Консультация для воспитателей на тему: «Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Оксана Владимировна Скрынникова - Петрова

Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._did.igry_po_ekologii.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

     Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.

Дидактические игры-игры с правилами, имеющие готовое содержание. Это разные лото, составление целого из частей (дерево, насекомое, животное), игры на классификацию, описание предметов, узнавание их по вкусу, запаху, форме, цвету, величине и других факторов необходимых для жизни  представителей флоры и фауны.

Дидактические  игры по характеру используемого материала делятся  на настольно-печатные, предметные, словесные.

1. Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Вершки - корешки»,   «Путаница»,  «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»,   «Найди по листу дерево»,  « Найди такой же листочек», и т.д. Все эти игры способствуют развитию сенсорных ощущений, умению группировать растения по принадлежности, по месту их произрастания и другим признакам.

2. Настольно-печатные игры экологического характера - это разные лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», лото с элементами моделирования «Узнай свою картинку», «Овощи - фрукты», « Кто как двигается»; игры на классификацию и обобщение предметов: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Что где растёт?»; «Чья мама?», «Кто кем будет?», « Кто в домике живёт?» и т.д.

3. Словесные игры экологического характера - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они на закрепление знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов природы. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: «Кто летает, бегает, прыгает?», « Что это за птица?», « Доскажи словечко», « Что это за зверь?», « Придумай загадку»,  « Когда это бывает?», «Бывает- не бывает», « Догадайся, о ком я рассказываю?»   и т.д.

Дети очень любят подвижные игры природоведческого характера. Эти игры связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни. Например: « Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы», «Кто в домике живёт», «День и ночь», и т.д.

4. Большое значение для развития детей имеют игры творческого характера, связанных с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они  организуются и проводятся детьми по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игры дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, теплице, коровнике и т.д.) идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Воспитатель избирает роль наблюдателя, чтобы выяснить, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить. Здесь хорошо использовать природный материал для различных поделок (корешки,  шишки, сучки, мох, засушенные цветы, листья, семена, плоды).

К творческим играм можно отнести такие игры как «Знатоки природы», «Поле чудес». Такие игры развивают память, мышление, находчивость, логическое мышление.

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотных является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Формируя в дошкольнике экологически грамотную личность, на первое место ставится задача о ценности жизни и её охране, в том числе и   среду её обитания. Игра играет важную роль в воспитании, обучении и развитие детей. Игра привносит в образование бесконечно новые сюжеты и темы из жизни природы, человека и его деятельности. Заменив скучное, обыденное занятие на игру, у нас появляется шанс решить поставленную задачу, закрепить её, а затем использовать свои знания в жизни.

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности. Следующим важным моментом в  использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления – развивает уверенность в себе,  способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста

Экологические игры позволяют уточнить представления детей, углубить их путем установления связей отношений между отдельными явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольн...

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста

Экологические игры по теме "Родной край"...

Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сказки для Лунтика»

Технология ознакомления детей  с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с  экологическими представлениями через театрализованные игры ....

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

Авторская разработка: экологическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Птички».

Цель игры:систематизировать  знания  детей о домашних, зимующих и перелётных птицах, об особенностях  их внешнего вида....