Статья на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме

В дошкольном детстве закладывается основа конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.odt24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста »

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня - воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного города, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране. В дошкольном детстве закладывается основа конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у детей элементов экологического сознания. Установлено, что в дошкольном возрасте, возможно сформировать дифференцированное представление о живом и неживом. Раскрытие специфики живого организма, его неповторимости и неразрывной связи со средой обитания должно стать содержательным элементом экологического воспитания. Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом. Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо помнить: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Необходимо прививать детям любовь и желание беречь не только растения, но и все живое в природе, ежедневно наблюдаем за насекомыми, птицами, животными в естественной среде обитания, отказались от содержания их в садиках и террариумах. Объяснить детям, что если бабочку взять в руки, то после этого она погибнет, так как пыльца, которая покрывает её крылышки, сотрется. Поэтому любоваться бабочками лучше издали.

Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо вовлекать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя распустившийся цветок, выздоровевший домашний питомец…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания .

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных.

Реализовать данную задачу можно через использование разнообразных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основным методом ознакомления с природой является наблюдение. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому они кратковременны. В ходе наблюдения окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. На прогулке большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Во время прогулок и экскурсий дети знакомятся с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же организуются разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями (дидактические игры «Найди такой же листок», «Собери букет»). У дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Систематически проводятся наблюдения за погодой: дети рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, используются различные типы графических моделей: «календари природы».

В процессе наблюдений осуществляется и ознакомление детей старшего дошкольного возраста с зависимостью объектов живой природы от неживой. Наиболее доступными являются наблюдения за птицами, насекомыми, растениями, находящимися в окружении детей. В ходе наблюдения внимание детей направляется не только на изменения поведения животных, но и на понимание причин таких явлений. Например, подводя детей к пониманию зависимости состояния растительности от сезонных изменений, детям предлагаются вопросы: «Почему весной распускаются листья?», «Почему осенью засыхает вся зелень?». Самостоятельно находя ответы, дошкольники устанавливают связь активности солнца с температурой воздуха и изменением состояния растений. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Именно игра позволит удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. В формировании у детей эмоционального отношения к природе используются разные виды игр.

В предметных играх (с использованием листьев, семян, овощей, комнатных растений) уточняются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах объектов природы. В сюжетно – ролевых играх дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе взаимодействия с миром природы. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и ценностное отношение к природе. Большое значение придается исследовательской деятельности детей. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальные способности, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Таким образом, используемые в практической деятельности формы и методы экологического воспитания можно рассматривать как единую систему по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе. В процессе общения с природой у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, понимать важность охраны природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

В данной статье отражены основы экологического воспитания дошкольников, его актуальность в настоящее время, обуслвливающаяся тем, что основными проблемами нашего века станут проблемы экологического ха...

Статья Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка являются решающими в становлении основ его личности, исходя из этого, важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком общественного опыта. На каждом возра...

Консультация для воспитателей на тему: «Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально-цен...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

Статья на тему: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Статья на тему: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

Проблема патриотического воспитания дошкольников является весьма важной и актуальной для любой страны и определяется задачами образовательной политики РФ, духовно-нравственного образования, нравственн...