Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
материал по физкультуре

Костюкова Марина Михайловна

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22ritmika_dlya_malyshe22_po_strukture.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Часцовская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение детский сад №19

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете  

МБОУ Часцовской СОШ

Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Часцовской СОШ

__________________ /А.П. Куницын/

 «30» августа 2023 г.

Дополнительная

общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ

«Ритмика для малышей»

для детей 3-4 лет

на 2023-2024 учебный год

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Инструктор по физической культуре

Первая квалификационная категория

Костюкова Марина Михайловна

пос. Гарь-Покровское

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка:
  1. актуальность;
  2. направленность Программы;
  3. новизна Программы;
  4. педагогическую целесообразность;
  5.  отличительные особенности данной Программы от существующих Программ;
  6. цель, задачи реализации Программы;
  7. возраст детей, участвующих в реализации Программы;
  8. сроки реализации Программы;
  9. формы и режим занятий;
  10. планируемые результаты освоения воспитанниками содержания Программы;
  11. способы определения результативности освоения Программы;
  12. формы подведения итогов реализации Программы.
  1. Содержательный раздел.  
  1. Содержание изучаемого курса;
  2. Учебный план;
  3. Календарно-тематическое планирование.
  1. Организационный раздел.
  1. Методическое обеспечение и условия реализации Программы;
  2. Список литературы.
  3. Приложения.

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика для малышей» (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;   если платные
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 1185 г. Москва "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам";
  • Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ;
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. N7-ФЗ;
  • Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования»              если платные
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

1.1.1. Актуальность

Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений.

1.1.2. Программа направлена на:

всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников). Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным.

Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

1.1.3. Новизна Программы заключается в стремлении в современном

образовательном пространстве развивать расширение музыкального

кругозора в хореографическом искусстве, музыкальной памяти.

1.1.4. Педагогическая целесообразность.

Обучение детей дошкольного возраста ритмике является неотъемлемой частью образовательного процесса, в рамках дополнительной образовательной программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а работа  кружка строится на единых принципах с основной образовательной программой, обеспечивает целостность педагогического процесса и направлена на расширения спектра образовательных услуг, развития творческих способностей детей, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.

1.1.5. Отличительной особенностью данной Программы является использование

Новых информационно-коммуникативных технологий, в том числе

возможности сети интернет.

1.1.6. Цель и задачи Программы

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой личности.

Задачи Программы:

  1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращении, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

  1. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.

  1. Развитие творческих способностей детей:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощения творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

1.1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы –3-4 года.

При разработке плана работы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 4 лет. Данный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этот период повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
  • узнает знакомые мелодии;
  • двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
  • умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
  • проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

1.1.8. Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на один учебный год (начиная с октября 2023 года по май 2023 года, 8 месяцев).

1.1.9. Формы и режим занятий

Режим работы: учебная нагрузка – 2 занятие в неделю,8 занятия в месяц, 66 занятия в год. Занятия проводятся во второй половине дня по 15 минут группой не более 10 человек.

1.1.10. Планируемые результаты у детей к концу года

Формирование:

* эмоциональной отзывчивости на музыку

* лёгкости, пластичности, выразительности движений

* умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития

   музыкального образа

 

 

Совершенствование

* техники исполнения разученных танцевальных движений по –одному и в парах

* нравственно – коммуникативных качеств, индивидуальности.

 

Развитие:

* чувства ритма

* умения ориентироваться в пространстве

* координации движений

* творческого воображения.

1.1.11 Способы определения результативности освоения Программы

Система мониторинга

Для подведения итогов используется педагогическая диагностика, которая проводится два раза в год, в начале и в конце учебного года.

Диагностическая карта определения уровня ………………………………. развития детей …………………. лет представлена в Приложении 1.

Уровень ……………………… развития детей. Критерии оценки

Подсчёт результатов:

1.1.12 Формы подведения итогов реализации Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание изучаемого курса

Виды работы на занятиях с детьми

Логоритмика.

Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.

Музыкальная разминка.

Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Ритмическая гимнастика.

Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

Партерная гимнастика.

Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные.

Танцевальные движения.

Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

Сюжетно-образные танцы.

Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения.

Музыкальные игры.

Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.

2.2. Учебный план

Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.

  • Мы идем в зоопарк
  • Мы гуляем в лесу
  • Морское путешествие
  • Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками

Партерная гимнастика.

  • упражнения для развития гибкости: «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»
  • упражнения для стоп, развития растяжки
  • упражнения для стоп – вытягивание носочков

Танцевальные движения.

  • ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
  • шаги на пятках;
  • различные хлопки
  • хороводы
  • танцевальные движения с атрибутами (погремушки, флажки, платочки)

Сюжетно-образные танцы

Ритмические и образные танцы по показу: «Паучок», «Дождик», «Танец утят», «Тучка»

Музыкальные игры

Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию, построение в две линии, «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Зайцы-волки», «Зоопарк», «Машинки», «Самолеты», «Вперед 4 шага»

Каждое занятие курса имеет свою структуру.

Каждое занятие состоит из трех частей:

Вводная часть:

      построение и приветствие детей

      разминка в движении: ходьба, бег, прыжки

      танцевальная разминка

Основная часть занятия:

      разучивание новых танцевальных движений и композиций

      разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.

Заключительная часть:

      музыкальная игра

      построение, поклон

2.3. Календарно-тематическое планирование

Октябрь. Ноябрь.

Осень в гости к нам пришла

Пробудить интерес к занятиям, дать детям элементарное представление о танце.

Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага.

Ознакомление детей с разными темпами музыки.

Формирование пластики, культуры движения, выразительность.

Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развивать музыкальную память, внимания; развивать координацию движений, пластичность, мягкость.

Коммуникативная игра «Вместе с другом»

Музыкальная разминка «Четыре шага»

Партнерная гимнастика «Лягушка», «Книжечка», «Корзиночка»

Танец «Дождик» (девочки)

Танец «Грибочки» (мальчики)

Танец «Осень в золотой косынке» (все дети)

Танец «Листочки» (все дети)

Релаксация. Фонограмма «Звуки природы»

Музыкальная игра «Зайка прыгал»

Построение в линию

Поклон

Декабрь. Январь. Февраль.

Зимнее приключение

Формировать у детей плавные, легкие движения рук.

Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения.

Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой.

Продолжать учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения.

Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям.

Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве.

Коммуникативная игра-приветствие «Вместе с другом»

Разминка «Лошадка», «По кругу»

Креативная гимнастика «Буги - вуги»

Партнерная гимнастика «Коробочка», «Мостик», «Неваляшка»

Танец «Бусинки - красавицы» (Девочки)

Танец «С игрушками» (все дети)

Танец «Зверята» (Мальчики)

Релаксация. Фонограмма «Звуки природы»

Музыкальная игра «Зайцы - волки»

Построение в линию.

Поклон.

Март. Апрель. Май.

Весеннее пробуждение

Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой.

Развивать творческий потенциал ребенка и самовыражения через танец.

Закреплять развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

Продолжать развивать гибкость, ловкость, точность и пластичность.

Воспитывать выносливость, силу.

Формировать осанку, красивую походку.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Коммуникативная игра – приветствие «Вместе с другом попляши»

Партнерная гимнастика «Фасоленки», «Лодочка», «Дождик»

Релаксация. Фонограмма «Звуки природы»

Разминка «Долго шли мы по дорожке»

Танец «Матрешки» (Девочки)

Танец «Цветочки» (Девочки)

Танец «Гномиков» (Мальчики)

Танец парный «У меня, у тебя, мы с тобой…»

Музыкальная игра «Зайка прыгал»

Построение в линию.

Поклон.

3. Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение Программы

Условия реализации программы

Требования к среде: занятия по Программе проводятся в …………………………………….

Обязательно наличие ………………………………………………………..

Технические средства

  • Музыкальное сопровождение

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

Материалы и оборудование, необходимое для занятий с детьми:

Кадровые условия реализации Программы:

Воспитатель, реализующий Программу дополнительного образования, обладает основными компетенциями, необходимыми для создания условий физического развития детей: образование – инструктор по физической культуре ДОУ, стаж работы – 6 лет, Первая квалификационная категория.

3.2. Список используемой литературы

Приложение 1

Диагностическая карта определения уровня ……………………… развития детей …………………….. лет

на 2023 – 2024 учебный год

Руководитель: ______________________________________________________

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Критерии

Общий показатель развития ребенка

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень подготовки:                           октябрь В______  С______ Н_____                                      май     В______ С______Н______

Вывод (октябрь): _____________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод (май): ___________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...