Школа и детский сад, лицом друг к другу.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Чиркова Ольга Анатольевна

Жизненные радости ребёнка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая  школьная судьба? Эта тревога передаётся детям-дошкольникам.

Образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе – совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребёнка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца. Правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_i_ds_litsom_drug_k_drugu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

        Л. Венгер

Жизненные радости ребёнка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая  школьная судьба? Эта тревога передаётся детям-дошкольникам.

Образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе – совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребёнка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца. Правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. Образовательная среда школы представляет собой совокупность менталитета педагогов, истории и традиций школьной жизни, внешнего имиджа школы. На всё это в немалой степени накладывает свой отпечаток окружающая социальная  микро- и макросреда. Ситуация перехода ребёнка из детского сада в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускника детского сада и теми требованиями которые предъявляет школа к поступающим на обучение детям.

Проблема преемственности и непрерывности в образовании существует давно.

Наш педагогический коллектив также пытается найти оптимальное решение данной проблемы.

Для совместной работы были выдвинуты задачи:

  • Обеспечение качества образовательного процесса в детском саду и школе.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей (занятия физкультурой с регулируемой нагрузкой).
  • Формирование мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе.
  • Помощь (моральная, психологическая ) семье, ребёнок которой поступает в школу.

В соответствии с задачами определены принципы, на основе которых строится деятельность ДОУ и школы при подготовке будущего первоклассника:

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- систематичность, последовательность и наглядность в подборе и изложении обучающего материала;

- уважение к ребёнку и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Работа успешно проводиться при участии учителей начальных классов и воспитателей детского сада.

 Совместные педагогические советы.

Посещения открытых занятий с приглашением учителей.

Обсуждались различные темы. Большой интерес школьных педагогов вызвали комплексные занятия. Учителя же, в свою очередь, познакомили воспитателей с требованиями современной школы.

На педагогическом совете « Здоровье детей в наших руках» рассказали о методике физического воспитания детей, представили комплекс закаливающих мероприятий и оборудование.

Другим видом подобного опыта явилось научное  исследование по формированию учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

    В процессе работы  были реализованы следующие условия:

  • Овладение детьми способами познания;
  • Использование воспитателем различных форм оценивания и обучение детей способом самооценки.

 С целью овладения детьми способами познания  использовали моделирование, игровые проблемно-практические ситуации, математические сказки.

 В упражнениях на закрепление адекватной самооценки  учили ребенка психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, становлению адекватной самооценке способствовали упражнения на решение задач максимальной для него трудности, переживание неудачи. Особым видом работы по формированию у детей адекватного уровня самооценки явилось обдуманное поощрение их воспитателем.

 Была проведена диагностика в результате которой  пришли к выводу, что овладение детьми способами познания, и использования воспитателем различных форм оценивания и обучения детей способами самооценки дали положительные результаты.

По результатам диагностики было выявлено, что уровень сформирования учебной мотивации повысился.

Немаловажную роль в решении проблемы преемственности играют совместные мероприятия воспитанников ДОУ и первоклассников. Интересно проходят вечера-сказок,  совместная игровая деятельность. Будущие первоклассники перенимают от старших товарищей способы поведения, манеру разговора. Учатся быть школьниками.

Учителя начальных классов устраивают встречи с будущими учениками и их родителями. На таких встречах дети учатся правилам поведения в школе, знакомятся с учителями.Таким образом у них формируется мотивационная готовность к новой деятельности, укрепляется уверенность в своих силах. Неслучайно на предложение нарисовать школу дети изображают её в ярких цветах, рядом с учителем.

 Разработана единая программа «Содружество» по преемственности детского сада и школы.  Программа – это не только  содержание, но и то, как педагог её реализует, как общается с ребёнком.

Цель программы:  «Реализация единой линии развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер». Важнейшие составляющие преемственности – это цель, содержание обучения, формы организации, методы и приёмы. Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста сформулировано как гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка.

В ходе реализации программы возникли и трудности, конечно, мы понимаем, что в идеале не может быть всё, но если нет проблем на пути к достижению цели, то наверно цель была не столь важна, а педагог всю свою профессиональную деятельность решает и преодолевает проблемы.

 Проходили родительские собрания, и консультации совместно с учителями начальных классов, где шел вопрос о подготовке родителей к предстоящему обучению ребёнка в школе как не менее важной задаче, объясняли родителям, в каком направлении, как и почему именно так следует организовывать педагогическое воздействие на детей и их подготовку к школе в семье. Проходят совместные занятия с детьми и родителями.

С родителями проводили консультации:

1. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

2. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности.

3. «Школьная зрелость»

В старшей группе имеется уголок « Скоро в школу» где каждый месяц меняются рубрики. Проводили родительские собрания по подготовке детей к школе. »Семья на пороге школьной жизни ребёнка», «Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе». Прошла конференция среди родителей «Подготовка детей в семье к школьному обучению». Для интереса детей к школе проводим беседы с детьми «Зачем дети ходят в школу?», «Как хорошо уметь читать» и другие. Различные игры «Школа», «Библиотека», «Запомни слово», «Слова и предложения» и другие. Занятия по обучению грамоте, математика, познавательному развитию, изодеятельности, музыке, физическому развитию.

 В течение года постоянно идёт тестирование и анкетирование родителей и детей по подготовке к школе, результаты всегда практически у всех детей высокие. В начале и конце   года прошла диагностика, результаты отправлены в Департамент образования. По сравнению с началом года уровень готовности детей повысился почти на 34%.  Все дети к школе готовы. 84% - имеют высокий уровень, 16% - средний. На начало учебного года всегда

            Составляется план ДОУ по осуществлению преемственности со школой.

Октябрь

Совместное мероприятие для детей, педагогов и родителей.

Ноябрь

Встреча с родителями «Подготовка детей к школе в ДОУ и семье» (открытые просмотры занятий).

Декабрь

Выставка фотографий «Наши выпускники – школьники» и рисунков первоклассников «Вспомним о детском саде».

Январь

Проведение «Дня выпускников» в ДОУ в периоды школьных каникул.

Февраль

Родительское собрание совместно с учителем.

Март.

Экскурсия в школу. Выставка работ «Моя школа».

Апрель

Анкетирование родителей. Тестирование детей.

Май

Выпускной вечер с приглашением бывших выпускников и учителя.

На протяжении трёх лет проанализировали успеваемость выпускников детского сада. Результаты следующие: в 2006г на отлично закончили 20%, на 4и5 закончили 60%,успевающих 20%.  В 2007г выпускников не было. В 2008г на отлично 10%, на 4и5 80%, успевающих 10%.

Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединенными усилиями педагогов формируем у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретённые ребёнком в детском саду, становятся нормой.

К концу пребывания в детском саду дети сплачиваются в дружный коллектив. Детям в системе «Начальная школа – детский сад» намного легче перейти из детского сада в школу.

Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности главного, не травмирующего психику ребёнка, перехода от одной ступени обучения к другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

Круглый стол: "Школа и детский сад лицом друг к другу"

Обсуждение трудностей, которые возникают у первоклассников на начальном этапе обучения в школе, подведение результатов по учебной деятельности, утверждение перспективного плана работы по приемственнос...

Проект "Детский сад и семья- навстречу друг другу"

Проект по внедрению активных форм взаимодействия с семьями воспитанников...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе детского сада «Как краски в гости друг к другу ходили»

Цель: закрепить знания детей об основных цветах (синем, желтом, красном), познакомить с процессом получения новых цветов (зеленого, оранжевого, фиолетового) путем смешения основных красок, разви...

Стенгазета"День толерантности в детском саду". Цель:Воспитывать у детей уважение друг к другу, сочувствие, сопереживание.

14 ноября в нашем детском саду прошел день толерантности,  с целью развития чувства единения, взаимопонимания среди воспитанников, педагогов и родителей.В этот день во всех возрастных группа...

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...