Методические рекомендации для педагога первой младшей группы (программа "Радуга")
консультация (младшая группа) по теме

Баландина Марианна Игоревна

Методические рекомендации для педагога (программа Радуга). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raniy_voz_raduga.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагога  (программа «Радуга»)

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 ГОДА)

Возрастные особенности ребенка

Взрослый является  главной фигурой в мире ребенка третьего года жизни.     От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом несамостоятельны, и поэтому для них важно быть уверенными, что воспитатели — люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему.

Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Например, он уже способен самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разделить на части котлету еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создадите у него чувство защищенности — основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то коленку больно ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет у взрослого не только помощи и защиты, но и сочувствия.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Психолог М. И. Лисина и ее сотрудники показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом.

Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте так, чтобы уважение к ребенку стало нормой жизни в группе.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте простые и понятные нормы жизни группы, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные инструкции по поводу желательного поведения.

Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и чувствуют. Нужно сопровождать все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь малышу выучить новые слова.

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с каждым ребенком глаза в глаза. Фронтальные формы работы со всей группой, построенные на речи, в этом возрасте малоэффективны.

Побуждайте детей пользоваться речью, дожидайтесь ответа далее от тех детей, чья речь пока ограниченна. Голос взрослого не должен доминировать.

В то же время помните, что речь ребенка только формируется и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые конструкции и короткие предложения.

В мир культуры — песен, сказок, рассказов, картин — ребенка также вводят взрослые. Как можно больше читайте и рассказывайте детям, не жалейте на это времени.

Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории. Не жалейте времени и не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если дети еще не до конца освоили предыдущий материал.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать не только внешние свойства различных предметов, но и их внутреннее устройство.

Малыш внимательно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Теперь наступает время интереса к тому, что у этого предмета внутри. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть. Надолго завладеет вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части.  И большой интерес представляют детали, из которых можно что-то сконструировать самостоятельно. Итак, ребенок использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете.

Ребенок двух-трех лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку, так же как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

Реагируйте на такое поведение ребенка адекватно, не порицая его, а объясняя, что бабочка живая и ее нельзя «разбирать на части» — она не сможет жить, погибнет, и ей больно. Систематически показывайте образцы различного поведения по отношению к живым и неживым объектам.

Предоставляйте детям разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы. Делайте вместе с детьми звучащие игрушки — «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, емкостей от «киндерсюрпризов» и т. д., наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком и т. п.

Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут вкладывать что-то в коробочку или кошелечек и затем вынимать, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и выключать свет. Необходимо внести в среду предметы, которые позволяют совершать такие действия.

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому им необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов и клюющих курочек.

Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.

Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной.

Предоставляйте детям также разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.).

К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации — упорядочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей.

 Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек, которые могут дать детям так называемые эталонные представления.

На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например по цвету, размеру.

Ребенок двух-трех лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.

Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Упал и ушибся — плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает» раздражающий нежную кожу шерстяной свитер — хнычет, ноет и т. п. Все чаще педагоги отмечают, что дети реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полнолуние, новолуние и другие природные факторы. После начала кризиса трех лет вспышки негативных эмоций сопровождают и попытки взрослых навязать ребенку свою волю.

Положительные эмоции также в значительной степени связаны с требованиями организма: вкусная любимая еда, приятные запахи (например, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая и веселая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны мягкие игрушки или которыми они наполнены (например, перекатывающиеся шарики), для некоторых детей — купание.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т. п.

В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.

Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки. Важно понимать, что на этапе формирования отработка их требует значительного времени, которое должно быть заложено в распорядке дня для того, чтобы добиться именно качества в выполнении той или иной процедуры.

Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож, предлагая для начала разделить на части отварную картофелину, сырник, котлету. Он самостоятельно пьет из чашки.

В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком ребенок учится копать лопаткой, использовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом — разумеется, если они видели, как это делает взрослый.

Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику или метле, хочет помогать мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью формочек или лепке сырников. Во всех случаях объектом, за который «цепляется» внимание ребенка, становится какое-то орудие труда.

Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремится, прежде всего, имитировать само действие с предметами. В некоторых случаях в целях безопасности целесообразно предложить ему игрушечный аналог взрослого орудия (молоток, отвертка), в то время как веник ребенку можно дать настоящий — это доставит малышу несказанное удовольствие.

Для развития орудийной деятельности в детском саду необходимо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудия труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. Для развития ребенка лучше предлагать не реалистичные копии настоящих орудий труда, а неоформленный материал (в том числе природный), который воображение малыша может превратить в необходимый ему в данный момент предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта в первой младшей группе "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....

Методические рекомендации для педагогов «Первый раз в первый класс или как подготовить дошкольника к обучению в школе»

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Педагоги готовы ночи напролет учить малыша читать, родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действ...

Рекомендация для родителей первой младшей группы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Для организации детского театра используются разнообразные куклы, маски и декорации. При помощи театра формируются различные умения и навыки, которые стимулируют детское творчество. Так же с ребенком ...

Методическая разработка. Рабочая программа педагога первой младшей группы

Рабочая программа по развитию детей 1 младшей группы  разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным ста...

Рекомендации для родителей первой младшей группы по теме «Зимние игры и забавы»

Рекомендации для родителей первой младшей группы по теме «Зимние игры и забавы»...

Рекомендация для родителей первой младшей группы. «Играем с детьми дома»

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В  своих играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные ро...

Методические рекомендации для педагогов «Первая помощь воспитанникам в Детском саду»

Оказание первой помощи в ДОУ является одной из обязанностей воспитателя. Но оказывается, не во всех ситуациях он имеет право проводить мероприятия по восстановлению здоровья воспит...


 

Комментарии

Мурдашева Лариса Петровна

Как раз в этом голу работаю на 1 младшей группе, и эти рекомендации возьму себе на заметку. Спасибо!