ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Морозова Лариса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

кружок «Очумелые ручки»

(срок реализации – 1 года, возраст детей  4-5 лет)

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

Морозова Лариса Александровна,

педагог дополнительного образования                 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул

 

 

 

 

2018

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Очумелые ручки» (далее – Программа) рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Новизна программы заключается в создании в Учреждении системы реализации программы нетрадиционных техник ручного труда (кружка «Очумелые ручки») с учетом специфики учреждения и спроса субъектов образовательного процесса.

Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 72 занятия в год (36 учебных недель). Итого: 72 занятия.

Формирование групп осуществляется по возрасту детей.

Продолжительность одного занятия: не более 20 минут.

Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек.

Ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, включающие федеральный и региональный компоненты, учитывает специфику учреждения, внутренние и внешние условия, потенциальные возможности участников педагогического процесса.

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края, уровню дошкольного образования, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дифференцированного обучения, занятиях), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов).

Программа гармонично сочетается с основной программой художественно-эстетического развития детей, разнообразя ее художественными материалами (тесто, фольга, пресс-папье, гофрированные материалы, глина, пластик) и художественными способами (рельеф, коллаж, пальцеграфия, печать, набрызг, монотипия, кляксография).

Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста способности видеть мир глазами художника, развивать навыки работы с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом) замечать и творить красоту, воспитание нравственного отношения к миру через его чувственное восприятие, развитие воображения, дизайнерских способностей, мелкой моторики рук.

Задачи программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных видов аппликации, оригами, изобразительного искусства и их сочетаний.

Задачи  обучения, 4-5 лет:

- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, формировать умения составлять предметные изображения и наклеивать их на лист;

- развивать и координировать мелкую моторику рук;                       

- формировать умение работать с цветом;

- обучать  приемам вырезания (прямолинейное и частично криволинейное);

- формировать навыки зрительного анализа (умение обследовать объект, составлять рассказа о последовательности выполнения работы);

- формировать умение работать по образцу;

- формировать умение составлять композицию из нескольких предметов в ряд или на всем листе бумаги;

- формировать умение работать с пластилином, глиной, тестом, учить лепить простейшие знакомые фигурки различными  способами.

Планируемые результаты обучения:

- умеет составлять предметные изображения и наклеивать их на лист;

- сформирована координация движения рук (мелкая моторика);               

- сформировано умение работать с цветом;

- владеет приемами вырезания (прямолинейное и частично криволинейное);

- сформированы навыки зрительного анализа (умеет обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения работы);

- умеет работать по образцу;

- умеет составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги);

- умеет работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными  способами).

 

Учебно-тематический план

 

Таблица 1

содержание (тема)

количество занятий

1. мониторинг навыков и умений воспитанников

6

2. пластилин

8

3. обрывание и наклеивание

1

4. крупа

5

5. соленое тесто

10

6. салфетки

4

7. вырезание по контуру

17

8. аппликация

15

9. вата, ватные палочки, ватные диски

4

10. бросовый материал

2

ИТОГО:

72

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Таблица 2

№ занятия

Тема

Программные задачи

Сентябрь (8 занятий)

 1.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года

Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания

 2.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года

Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом)

 3.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Мороженое».

 Научить делать аппликацию из кругов «Мороженое», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

 4.

Работа с ватными дисками и пряжей.

Аппликация «Аистята».

Способствовать развитию умения пользоваться шаблоном; развивать творческие способности детей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

5.

Работа с цветной бумагой и салфетками.

«Цветок».

Развивать творческие способности детей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

 6.

Работа с крупой.

«Желудь».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

7.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Морж».

Научить делать аппликацию из кругов «Морж» по образцу, способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

8.

Работа с ватой.

«Кошка».

Развивать творческие способности; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

Октябрь (8 занятий)

1.

 

Работа с цветной бумагой и крупой.

«Цветочек на стебельке».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

2.

 

Работа с пластилином и горохом.

«Горошек».

Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомер, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

3.

 

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Неваляшка».

Научить делать аппликацию из кругов «Неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

4.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Ваза с осенними листьями»

Способствовать развитию умения вырезать овальные формы из прямоугольника путем скругления углов; закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с соленым тестом.

«Божья коровка»

Ознакомить с техникой

выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки  простых фигур, развитие  мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

6.

Работа с бумагой, картоном.

Бумагопластика. Игрушка «Заяц».

Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки.

7.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Друзья».

Научить делать аппликацию из кругов «Друзья», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

8.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Божья коровка».

 Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

Ноябрь (8 занятий)

1.

Работа с цветной бумагой и крупой.

«Солнышко».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

2.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Ежик».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру; развитию мелкой моторики рук, воображения, закрепления навыка аккуратного наклеивания.

3.

 

Работа с салфетками, крупой.

«Цыпленок».

Способствовать развитию творческих способности детей;

побуждению к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

4.

 

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из конуса «Осьминожка».

Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки из конуса.

5.

Работа с соленым тестом.

«Гусеница»

Ознакомить с техникой

выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки  простых фигур, развитие  мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

6.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

7.

Работа с бумагой.

Аппликация из полосок «Цветок».

Упражнять в создании предметов из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук

8.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Гусеница на цветке».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

Декабрь (8 занятий)

1.

Работа с бумагой.

Аппликация из геометрических фигур «Домик среди елочек».

Обучать преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (квадрат - на треугольники и т.д.); закреплять навыки аккуратного наклеивания.

2.

Работа с пластилином.

«Чупа–чупс».

 Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы пластилинографии, использование инструментов)

3.

Работа с салфетками.

«Ветка рябины зимой».

 Способствовать развитию творческих способностей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок.

4.

Работа с соленым тестом.

Новогодняя игрушка «Ягодка».

Способствовать формированию навыков лепки простых фигур из соленого теста, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

5.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Снеговик».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

6.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Новогодняя игрушка «Ягодка».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

7 .

 

Поделки из разного материала.

«Символ Наступающего года».

Способствовать развитию творческих способностей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок.

8.

 

Работа с бумагой.

Аппликация «Новогодняя елочка».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Январь (8 занятий)

1.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года

Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания.

2.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года

Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом.

3.

Работа с ватой.

Аппликация «Деревья в снегу».

Способствовать развитию творческих способностей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок.

4.

Работа с бумагой.

Аппликация из геометрических фигур «Лягушка».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с цветной бумагой.

«Фоторамка».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

6.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Улитка».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

7.

 

Работа с пластилином, зубочистками.

«Ежик».

Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов).

8.

 

Работа с соленым тестом.

Оформление «Снеговик».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

Февраль (8 занятий)

1.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Утенок».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

2.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Заяц- неваляшка».

Научить делать аппликацию из кругов «Заяц - неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

3.

Работа с соленым тестом.

«Стрекоза».

Способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

4.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Сердечко».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Кораблик».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру, учить вырезать круглые формы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

6.

Работа с гуашью.

Раскраска «Самолет».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

7.

 

Работа с бумагой.

Аппликация из полосок «Астра».

Обучать изготовлению цветка из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

8.

 

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Сова».

Научить делать аппликацию из кругов «Сова», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Март (8 занятий)

1

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Тюльпаны».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру, закрепляя   приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное). Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

2.

Работа с салфетками.

«Незабудка».

 Способствовать развитию творческих способностей детей;

стремление к творческой активности, умение комбинировать различные материалы при изготовлении поделок

3.

Работа с пластилином.

Рельеф «Божья коровка на цветке»

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов).

4.

 

Работа с соленым тестом.

«Кошка».

Формировать навыки работы с соленым тестом (приемы работы, использование инструментов).

5.

 

Работа с крупой.

«Жираф».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

6.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Киты».

Научить делать аппликацию из кругов «Киты», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

7

 

Работа с соленым тестом.

Оформление «Лужок».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

8

 

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Солнышко».

Обучить изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук

Апрель (8 занятий)

1

Работа с ватными палочками, пластилином.

«Веточка вербы»

 Способствовать развитию творческих способностей детей;

побуждать стремление к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

2.

Работа с пластилином.

«Ракета»

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов).

3.

Работа с бумагой.

Аппликация «Пасхальные яйца».

Обучать вырезанию овальных форм из прямоугольника путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

4.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка «Цыпленок из яйца».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с пластилином, восковыми мелками.

«Рыбка из пластилиновых шариков».

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов), развивать мелкую моторику рук.

6.

Работа с бумагой.

Аппликация «Цапля».

Обучать вырезанию круглых форм из квадрата путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

7

Работа с цветной бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница».

 Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

8

Работа с цветной бумагой. Обрывание.«Зебра».

Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Май (8 занятий)

1

Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года

Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания.

2.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года

Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, тестом

3.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из конуса «Зайка»

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук

4.

Работа с пластилином.

«Одуванчик».

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов)

5.

Работа с картоном, крупой.

«Морское дно».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

6.

Работа с бумагой.

«Гусеница на яблоке».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Обучить складыванию полоски гармошкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

7

 

Работа с картоном, крупой, ракушками.

Оформление «Морское дно».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

8

 

Работа с пластилином.

«Любимая сказка».

Закреплять навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). Способствовать развитию мелкой моторики. Активизировать фантазию, творчество.

ИТОГО:

72 занятия

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Для реализации программы оборудована изостудия, в которой имеются в наличии 8 детских столов разных размеров, 16 детских стульев разных размеров, стол взрослый - 1 шт, стул взрослый - 1 шт, доска магнитно-маркерная, мольберт, полки для выставочного материала, шкаф для материалов, магнитола, проектор, ноутбук.

Материалы: картон цветной и белый, бумага цветная и белая, краски акварельные, гуашь, фломастеры, карандаши, маркеры, мелки восковые, пастель, ручки и маркеры гелевые, альбомы, пластилин, кисти разных размеров, наглядный и дидактический материал, репродукции картин, картон гофрированный, бумага гофрированная, фольга, ватманы, цветной картон, аквапластилин, витражные краски, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, ножницы детские, бросовый и природный материал, клей ПВА, клей-карандаш, нитки, пряжа, ткань и др.

Формы работы с детьми:

Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесс: словесный, наглядный, практический.

 

Список литературы

  1. «Веселый пластилин» - Москва, 2014
  2. Антипова М. «Соленое тесто. Мастер класс для новичков», Ростов-на Дону, ИД «Владис», 2012
  3. Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры», Москва, «АСТ», «Астрель», 2002
  4. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2011
  5. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2012
  6. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2013
  7. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2014 
  8. Гусакова М.А. «Аппликация» М., «Просвещение», 2002
  9. Кобитина И.И. «Работа с бумагой: поделки и игры», 2007
  10. Лыкова И.А «Книга-мечта о тех самых цветных ладошках, о сюжетной лепке и забавных фигурках из пластилина», Москва, «Карапуз», 2007
  11. Лыкова И.А. «Мастерилка. Я делаю аппликации» М.: Мир книги, 2008.
  12. Макарихина С. «Оригами. Самоучитель для начинающих», Ростов-на Дону, ИД «Владис», М., «РИПОЛ классик» 2012
  13. Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» - Детство-Пресс, 2008
  14. Риттерхофф Анна «Посмотрите, что я умею».

 

 

Приложение

 

Мониторинг освоения воспитанниками программными

умениями и навыками

 

Таблица 1

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/баллы

в

с

н

ориентация на листе (умение составлять предметные изображения и наклеивать их на лист)

 

 

 

уровень сформированности мелкой моторики                     

 

 

 

умение работать с цветом

 

 

 

приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное)             

 

 

 

навыки зрительного анализа (умение обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения)

 

 

 

умение работать по образцу

 

 

 

умение составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги)

 

 

 

умение работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными  способами)

 

 

 

Н (низкий)      - не справляется с программой

С (средний)    - справляется,  при выполнении упражнений и заданий

                          требуется  помощь педагога или  частичная помощь педагога

В (высокий)    - справляется самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_programma_ochumelye_ruchki_2018.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

кружок «Очумелые ручки»

(срок реализации – 1 года, возраст детей  4-5 лет)

Автор – составитель:

Морозова Лариса Александровна,

педагог дополнительного образования                  

                                                                     

Барнаул

2018

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Очумелые ручки» (далее – Программа) рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Новизна программы заключается в создании в Учреждении системы реализации программы нетрадиционных техник ручного труда (кружка «Очумелые ручки») с учетом специфики учреждения и спроса субъектов образовательного процесса.

Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 72 занятия в год (36 учебных недель). Итого: 72 занятия.

Формирование групп осуществляется по возрасту детей.

Продолжительность одного занятия: не более 20 минут.

Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек.

Ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, включающие федеральный и региональный компоненты, учитывает специфику учреждения, внутренние и внешние условия, потенциальные возможности участников педагогического процесса.

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края, уровню дошкольного образования, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дифференцированного обучения, занятиях), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов).

Программа гармонично сочетается с основной программой художественно-эстетического развития детей, разнообразя ее художественными материалами (тесто, фольга, пресс-папье, гофрированные материалы, глина, пластик) и художественными способами (рельеф, коллаж, пальцеграфия, печать, набрызг, монотипия, кляксография).

Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста способности видеть мир глазами художника, развивать навыки работы с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом) замечать и творить красоту, воспитание нравственного отношения к миру через его чувственное восприятие, развитие воображения, дизайнерских способностей, мелкой моторики рук.

Задачи программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных видов аппликации, оригами, изобразительного искусства и их сочетаний.

Задачи  обучения, 4-5 лет:

- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, формировать умения составлять предметные изображения и наклеивать их на лист;

- развивать и координировать мелкую моторику рук;                        

- формировать умение работать с цветом;

- обучать  приемам вырезания (прямолинейное и частично криволинейное);        

- формировать навыки зрительного анализа (умение обследовать объект, составлять рассказа о последовательности выполнения работы);

- формировать умение работать по образцу;

- формировать умение составлять композицию из нескольких предметов в ряд или на всем листе бумаги;

- формировать умение работать с пластилином, глиной, тестом, учить лепить простейшие знакомые фигурки различными  способами.

Планируемые результаты обучения:

- умеет составлять предметные изображения и наклеивать их на лист;

- сформирована координация движения рук (мелкая моторика);                

- сформировано умение работать с цветом;

- владеет приемами вырезания (прямолинейное и частично криволинейное);        

- сформированы навыки зрительного анализа (умеет обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения работы);

- умеет работать по образцу;

- умеет составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги);

- умеет работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными  способами).

Учебно-тематический план

Таблица 1

содержание (тема)

количество занятий

1. мониторинг навыков и умений воспитанников

6

2. пластилин

8

3. обрывание и наклеивание

1

4. крупа

5

5. соленое тесто

10

6. салфетки

4

7. вырезание по контуру

17

8. аппликация

15

9. вата, ватные палочки, ватные диски

4

10. бросовый материал

2

ИТОГО:

72

Содержание программы

Таблица 2

№ занятия

Тема

Программные задачи

Сентябрь (8 занятий)

 1.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года

Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания

 2.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года

Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом)

 3.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Мороженое».

 Научить делать аппликацию из кругов «Мороженое», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

 4.

Работа с ватными дисками и пряжей.

Аппликация «Аистята».

Способствовать развитию умения пользоваться шаблоном; развивать творческие способности детей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

5.

Работа с цветной бумагой и салфетками.

«Цветок».

Развивать творческие способности детей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

 6.

Работа с крупой.

«Желудь».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

7.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Морж».

Научить делать аппликацию из кругов «Морж» по образцу, способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

8.

Работа с ватой.

«Кошка».

Развивать творческие способности; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

Октябрь (8 занятий)

1.

Работа с цветной бумагой и крупой.

«Цветочек на стебельке».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

2.

Работа с пластилином и горохом.

«Горошек».

Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомер, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

3.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Неваляшка».

Научить делать аппликацию из кругов «Неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

4.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Ваза с осенними листьями»

Способствовать развитию умения вырезать овальные формы из прямоугольника путем скругления углов; закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с соленым тестом.

«Божья коровка»

Ознакомить с техникой

выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки  простых фигур, развитие  мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

6.

Работа с бумагой, картоном.

Бумагопластика. Игрушка «Заяц».

Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки.

7.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Друзья».

Научить делать аппликацию из кругов «Друзья», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

8.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Божья коровка».

 Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

Ноябрь (8 занятий)

1.

Работа с цветной бумагой и крупой.

«Солнышко».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

2.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Ежик».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру; развитию мелкой моторики рук, воображения, закрепления навыка аккуратного наклеивания.

3.

Работа с салфетками, крупой.

«Цыпленок».

Способствовать развитию творческих способности детей;

побуждению к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

4.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из конуса «Осьминожка».

Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки из конуса.

5.

Работа с соленым тестом.

«Гусеница»

Ознакомить с техникой

выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки  простых фигур, развитие  мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

6.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

7.

Работа с бумагой.

Аппликация из полосок «Цветок».

Упражнять в создании предметов из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук

8.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Гусеница на цветке».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

Декабрь (8 занятий)

1.

Работа с бумагой.

Аппликация из геометрических фигур «Домик среди елочек».

Обучать преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (квадрат - на треугольники и т.д.); закреплять навыки аккуратного наклеивания.

2.

Работа с пластилином.

«Чупа–чупс».

 Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы пластилинографии, использование инструментов)

3.

Работа с салфетками.

«Ветка рябины зимой».

 Способствовать развитию творческих способностей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок.

4.

Работа с соленым тестом.

Новогодняя игрушка «Ягодка».

Способствовать формированию навыков лепки простых фигур из соленого теста, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

5.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Снеговик».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

6.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Новогодняя игрушка «Ягодка».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

7 .

Поделки из разного материала.

«Символ Наступающего года».

Способствовать развитию творческих способностей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок.

8.

Работа с бумагой.

Аппликация «Новогодняя елочка».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Январь (8 занятий)

1.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года

Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания.

2.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года

Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом.

3.

Работа с ватой.

Аппликация «Деревья в снегу».

Способствовать развитию творческих способностей;

побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок.

4.

Работа с бумагой.

Аппликация из геометрических фигур «Лягушка».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с цветной бумагой.

«Фоторамка».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

6.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Улитка».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

7.

Работа с пластилином, зубочистками.

«Ежик».

Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов).

8.

Работа с соленым тестом.

Оформление «Снеговик».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

Февраль (8 занятий)

1.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Утенок».

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

2.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Заяц- неваляшка».

Научить делать аппликацию из кругов «Заяц - неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

3.

Работа с соленым тестом.

«Стрекоза».

Способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

4.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Сердечко».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Кораблик».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру, учить вырезать круглые формы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

6.

Работа с гуашью.

Раскраска «Самолет».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

7.

Работа с бумагой.

Аппликация из полосок «Астра».

Обучать изготовлению цветка из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

8.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Сова».

Научить делать аппликацию из кругов «Сова», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Март (8 занятий)

1

Работа с цветной бумагой.

Аппликация «Тюльпаны».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру, закрепляя   приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное). Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

2.

Работа с салфетками.

«Незабудка».

 Способствовать развитию творческих способностей детей;

стремление к творческой активности, умение комбинировать различные материалы при изготовлении поделок

3.

Работа с пластилином.

Рельеф «Божья коровка на цветке»

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов).

4.

Работа с соленым тестом.

«Кошка».

Формировать навыки работы с соленым тестом (приемы работы, использование инструментов).

5.

Работа с крупой.

«Жираф».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

6.

Работа с цветной бумагой.

Аппликация из кругов «Киты».

Научить делать аппликацию из кругов «Киты», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

7

Работа с соленым тестом.

Оформление «Лужок».

Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

8

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Солнышко».

Обучить изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук

Апрель (8 занятий)

1

Работа с ватными палочками, пластилином.

«Веточка вербы»

 Способствовать развитию творческих способностей детей;

побуждать стремление к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок

2.

Работа с пластилином.

«Ракета»

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов).

3.

Работа с бумагой.

Аппликация «Пасхальные яйца».

Обучать вырезанию овальных форм из прямоугольника путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

4.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка «Цыпленок из яйца».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

5.

Работа с пластилином, восковыми мелками.

«Рыбка из пластилиновых шариков».

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов), развивать мелкую моторику рук.

6.

Работа с бумагой.

Аппликация «Цапля».

Обучать вырезанию круглых форм из квадрата путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления.

7

Работа с цветной бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница».

 Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

8

Работа с цветной бумагой. Обрывание.«Зебра».

Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Май (8 занятий)

1

Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года

Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания.

2.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года

Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, тестом

3.

Работа с бумагой.

Бумагопластика. Игрушка из конуса «Зайка»

Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук

4.

Работа с пластилином.

«Одуванчик».

Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов)

5.

Работа с картоном, крупой.

«Морское дно».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

6.

Работа с бумагой.

«Гусеница на яблоке».

Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Обучить складыванию полоски гармошкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

7

Работа с картоном, крупой, ракушками.

Оформление «Морское дно».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество.

8

Работа с пластилином.

«Любимая сказка».

Закреплять навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). Способствовать развитию мелкой моторики. Активизировать фантазию, творчество.

ИТОГО:

72 занятия

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы оборудована изостудия, в которой имеются в наличии 8 детских столов разных размеров, 16 детских стульев разных размеров, стол взрослый - 1 шт, стул взрослый - 1 шт, доска магнитно-маркерная, мольберт, полки для выставочного материала, шкаф для материалов, магнитола, проектор, ноутбук.

Материалы: картон цветной и белый, бумага цветная и белая, краски акварельные, гуашь, фломастеры, карандаши, маркеры, мелки восковые, пастель, ручки и маркеры гелевые, альбомы, пластилин, кисти разных размеров, наглядный и дидактический материал, репродукции картин, картон гофрированный, бумага гофрированная, фольга, ватманы, цветной картон, аквапластилин, витражные краски, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, ножницы детские, бросовый и природный материал, клей ПВА, клей-карандаш, нитки, пряжа, ткань и др.

Формы работы с детьми:

Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесс: словесный, наглядный, практический.

Список литературы

  1. «Веселый пластилин» - Москва, 2014
  2. Антипова М. «Соленое тесто. Мастер класс для новичков», Ростов-на Дону, ИД «Владис», 2012
  3. Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры», Москва, «АСТ», «Астрель», 2002
  4. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2011
  5. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2012
  6. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2013
  7. Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2014  
  8. Гусакова М.А. «Аппликация» М., «Просвещение», 2002
  9. Кобитина И.И. «Работа с бумагой: поделки и игры», 2007
  10. Лыкова И.А «Книга-мечта о тех самых цветных ладошках, о сюжетной лепке и забавных фигурках из пластилина», Москва, «Карапуз», 2007
  11. Лыкова И.А. «Мастерилка. Я делаю аппликации» М.: Мир книги, 2008.
  12. Макарихина С. «Оригами. Самоучитель для начинающих», Ростов-на Дону, ИД «Владис», М., «РИПОЛ классик» 2012
  13. Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» - Детство-Пресс, 2008
  14. Риттерхофф Анна «Посмотрите, что я умею».

Приложение

Мониторинг освоения воспитанниками программными

умениями и навыками

Таблица 1

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/баллы

в

с

н

ориентация на листе (умение составлять предметные изображения и наклеивать их на лист)

уровень сформированности мелкой моторики                        

умение работать с цветом

приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное)                

навыки зрительного анализа (умение обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения)

умение работать по образцу

умение составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги)

умение работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными  способами)

Н (низкий)      - не справляется с программой

С (средний)    - справляется,  при выполнении упражнений и заданий

                          требуется  помощь педагога или  частичная помощь педагога

В (высокий)    - справляется самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы » для детей 6 – 7лет

Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы »

Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом требований Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического тво...

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»  для детей 6-7 лет  направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его п...