Нужны ли детям страшные сказки
статья на тему

Журавлева А.В.

Ко мне часто на консультацию приходят мамы и спрашивают: "Нужны ли детям страшные сказки?" На этот вопрос я попыталась ответить в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhny_li_strashnye_skazki.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Страшные сказки. Нужны ли они?

Дети очень любят страшные сказки. Вспоминаю свое детство, пионерлагерь и как мы ночью рассказывали страшные истории про Черного человека и черную дверь…. И кто-то не выдерживал напряжения и начинал кричать, особенно если этот рассказ подкреплялся тактильно.

Так ли полезны эти страшные сказки?

Надо признать, что на некоторых детей, особенно впечатлительных, эмоционально неуравновешенных, такие сказки действуют возбуждающе. В таком случае знакомство со страшными сказками  для них следует ограничить.

Многие дети при чтении таких сказок или при просмотре страшных мультфильмов начинают себя вести по-разному. Одни начинают бегать, вскакивать, другие вообще убегают из комнаты или как-то вооружаются пистолетами и винтовками. Надо отнестись к этому с пониманием и не высмеивать ребенка.

На самом деле сказки не призваны вызывать страх у детей, наоборот сказки выполняют адаптивную функцию. Вспомните народные русские сказки или классические. Как тактично там «встраивается» страшный элемент, не агрессивно, а метафорично. Вспомните сказки «Василиса Прекрасная» или «Крошечка Хаврошечка».

Современные мультфильмы про вампиров и египетские мумии откровенно вредны детям. Прежде чем показывать такие мультики ребенку – посмотрите сначала сами.

Для здорового психического развития детей сказки просто необходимы.

Такая потребность в сказке закладывается в детстве и сопровождает нас всю жизнь. Сказка удовлетворяет желание быть счастливым, выйти за пределы своих возможностей, освободиться от ограниченной реальности, рождает творческий потенциал. В сложных жизненных ситуациях, будучи взрослыми, мы верим в чудо, что оно произойдет. Эта вера помогает и укрепляет нас.

Так какой должна быть сказка, чтобы быть полезной для ребенка?

Вот некоторые функции, которые она должна выполнять:

  • Уровень страха должен быть переносимым.
  • У сказки должен быть хороший конец.
  • Любимый герой, с которым читатель себя идентифицирует, всегда выходит из трудных ситуаций.
  • Слабые герои должны обрести силу и победить.

Поговорим о каждом условии.

Уровень страха должен быть переносим и важно подбирать сказки по возрасту. Для маленьких – «Колобок», «Теремок», для детей постарше – «Лиса и заяц», «»Зимовье зверей». Затем к главным героям, которыми являются животные, присоединяются люди – «Маша и медведи», «Красная шапочка». И только после этого целесообразно знакомить детей с волшебными сказками. Это, конечно сказки Пушкина «Золушка», «Спящая красавица».

Хороший конец в сказке воспитывает читателя и социализирует, адаптирует к жизни в обществе. Доказано, что преступники, правонарушители на вопрос: «Какие вы сказки знаете?», не могли вспомнить ни одной. Так называемой «прививки добрыми сказками» им не было сделано.

Любимый герой, с которым себя читатель отождествляет, должен по третьему условию победить, выйти из трудной ситуации. Но при этом в народных сказках сцены зверств, издевательств не смакуются, как в современных, особенно зарубежных фильмах. Совсем не обязательно, чтобы победить, детально описывать физиологические изменения, происходящие с героем во время битвы.

И последнее условие – слабые и маленькие должны выйти победителями. Таким образом, сказка компенсирует собственное бессилие и слабость читателя. Дает надежду на то, что с трудностями можно справиться в этом непростом мире. Как, например, в мультфильме «Ну, погоди!», где побеждает заяц.

Таким образом, правильно подобранные сказки помогают бороться со страхами. Часто дети просят по многу раз перечитать одну и ту же сказку, пересматривают полюбившийся мультфильм. Это значит, что в данный период времени для него это самая важная сказка. Значит, в этот период времени он решает для себя важные задачи, такие же, как и герой этой сказки. Как только внутренний конфликт будет решен, ребенок запросит другую сказку. Это важная терапевтическая функция сказки и иногда можно и нужно придумывать самим сказки для детей! Попробуйте! Это увлекательно! А потом можно рисовать иллюстрации к сказкам и тогда уже это арт-терапия в домашних условиях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка передвижка "Нужны ли детям сказки"

tit.jpg 1.jpghttp://letitbit.net/download/85064.8342146ffab0222b1d948c0a0af6/%25D0%25BD%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25BD%25D1%258B_%25D0%25BB%25D0%25B8_%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258F%25D0%25BC...

Анкетирование родителей на тему: «Нужны ли детям русские народные сказки»

Цель проведения анкетирования:  выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме....

Нужны ли детям сказки?

Статья о необходимости чтения сказок детям дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Зачем читать ребёнку страшные сказки

Зачем читать ребёнку страшные сказкиКонсультация для родителей.Оказывается, страшные сказки могут помочь детям в реальной жизни. Объясняем, почему родителям не стоит бояться читать малышам истории, от...

Коллективный День рождения "Страшные сказки"

Сценарий коллективного дня рождения для старших дошкольников. Дети встречаются со своими страхами и смело их преодолевают. Проработка страхов и фобий через игру является эффективным средством укреплен...

Проект Страшные сказки

Страшные сказки: читать или не читать? С этой проблемой сталкиваются очень многие родители и педагоги. Нужно сказать, что в наши дни решают вопрос не в пользу страшных сказок. Пропаганда насилия, жест...