Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
рабочая программа (подготовительная группа)

Оганнисян Елена Олеговна

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

     

      Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

        Направленность программы «Народная кукла» по содержанию является художественной.

       Функциональное предназначение – прикладное.

       Форма организации – кружковая, очная.

       По уровню усвоения программа является общекультурной и углубленной (предполагает разноуровневое обучение).

Цели:

  • приобщение к истокам русской народной культуры;
  • изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы;
  • изготовление народной куклы с учётом традиций.

Задачи:

обучать навыкам работы с различными материалами;

  • развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление;
  • формировать навыки общения и коллективной деятельности;
  • воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру.

      Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения

      Программа дополнительного образования «Народная кукла» рассчитана на срок 1 год. Возраст воспитанников от 10 до 14 лет.

      Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx49.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Возовская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области

Рассмотрено на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №

от «___ » __________2019г

Руководитель МО

__________/

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №

от «___ » __________2019г

Председатель ПС

_________/Болотина Т.Г.                      

 Утверждаю:                

директор МКОУ          

«Возовская СОШ»                

________/Золотухин Д.А

Приказ №        

«__» ________2019 г.

Дополнительная

общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

Кружок «Народная кукла»

для  школьников 10-14 лет

(срок реализации – 1 год)

        

                                                                           

                                                                           Разработал:

                                                         преподаватель дополнительного образования

                                                                      воспитатель    

Оганнисян Елена Олеговна                                                                                                                                                      

п.Возы

2019 год

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Наряду с промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. И эта тема далеко не исчерпана. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Изначально кукла служила тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновленные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.

      Характерная черта современного образования – это внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

    Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

     

      Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

     

      Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

        Направленность программы «Народная кукла» по содержанию является художественной.

       Функциональное предназначение – прикладное.

       Форма организации – кружковая, очная.

       По уровню усвоения программа является общекультурной и углубленной (предполагает разноуровневое обучение).

Цели:

  • приобщение к истокам русской народной культуры;
  • изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы;
  • изготовление народной куклы с учётом традиций.

Задачи:

обучать навыкам работы с различными материалами;

  • развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление;
  • формировать навыки общения и коллективной деятельности;
  • воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру.

      Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения

      Программа дополнительного образования «Народная кукла» рассчитана на срок 1 год. Возраст воспитанников от 10 до 14 лет.

      Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах.

      При осуществлении программы реализуются потребности общества в занятости детей во внеурочное время, а так же во время школьных каникул.

      Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

     Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.

     Программа кружка «Народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

     Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности детей приходящих на занятия кружка. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

    Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

– постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;

– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

    При разработке данной программы учитывались особенности детской и подростковой психологи. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии.

Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
  • Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).
  • Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
  • Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).

Режим занятий

     На обучение в первый год обучения отводится 72 часа (по 2 часа раз в неделю с 15 минутным перерывом. Во время перерыва проводятся подвижные игры и конкурсы, приближенные к тематике кружковых занятий.

    Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем самым, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Обучающиеся должны знать:

– технику безопасности при работе с инструментами;

– исторические сведения о народной игрушке;

– виды ручных швов;

– основы кроя;

– технику изготовления народных кукол и современной игрушки;

– сведения о сувенирных изделиях.

Обучающиеся должны уметь:

– выполнять простые ручные швы;

– правильно раскроить материал, используя выкройки  и шаблоны;

– работать индивидуально с методическими картами;

– эстетично оформить игрушку;

– ориентироваться на качество изделий;

– изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов.

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

     Освоение детьми программы  кружковой деятельности направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

    Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа.
  2. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов, живущих по соседству.
  3. Развитие навыков сотрудничества, со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
  4. Формирование установки на безопасный труд.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, свободе.
  6. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  2. Формирование умений видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  3. Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
  4. Формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
  5. Формирование общаться с искусством, в частности с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств крестьянского искусства.

Предметные результаты:

1.  Понимание значения народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.

2.  Понимания взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с литературой, музыкой и историей русского народа.

    3. Формирование умения различать и передавать в художественно-творческой   деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к выполняемому изделию.

4.Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.

   5.Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий. Формирование умения выбирать и использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

        В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Условия реализации программы

Для достижения необходимых результатов в кабинете кружковой работы необходимо специальное материально-техническое оснащение:

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения и методический материал

Примечание

кабинет

оборудование класса

ученические столы, стулья, информационное оснащение (компьютер и проектор)

методический, оценочный и диагностический материал

 плакаты, демонстрационные рисунки, схемы, сценарии, планы занятий; тесты к разделам, контрольные вопросы, викторины.

материалы

ткань

бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок, или без него)

нитки

шерстяные, «мулине» или «ирис»

наполнитель

Вата, шерсть

тесьма

различной расцветки и фактуры

атласная лента

шириной 5 мм, ярких цветов

Способы проверки (формы аттестации)

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.

Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,

Критерии отбора работ:

  • аккуратность исполнения;
  • соблюдение технологии;
  • творческий подход к работе.

    Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

2.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование раздела.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

12

7

5

Задания в тестовой форме

2

Куклы осени.

10

5

5

Индивидуальная творческая работа

3

Куклы зимы.

22

8

14

Выполнение творческой работы

4

Куклы весны

8

2

6

Индивидуальная творческая работа

5

Куклы лета

16

2

14

Групповая творческая работа

6

Итоги: Выставка работ

4

4

Итого

72

24

48

Раздел 1. Введение в образовательную программу.

Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация занятий. Содержание рабочего места. Истории традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний.  Показ презентаций. Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов. Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы.

Практическая работа: изготовление поделок на заданную тему.

Раздел 2. Куклы осени.

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Народный календарь. Календарь кукол. Рассказ об осенних праздниках на Руси. Куклы осени: Крупеничка (зерновушка, горошинка); Филипповка, Параскева-пятница, Козьма и Демьян, Десятиручка. Знакомство с осенними праздниками, обрядами («Рябинники», «Капустники», «Кузьминки», покровские обряды). Осенние обрядовые куклы. Фотоматериал. Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения кукол. Создание общей гирлянды из куколок разного цвета и ленточек. Учить создавать куклу из детского носочка, заполненного разной крупой. Продолжать знакомство детей с русской народной куклой, олицетворяющей продолжение жизни, смену дня и ночи, смену времён года и благополучным переходом из одного года в другой.

Практическая работа: изготовление куколки.

Раздел 3. Куклы зимы.

Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках. История кукол Санница, Спиридон-солнцеворот, Коляда, Коза,Окно Радости, Веничек благополучия, Колокольчик, Кубышка денежная, белые Ангелы, Масленица, Желанница февральская. Показ образцов и фотоматериала. Обережные куклы добрых вестей и хорошего настроения. Обыгрывание. Беседа о значении колоколов на Руси. Упражнять детей в скручивании ткани, закрепления рулончика намоткой ниток и связывании узелками. Развивать мелкую маторику пальцев рук при намотке ниток крестообразно. работы. Учить делать поделку из различного материала: ткани и пряжи. Соблюдая правила скрепления деталей между собой. Развивать творческие способности.

Практическая работа: изготовление куколки.

Раздел 4. Куклы весны.

Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. Весенние обрядовые куклы: Вербница, Веснянка, Птица Радость, Кукушечка. Разучивание закличек про весну. Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Учить детей создавать игрушку, складывая ткань в определённой последовательности, фиксируя ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты. Расширять знания детей о народной игрушке, вызвать желание сделать её своими руками. Формировать простейшие способы украшения игрушки. Развивать трудолюбие, умение добиваться хороших результатов. Познакомить детей с маленькой куколкой «На счастье». Расширять знания об обрядовой кукле, которая имела очень маленький размер и которую девушки могли всегда носить с собой, верить в то, что она приносит счастье. Вызвать интерес и желание сделать куколку для себя или в подарок маме. Закреплять навыки скручивания ткани, скрепления её нитками красного цвета. Совершенствовать умение делать сложную поделку, поэтапно выполняя работу. Развивать творческие способности, умение украшать свою поделку.

Практическая работа: изготовление куколки.        

Раздел 5. Куклы лета.

Познакомить детей с куклой, с историей её создания. Формировать

умение делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах.

Развивать умение декорировать куколку яркими кусочками ткани, ленточками, радоваться своим успехам. История праздника Ивана Купалы. Обрядовая кукла Купавка. Показ образцов. Обрядовые куклы Семик и Семичиха, Жница, Покосница, Зольница.  Рассказ о летних обрядовых куклах. Рассматривание образцов кукол. Познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности. Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки. Познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

Практическая работа: изготовление куколки.

Раздел 6. Итоги: Выставка работ

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Методическое обеспечение образовательной  программы

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.   Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Структура учебного занятия

1. Ознакомительная часть

Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет всё необходимое для работы.

2. Процесс изготовления

Учитель поэтапно показывает, как создаётся изделие. Ученики повторяют весь процесс пошагово. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3. Подведение итогов

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки (по необходимости). Получение готового продукта.

Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.

Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.

3.РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 часа в неделю,  72 часа в год)

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика учебной
деятельности обучающихся.

Примечание

Раздел 1. Введение в образовательную программу.

1

Техника безопасности. История народной куклы.

02.09.2019

Видеть и понимать прекрасное. Познавать мир средствами искусства. Самостоятельно определять цели своего обучения.

2

Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с тканью).

09.09.2019

Сравнивать культурные ценности разных стран, через чтение и слушание текстов.

3

Традиционный русский костюм

16.09.2019

4

Типы кукол:

-игровые

-обереговые

-обрядовые

23.09.2019

Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности. Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

5

Типы кукол по способу изготовления. Типы кукол по образу

30.09.2019

6

Текущий контроль

07.10.2019

Раздел 2. Куклы осени.

7

Крупеничка (зерновушка, горошинка)

14.10.2019

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Оценивать результаты своей деятельности

8

Десятиручка

21.10.2019

9

Параскева-пятница

04.11.2019

10

Филипповка

11.11.2019

11

Козьма и Демьян

18.11.2019

Раздел 3. Куклы зимы.

12

Санница

25.11.2019

Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности.

Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

13

Спиридон-солнцеворот

02.12.2019

14

Коляда. Коза

09.12.2019

15

Окно Радости

16.12.2019

16

Веничек благополучия

23.12.2019

17

Колокольчик

13.01.2020

18

Кубышка денежная

20.01.2020

19

белые Ангелы

27.01.2020

20

Желанница февральская

03.02.2020

21

Масленица

10.02.2020

22

Текущий контроль

17.02.2020

Раздел 4. Куклы весны

23

Вербница.

24.02.2020

Умение самостоятельно планировать, анализировать и контролировать условия достижения цели. Взаимодействие и нахождение общих способов работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

24

Веснянка

02.03.2020

25

Птица Радость

Кукушечка

09.03.2020

26

Текущий контроль

16.03.2020

Раздел 5.  Куклы лета

27

Кубышка - травница

23.03.2020

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Оценивать результаты своей деятельности

28

Купавка.

30.03.2020

29

Семик и Семичиха.

06.04.2020

30

Покосница.

13.04.2020

31

Жница

Травница

20.04.2020

32

Желанница августовская

27.04.2020

33

Зольная кукла

04.05.2020

34

Итоговый контроль

11.05.2020

Раздел 6. Итоги: Выставка работ

35-36

Итоги: Выставка работ

18.05.2020

25.05.2020

Выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Используемая литература

  1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003.
  2. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003.
  3. Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  4. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР – М; «Планета», 1990.
  5. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.
  6. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
  7. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
  8. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007
  9. Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок»-Москва, «Белый город»,2010

Интернет ресурсы.

1.Традиционная народная кукла [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tn-kukla.livejournal.com

2. Страна мастеров [Электронный ресурс] – Режим доступа http://stranamasterov.ru

3. История народной куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.treeland.ru

4. Народные куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.rukukla.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"

Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленностикружок «Очумелые ручки»(срок реализации ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы » для детей 6 – 7лет

Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования....

Программа дополнительного образования по художественной направленности. Кружок "Радуга идей"

Программа кружка в средней группе "Радуга Идей" 2019-2020 учебный год....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы »

Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом требований Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического тво...

Методическая разработка по реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности. Кружок «Весёлая нитка»

Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками».Она является средством решения многих педагогических задач, в частности развит...