ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
рабочая программа по развитию речи

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы
бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующими
свойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи 

ОО «Речевое развитие»  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)

«Жила была посуда….»

Автор:

                                                                                воспитатель

Кузяева Г.Р.

Тольятти 2022

Тема: «Жила-была посуда…»

Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы  

бытового  окружения  (посуда);  прилагательными,  характеризующими

свойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи детей.  

Программное содержание:

Задачи:  

  Образовательные:

Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы полным, развернутым

предложением.

Словарь:  учить  сравнивать  различные  предметы  по  материалу,  размерам,

назначению,  употребляя  названия  качеств  (стеклянный,  металлический,

пластмассовый),  активизировать  употребление  слов  противоположного

значения (антонимов) (глубокая  – мелкая, большой – маленький; высокий –

низкий);  закреплять  умение  классифицировать  предметы  по  качеству

(стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);

Грамматика: учить  образовывать  по  аналогии  названия  предметов  посуды

(хлебница,  сахарница,  конфетница,  солонка,  салатница); упражнять  детей  в

умении  составлять  уменьшительно-ласкательные  слова;  продолжать  учить

детей  согласовывать  существительное  с  порядковым  или  количественным

числительным по теме посуда.

Звуковая культура речи: продолжать учить называть первый звук в слове.

  Развивающие: продолжать развивать связную речь; развивать внимание,

память.

  Воспитательные:  продолжать  воспитывать  бережное  отношение  к

предметам бытового назначения.

Предварительная  работа:  НОД:  Ознакомление  с  окружающим  «Посуда»;

разучивание:  пальчиковой  гимнастики  «Мы  посуду  перемыли»,

физкультминутки  «Посуда»;  д/и  «Четвертый  лишний»  (посуда),  чт.  И.К.

Чуковский «Федорино горе».

Материал:  Тарелки  (глубокая  и  мелкая),  вилка,  ложка  (чайная,  столовая)

деревянная,  металлическая,  пластмассовая),  стаканы  (высокий,  низкий

стеклянные  и  пластмассовый),  мяч;  картинки  с  изображениями  предметов

посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др. Листы с

заданием  «Обведи  по  контору  предметы  посуды)»,  цветные  карандаши  (на

каждого ребенка). Презентация «Солдатская посуда».

Ход НОД:  

Дети сидят за столами.

Воспитатель читает стихотворение:

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

 Воспитатель задает вопросы:

- О чем говорится в этом стихотворении? (О посуде)

- Какие предметы посуды перечислил автор в своем стихотворении? (Чайник,

чашка, блюдо, ножик, вилка, ложка, кастрюля, поварешка)

- Для чего нам необходим чайник (Ложка, вилка, чашка, кастрюля)?

- Для чего нам нужна вся посуда? (Ответ детей)

- Какую посуду вы знаете? (Ответ детей).

- Посмотрите, перед вами лежат листы бумаги, переверните их. Рассмотрите

рисунок.  Какие  предметы  спрятались  в  этом  рисунке?  Назовите  их  (Ответ

детей). Каким  одним  словом  можно  назвать  все  эти  предметы?  (Посуда).

Обведите предметы посуды по контуру цветными карандашами.

 

 

- Скажите, а в какой сказке главный герой не ухаживал за посудой, не мыл ее,

бил ее? Правильно, это сказка К.И. Чуковского «Федорино горе».

- Ребята, давайте мы с вами поможем Федоре вымыть посуду.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, четыре,

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так Федоре помогали!

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

- Молодцы! Настоящие помощники.

Воспитатель  выставляет  на  стол  все  предметы,  кроме  пластмассовой

посуды.

- Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Ответ детей). Как одним

словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)  

- Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе они белого

цвета)

-  Чем  они  отличаются  друг  от  друга?  (Одна  тарелка  –  глубокая,  другая  –

мелкая.)  

- Для чего нужна глубокая тарелка? (Чтобы есть первое блюдо)

- А мелкая тарелка для чего нужна? (Чтобы есть второе блюдо)

- Когда вы садитесь обедать какая посуда вам понадобится? (Глубокая тарелка,

мелкая тарелка, чашка, вилка, ложка)

- Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла).

Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические).

Воспитатель берет в руки металлические столовую и чайную ложки.  

- Чем похожи эти два предмета? Правильно, он сделаны из одного материала,

из металла, они металлические.

- Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (Одна большая, другая

маленькая). Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? Для чего

нужна чайная ложка? А для чего столовая? (Ответ детей).

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти

стаканы? (Они сделаны из стекла, они стеклянные). Чем различаются? (Один

стакан высокий, другой низкий). Для чего они нужны? (Из них пьют воду, сок).

Воспитатель  выставляет на  стол  пластмассовые  тарелку,  стакан,  вилку,

ложку.

- Скажите, какая посуда стоит на столе? (Тарелка, стакан, ложка, вилка).

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы). Значит они какие? (Пластмассовые).

Для чего нам необходима пластмассовая посуда? (Брать на пикник, в дорогу).

Воспитатель  поднимает  над  столом  посуду  по  два  предмета,  дети

отвечают хором.

- Эта тарелка глубокая, а эта (мелкая)

- Эта ложка столовая, а эта (чайная)

- Этот стакан высокий, а этот (низкий)

- Эта вилка металлическая, а это (пластмассовая).

- Ребята, к нам в группу прислали посылку, давайте посмотрим что в ней.

Воспитатель достает из коробки с посылкой картинки с изображением хлеба,

сахара, сухарей, соли, дети называют хором что изображено на картинках.

- Скажите, а в чем мы храним хлеб? (В хлебнице)

- Сахар? (В сахарнице)

- Соль? (В солонке)

- Во что кладем салат? (В салатницу)

- А конфеты? (В конфетницу).  

Д/Игра «Волшебный сундучок»

Цель: учить детей определять первый звук в слове, правильно произносить его.

Дети выбирают карточку с изображением посуды из «волшебного сундука»,

называют предмет, который изображен и первый звук в этом слове.  

- А теперь немного отдохнем, физкультминутку проведем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот большой стеклянный чайник (Дети «надувают» живот, одна рука на

Вот большой стеклянный чайник (Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая в сторону, изогнута как носик)

Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Кружатся, руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Руками показывают круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх)

Вот пластмассовый поднос – (Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс. Большой круг).

- Следующая игра в которую мы с вами поиграем, называется «Скажи ласково»

ласково»

Д/И «Скажи ласково»

Цель: упражнять детей в умении составлять уменьшительно-ласкательные слова.

слова.

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч любому игроку и называет посуду,

игрок ловит мяч, составляет уменьшительно-ласкательное слово заданного

предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...