Детский сад и школа - лицом друг к другуРезультаты социологического исследованияинформированности взрослых о готовностивоспитанников к школьному обучению
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Чичварина Татьяна Владимировна

В статье раскрываются основные компоненты готовности к школьному обучению и то, как себе их представляют педагоги ДОУ, учителя и родители воспитанников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_sad_i_shkola_-_litsom_drug_k_drugu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чичварина Т.В.

Детский сад и школа: лицом друг к другу

Результаты социологического исследования информированности взрослых о готовности воспитанников к школьному обучению

 Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими личностными качествами  обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли? Извечный спор и непреходящая проблема учителей школы и воспитателей детского сада, тревога родителей.

Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс  школы не готовыми к обучению, что приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности, так и в личностном развитии ребенка.  По данным разных исследователей, только половина детей обладает адекватной формой адаптации, у трети  –  неустойчивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушение сна, склонность к страхам, что выражается в поведенческих проблемах, плохом усвоении учебной программы, трудностях в контакте с учителями и сверстниками.

 Проанализировав уровень адаптации к школьному обучению наших выпускников, мы установили, что у детей, имеющих высокий уровень психологической готовности к школе, была неустойчивая адаптация к школьному обучению, т.е. высокий уровень развития интеллектуальных способностей не гарантировал  успешное включение в школьную жизнь.

Нами было проведено исследование с целью изучения информированности  родителей воспитанников, учителей начальной школы, воспитателей ДОУ о значимых направлениях в подготовке ребенка к школе.  Выборку составили 64 респондента: 36 родителей ДОУ, 12 учителей начального обучения и 16 воспитателей ДОУ.

Мнение родителей.

Можно констатировать, что большинство родителей отмечают, что ребенок хочет идти в школу. Мотивы предстоящего обучения разные. Прежде всего, старших дошкольников привлекает стремление узнать новое, стать умнее.  Часть  дошкольников  хотят  « стать взрослыми», получить больше свободы, не спать днем. Таким образом, по оценкам родителей, преимущественные мотивы к обучению в школе – познавательный и коммуникативно – игровой, а также позиционный. Тревожит тот факт, что 4% детей не хотят переходить из детского сада в школу, а 5 % старших дошкольников индифирентны  по отношению к школе. Причину нежелания ходить в школу дошкольники чаще объясняют тем, что надо много заниматься, в школе ругают за неудачи. Проявляется « синдром Питера Пена», когда ребенок не хочет взрослеть, в нашей выборке таких детей – 2%.

Анализируя родительские анкеты, мы выявили, что родители достаточно четко формулируют, какого ребенка можно назвать готовым к школе. Особое место уделяется интеллектуальной готовности (85%). Родители (45%) , в том числе и те, дети которых не хотят учиться в школе, отмечают, что обладают достаточными знаниями для подготовки ребенка к систематическому школьному обучению, (53%)  хотели бы повысить свою педагогическую компетентность: узнать об особенностях организации обучения первоклассников, как помочь  разрешить школьные проблемы, поддерживать интерес к учению. Однако, эта их  потребность в практике взаимодействия с педагогами детского сада удовлетворяется лишь частично, источником педагогических знаний родителей являются: интернет, телевидение, воспитатели детского сада, знакомые.

Таким образом, выявляется значимость для родителей именно интеллектуальной подготовки ребенка к школе, меньшее значение они придаются развитию социально – личностной готовности.

 Каким хочет видеть первоклассника учитель?

Проанализировав описание «идеального первоклассника» учителями, выяснилось, что (72%) педагогов отдают предпочтение социально – личностной готовность к школе, а так же предъявляют ряд требований к интеллектуальной готовности. 

Мнения  воспитателей  ДОУ :      

 Педагоги ДОУ четко представляют себе все компоненты готовности детей к школьному обучению (95%).  Но, в большинстве своем (75%) ориентированы на развитие интеллектуальной сферы ребенка, физическое развитие (53%), овладение детьми специальными знаниями и умениями  – (51 %)

Вывод:

1.Приведенные данные свидетельствуют о рассогласовании приоритетных целей подготовки детей к школе между родителями и учителями начальной школы, воспитателями ДОУ. Обнаруживается противоречие между развивающим и воспитывающим потенциалом, недостаточным уровнем его использования в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.Наиболее близкой к реальности является оценка ситуации учителями начального обучения: приоритет отдается  развитию социально – личностной, волевой сферы ребенка, т.е. готовности ребенка к новым формам общения, выполнению новой социально значимой роли.

3. Воспитатели и родители ориентированы на развитие интеллектуальной готовности ребенка к школе как более важной для обучения. Ими недооценивается значимость социально – личностной готовности старшего дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли.

4. Многие родители не заинтересованы в повышении своей педагогической компетентности, что являться следствием проблем взаимодействия с воспитателями или усилением тенденции восприятия системы общественного дошкольного образования как сферы услуг.

В соответствии с этим были скоординированы действия всех участников образовательного процесса при подготовке ребенка к школе.

 Разработана система работы со школой  по формированию мотивационной готовности к школьному обучению, согласно теории Л.А. Венгера,

Д.Б. Эльконина по направлениям:

  1. Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.
  2. Формирование интереса к новому собственно школьному содержанию занятий.
  3. Ориентация дошкольников на « школьную»  организацию деятельности и поведения.
  4. Признание роли и авторитета учителя.

Работа с родителями:

 Оказана  помощь родителям в психолого – педагогических вопросах, связанных с формированием компонентов готовности к школе и адекватных ей мотивов учения через: родительские собрания, тематические выставки:

«Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка», « Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника» с показом занятия с элементами тренинга для родителей и детей подготовительной группы; открытие консультационного пункта для родителей будущих первоклассников ( консультирование по запросу учителями начальной школы); семинаров – практикумов  на тему : « Семья на пороге школьной жизни» и т.д. ; анкетирования: « Каким я вижу своего ребенка в школе»; итогового  родительского собрания: « Как готовы к школе наши выпускники» и т.д.

Методическая работа с педагогами ДОУ и учителями  МОУ СОШ: № 101

Осуществлялось психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью учителя 1 класса с целью определения эффективности взаимодействия в адаптационный период; разработаны ключевые компетентности педагогов в аспекте реализации принципа преемственности в развитии познавательных, личностных способностей дошкольников и младших школьников (социальная компетентность, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная); проведены совместные педагогические советы на тему: «Развивающее взаимодействие участников образовательного процесса», « Детский сад и школа : лицом друг к другу» и т.д.; взаимопосещение уроков в школе, занятий в ДОУ; проведена ранняя диагностика с целью выявления личностных проявлений,  которые могут негативно  повлиять на процесс адаптации к новым условиям развития; оказана своевременная  помощь в преодолении выявленных проблем.

Сравнительный анализ за 2008-2010 годы по изучению мотивации, развитии личностных качеств (тревожности), знания социальных норм поведения, способности к самостоятельному принятию решений показал:

– увеличение количества воспитанников на 37% с учебно – познавательной мотивацией;

 – снижение уровня тревожности на  детельствует о достаточной эмоциональной приспособленности воспитанников к новым социальным  ситуациям, положительном характере взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;

– увеличение количества воспитанников на 40% , которые могут проявить инициативу и самостоятельно принять решение.

Выводы:

1. Отмечается положительная динамика в развитии школьно – значимых функций, что способствует социализации дошкольников, более легкой адаптации к школьному обучению.

2. Благодаря  сотрудничеству педагогов ДОУ, учителей начальных классов МОУ СОШ № 101, родителей воспитанников у детей сформирован интерес к школе, стремление стать школьником, создана положительная эмоциональная установка к вступлению во взрослую жизнь.

Список литературы :

  1. Артюхова  И.С. В первом классе – без проблем. // Библиотека « Первого сентября». – Вып.22. – М.: Чистые пруды, 2008.
  2. Коблик Е.Г. Первый раз в первый класс: адаптация детей к начальной школе.- М.: Генезис, 2003.
  3. Телегина И. С.  Снова вместе. Проблема преемственности между детским садом ми школой. М.: 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: "Школа и детский сад лицом друг к другу"

Обсуждение трудностей, которые возникают у первоклассников на начальном этапе обучения в школе, подведение результатов по учебной деятельности, утверждение перспективного плана работы по приемственнос...

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Школа и детский сад, лицом друг к другу.

Жизненные радости ребёнка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая  школьная судьба? Эта тревога передаётся детям-дошкольникам.Образоват...

план-конспект выступления перед родителями подготовительной к школе группы о важности работы по развитию речи детей перед началом школьного обучения

Развитая речь у первоклассника - залог его  первых успехов в школе. И если с  письменными работами не все бывает гладко - и это допустимо, то к речи ученика в современной школе предъявляют в...