, эстетический вкус.  Воспитывать аккуратность в работе.

Закреплять умение изготовлять поделку из бросового материала. Развивать фантазию, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Продолжать прививать интерес к дизайнерскому творчеству. Воспитывать желание украшать мир в

вокруг себя.

Уточнить знания о новогодних обычаях, традициях.  Развивать навыки работы с бумагой и ножницами.

Познакомить с новым материалом – гофрокартоном и техникой работы с ним.

Развивать мелкую моторику рук, умение аккуратно пользоваться клеем.  Воспитывать усидчивость.

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать индивидуальные творческие способности. Воспитывать художественный вкус.

Учить создавать кукольную посуду из бумаги.  

Развивать творческую инициативу, желание помогать друг другу.

Развивать интерес к дизайнерскому творчеству, умение работать сообща.

Продолжать учить изготавливать из рулонов от туалетной бумаги поделки – фигурки животных.

Воспитывать умение работать в коллективе.

 Продолжать знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами, обогащать словарь специальными терминами.

Формировать умение следовать устным инструкциям в создании композиции. Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление.

Продолжать учить мастерить своими руками открытки своим близким используя знакомые техники.

Закреплять умение создавать объемную композицию. Развивать эстетический вкус и

творческую фантазию. Воспитывать любовь и     уважение к женщинам.

Продолжать обучать технике пластилинографии, развивать цветовое восприятие, эстетический вкус.

Познакомить детей с новым материалом и его свойствами. Учить изготавливать игрушки для театра.

Учить использовать технику скрапбукинг в изготовлении различного вида декоративных поделок.

Продолжать учить детей работе с бросовым материалом, совершенствовать умение пользоваться ножницами.

Учить использовать в своем творчестве разнообразный материал(одноразовая посуда, емкости от молочных продуктов и т.д.).  Развивать творческие способности.

Продолжать знакомство с народными праздниками и традициями. Совершенствовать умение работать в технике декупаж. Воспитывать аккуратность.

Развивать интерес к обычаям своего народа. Воспитывать желание участвовать в конкурсах.

Развивать интерес к коллективному творчеству.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Дать возможность детям изготовить  поделку с возможностью самостоятельно выбрать художественный материал и технику. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

1 час

1 час

1 час

 

1 час

2 часа

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лыкова И.А.  Художественный труд в детском саду.  

2. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. 2012 г.

3. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн.2006г.

4. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. 2010 г.

5. Каминская Е.А. Поделки из бумаги. 2011 г.

6. Белошистая А.В.,  Жукова О.Г.  Бумажные фантазии. 2010 г.

7. Давыдова Г.Н.  Детский дизайн. Пластилинография. 2008 г.

8. Ярыгина А.Н. Дети и дизайн. 2006 г.

9. Сайт « Страна Мастеров»  http://stranamasterov.ru

10. Сайт « Всё для детей»  http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...