Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»
консультация (подготовительная группа) на тему

Гимадеева Раиса Михайловна

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»

(Связь музыки и математики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_matematika.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»

(Связь музыки и математики)

Музыкальный руководитель

Р.М.Гимадеева

Музыка.

Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его самочувствие самым прямым образом, вызывая изменения кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. И чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды (М. Догель, Н. Тарханов). Музыкальные произведения о различных образах (природе, героях и др.) с яркой эмоциональной окраской побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению об  услышанном. Многие музыковеды, такие как Б.В. Астафьев, Е.В. Назайкинский и др., в своих работах пишут о сходстве словестной и музыкальной речи. Сходство это – в интонациях и движениях, в членении этого движения (паузы, музыкальные фразы). Интонационная природа музыки, её живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это  роднит музыкальную и словесную речь.

Музыкальный образ произведения – использование усиления комплекса выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Мелодия ярко воссоздает основную мысль. Музыкальный  образ развивается за счет обогащения его различными элементами музыкальной речи: лад, гармония, ритм, темп, динамика, структура, форма произведения. Сочетание выразительных средств музыки с поэтическим словом (в песне, опере), сюжетом (в программной пьесе), действием (в спектакле) делает музыкальный образ более конкретным и понятным. В музыкальном произведении  настроения грусти и радости всегда внешне оформлены в интонации, ритме, гармонии, т.е. существует тесная связь выразительной функции искусства.  

Сегодня  мы более подробно остановимся на связи музыки и математики.


Музыка и математика.

        В античные времена музыка и математика были очень близки и практически составляли одну область человеческого знания. При помощи музыкального инструмента – монохорда (предшественника современного рояля) – древнегреческие теоретики делали математические исчисления. А в учении Пифагора математика представлена как эстетика. Так же в его учении о гармонии сфер число и звук оказываются неразрывно связанными. Гармония -  одно из понятий, имеющих математическое выражение (знаменитое «золотое сечение») и вместе с тем применимое к  описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. В математике, как и в музыке, есть постоянные и переменные величины. Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и недлящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. А.Ф. Лосев пишет, что музыка есть «выразительное, символическое  конструирование числа в сознании. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно».

        Что же может сочетаться при музыкально-математическом содержании? Это положенные на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц

( геометрических фигур, счета, задач и т.д.. Например: Раз-два-три-четыре-пять вышел зайчик погулять), временных и пространственных отношение – нотная грамотность (ноты как знаки и их расположение  на нотном стане, понятие выше, ниже и т.д.).

Вы видите перед собой свойства художественного восприятия мира и свойства математической деятельности. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, насколько близки эти, казалось бы, абсолютно разные виды деятельности.

        Свойства художественного восприятия мира:

- художественная образность;

- гармония, полифония;

- символичность музыкальной грамоты;

- эмоциональное «разгорание»;

- насыщение переживаний и ассоциаций;

- становящийся  и забывающийся звук;

- звукоразличение.

Свойства математической деятельности:

- абстрактное соотношение элементов фигур;

- логика рассуждений;

- символичность математических терминов;

- оптимальность работы мыслительных операций;

- переход к абстрактному мышлению;

- преобразования;

- сравнение фигур, объектов, величин.

Примерные задания:

- на демонстрацию аналогичности гармонии с логичностью:

а) сравните ряды:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си;

1, 2, 3,4, 5, 6, 7;

б) подберите музыкальное сопровождение для точки, треугольника, окружности.

Например, при изучении числа 2 необходимо, прослушав музыку, ответить, что это – песня или танец? Определить, что под эту музыку ровно и мерно ходят, маршируют. Попробовать прошагать под музыку ровно и мерно (раз-два), как тикают часы (тик-так), стучит сердце (тук-тук). Затем можно к шагам прибавить хлопки и прохлопать каждый шаг. Затем попробовать записать шаги и музыку с помощью палочек (шаг левой ногой – палочка. Шаг правой – ещё палочка). Посмотреть, сколько палочек удалось записать (2).

На длительность и длину (короткие и длинные ниточки).

Свойства художественного восприятия мира:

- художественная образность;

- гармония, полифония;

- символичность музыкальной грамоты;

- эмоциональное «разгорание»;

- насыщение переживаний и ассоциаций;

- становящийся  и забывающийся звук;

- звукоразличение.

Свойства математической деятельности:

- абстрактное соотношение элементов фигур;

- логика рассуждений;

- символичность математических терминов;

- оптимальность работы мыслительных операций;

- переход к абстрактному мышлению;

- преобразования;

- сравнение фигур, объектов, величин.

Сравните ряды:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си;

1,  2,  3, 4,  5,  6,  7;

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Золотое сечение в пятиконечной звезде

Мозаика Пенроуза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками

Презентация "Интеграция образовательных областе в работе с дошкольниками....

Методическое пособие - книжка «Рукавичка» как средство интеграции образовательных областей в работе с дошкольниками с ТНР

Развитие познавательных и речевых способностей через интеграцию разных видов деятельности у дошкольников с ТНР....

Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»

Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир....

Сообщение из опыта работы на тему « Интеграция образовательных областей в театрализованной деятельности дошкольников»

  Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель- воспитание у подрастающего поколения тв...