" Большая дружная семья"(из опыта работы).
статья (средняя, старшая группа) на тему

Сураева Ольга Борисовна

Хочу поделиться опытом работы с родителями.Как создать благоприятную обстановку в группе для детей и взрослых.Чем заинтересовать всезнающих ребятишек и недоверчивых мам и пап.Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.Активная позиция детей, родителей и воспитателей в жизни детского сада и группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vovlechenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Большая дружная семья.

Сураева Ольга Борисовна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 338 городского округа Самара

443110, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 9 а

337-18-50

MDOU338@yandex.ru

Вначале мы учим своих детей. Затем учимся у них.

Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени.

                                        Я. Райнис.

Для меня, воспитателя с 30-летним стажем педагогической работы, очень важна работа с семьями воспитанников. Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы. Главные воспитатели в жизни ребёнка - это  родители. В семье ребёнок учится общению, приобретает первый опыт. В детском саду малыш  имеет возможность понять как познать окружающий мир, как организовать свой быт, как участвовать в межличностном общении  и принимать участие в совместной деятельности. Поэтому детский сад и семья должны взаимодействовать для полноценного развития ребёнка.

Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, я руководствуюсь принципом сотрудничества. Для повышения степени  взаимодействия с родителями я использую нетрадиционные формы работы:  презентация семьи, экспозиции фотографий, круглый стол, стенгазета, бюро педагогических услуг.

Сначала  выявляю образовательный уровень семьи,  микроклимат, посредством посещений на дому, наблюдаю за ребёнком, диагностирую его, затем приглашаю родителей  на  неформальные беседы, чтобы обсудить достигнутые успехи, оказать помощь в решении проблем.

Традицией в моей группе стало проведение родительского дня (первый четверг месяца), с целью показать, как ребёнок работает в ходе непосредственно образовательной деятельности, общается со сверстниками, применяет полученные знания на практике.

Принципы моей работы с родителями – это доброжелательный  стиль общения, позитивный настрой и  индивидуальный подход.

На  собраниях  предлагаю родителям  познакомиться с содержанием  и методикой образовательного процесса, провожу просветительскую работу, вовлекаю в совместную деятельность, помогаю отдельным семьям в воспитании  детей. Поскольку совместная деятельность педагога и родителя является партнёрской, и мы преследуем общие цели, то совместно ищем способы решения данных задач, для получения определённого результата. Наша цель – вырастить высоконравственного гражданина.

Решающим фактором в этой работе остаётся педагогическое  мастерство  воспитателя, которое предполагает использование многообразия педагогических приёмов  обучения, создание предметно-развивающей среды и соответствие её реализуемой технологии, а также создание интересной обстановки в непосредственно образовательной деятельности, методическое сопровождение, психолого-педагогический контроль, плодотворное  взаимодействие педагога и родителя.

Так семейный клуб «Родительская Азбука» выполняет доминирующую роль в повышении педагогической культуры родителей, а значит,  способствует изменению  их  взглядов на воспитание детей в условиях семьи. Заседание клуба проходит 1 раз в месяц. Тематика разнообразная:  «Детские капризы.  Как поступить?», «Чего боится ваш ребёнок?», «Что делать, если ребёнок плохо говорит?», «Кулинарные шедевры из простых продуктов», «Интересные выходные». Причём, каждый родитель может быть в роли председателя клуба, если  ответственно подойдёт к организации и проведению мероприятия. Это может быть  диспут, круглый стол, анкетирование, практические занятия, тренинги. В качестве гостей приглашаем  сотрудников детского сада: психолога, логопеда, повара, инструктора по физической культуре, медсестру. Мастер-классы от специалистов очень по душе мамам и папам. Двери нашего клуба открыты для родителей всего детского сада. Отрадно, что родители  «со  стажем» ведут в наш детский сад своего второго, третьего ребёнка. Значит, нам  доверяют. А мы, воспитатели, стараемся создать уют и комфорт, окружить детей заботой и лаской.

В моей группе родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в ДОУ. Это очень важно для доверительных отношений, а значит для успешного воспитания детей. Так проект «Моя Самара» нашёл отражение в домашних стенгазетах «Любимые уголки отдыха моей семьи».  

 Наши дети очень любят играть. Игра не пустая забава, она необходима для счастья, здоровья, правильного развития детей.  Она развивает сообразительность, фантазию, приучает дружно жить, уступать друг другу, заботится о товарищах. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в ней ребёнок сам подчиняется определённым  правилам, проявляет свою инициативу и творчество. Поэтому играю с детьми, проигрываю различные ситуации с родителями и все вместе живём жизнью детского сада.

Популярными среди родителей группы являются совместные спортивные соревнования «Весёлые старты (летом), «Зимние забавы» (зимой). Договариваемся о дне проведения праздника, выбираем спортивную форму (шорты и майки с логотипом детского сада - для лета, а спортивные брюки, куртки и вязаные шапочки - для зимы). Главное условие - команды смешанные: воспитатели, дети, мамы, папы. Бабушки приходят  «поболеть» за внуков. Спорт помогает сблизить  детей и взрослых, вырабатывает выдержку, ловкость, помогает ценить дружбу, закаляет характер  и укрепляет здоровье. Основное направление работы нашего детского сада – физкультурно-оздоровительное, поэтому педагоги сами занимаются спортом и приобщают родителей к здоровому образу  жизни.  Награды  за спортивные достижения получают все, пусть это не золотые медали, а сделанные своими руками  медальки, зато от души и с большой любовью к детям и с уважением к взрослым.

Традицией стало проведение  конкурса домашней выпечки в марте месяце. В своём кулинарном искусстве соревнуются наши милые мамы и бабушки. Главные дегустаторы –  детки. Все были приятно удивлены, когда папа воспитанницы нашёл  рецепт  гречишных   блинов, приготовил  и принёс на конкурс. Конечно,  все отметили старания конкурсанта. Но бабушкин пирог с вишней оказался вне конкуренции. Самая лучшая награда это детский смех и слова благодарности.

Трудно привлечь родителей к активному сотрудничеству,  но когда они видят, что воспитатели, заинтересованные люди, горячо любящие свою профессию и детей, то охотно принимают участие в детсадовской жизни ребёнка. Многому может научить мама-почтальон, папа-столяр.

Интересно проходит «Урок безопасности», если его проводит инспектор ГБДД (папа ребёнка). В сюжетно-ролевых играх не обойтись без помощи наших  мамочек. Кто халатик для доктора сошьёт, кто причудливый  торт из солёного теста испечёт, а кто и сам придёт и лучше воспитателя  покажет  как устроен кассовый аппарат, как правильно пробивать чек.

Особенно нравится детям презентация видео фильмов «Мой летний отдых». Дети наперебой рассказывают о путешествиях, о забавных историях, немыслимых  приключениях. Дружная семья это здорово, но иногда бывают исключения из правил. Ещё одна форма работы с родителями – «Телефон доверия». Никогда не оставляю телефонные звонки без внимания.  Добрый совет, нужная рекомендация, своевременная помощь  всегда пригодятся  в трудных ситуациях. Свои дети уже большие, а опыт семейного воспитания уже 30 лет, думаю, имею право учить молодое поколение житейским премудростям, педагогическим хитростям.

 А когда стартовал проект «Изучаем народные игры», то приняли участие почти все семьи воспитанников. Мы узнали  татарские, мордовские, чувашские народные игры и познакомились с элементами народного костюма. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, развивает воображение и фантазию, а народные игры являются традиционным средством педагогики.

 Все знают, что 1апреля – Всемирный день смеха. Детской фантазии  нет предела, разыгрываются не только сотрудники детского сада, но и родители, потом вместе обсуждаем чья шутка была удачной.  В сентябре в  ДОУ проходила «Осенняя ярмарка». На ней были представлены работы детей, родителей,  воспитателей из природного материала и овощей. Каждый желающий смог приобрести понравившуюся поделку за символическую плату – конфету. Дети побывали в роли продавцов, а родители охотно скупали  товар.

Интересная форма работы с родителями это родительская почта. Родители в ящичек опускают вопросы, на которые хотели получить квалифицированный ответ. Для ответа прибегаю к помощи старшего воспитателя, узких специалистов, использую  педагогическую  литературу и оформляю ответы в буклетах, на информационных стендах, «памятках».

Большой интерес вызвала новая рубрика на информационном стенде  «Здоровый малыш». Ведёт её врач-педиатр детской  поликлиники  (мама воспитанницы). Материал меняется 2 раза в месяц. Темы очень важные: «7 способов избежать простуды», «Как побороть аллергию», «У ребёнка часто болит живот? Идём к врачу», «Практические советы по укрепляющему массажу».

Родители группы активно принимают участие в организации детских праздников, дней рождений, во всероссийских конкурсах детского творчества, в познавательно-исследовательской деятельности «Я узнаю мир», творческих конкурсах «Руки папы, руки мамы и мои ручонки», в смотрах художественной самодеятельности. Наши мамы, папы, бабушки и дедушки  талантливы во всём. Они солисты, осветители, режиссёры,  костюмеры, суфлёры,  организаторы, благодарные зрители и просто родные люди.

 Очень увлекательно провести выходной день вместе. Родители дружат семьями, ходят  друг  к другу в гости, отмечают дни рождения, посещают  детские представления, играют на площадках, приглашают  и меня. Люблю посещать цирк, кукольные спектакли, выставки картин. Всегда есть чему поучиться, в голове возникают новые проекты, творческие задумки, интересные идеи. Конечно,  в реализации планов без помощи родителей не обойтись.

Старшие дошкольники много путешествуют с родителями по стране, по зарубежью. У меня возникла идея создать мини-музей «Вокруг света». Сувениры, открытки, карты, национальная атрибутика, элементы народного костюма  из разных стран мира собраны, благодаря  стараниям наших родителей. Дети сами рассказывают о стране, в которой побывали, знакомят с достопримечательностями своих сверстников, презентуют фотоальбомы, видеофильмы.

«Изюминкой»  всех нетрадиционных форм работы с родителями является активное участие самих детей. Это мастер-классы  «Весёлая мастерская»,  проводимые детьми. Не каждый взрослый может вышивать бисером, создать картину в технике  изонити, смастерить поделку из бумаги, рисовать помпонами, вырезать  ажурные узоры. Наш девиз: «Научился  сам – научи друга».  Все позитивные моменты направлены на развитие ребёнка.  В книге отзывов родители всегда пишут слова благодарности за качественную работу.

У родителей появляется интерес к работе детского сада. Они овладевают практическими навыками и умениями воспитания и обучения детей-дошколят. В детский сад идут не только мамы, но и папы, бабушки, дедушки, потому что здесь интересно, весело,  можно многому научиться или поделиться своим опытом, ведь мы большая и дружная семья.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультурно-оздоровительное развлечение "Детский сад - большая, дружная семья"

Предлагаю вашему вниманию спортивное развлечение (совместно с родителями), посвященное Дню семьи, любви и верности...

"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)

«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...

Конспект проведения Родительского собрания В старшей группе МБДОУ «Детский сад №11 г. Калининска» Тема : «Моя большая, дружная семья».

развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение....

Праздник в старшей группе "Моя большая дружная семья"

Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное  общение.П...

Встреча детей и родителей «Моя большая, дружная семья»

Целью данной встречи является развитие взаимоотношений воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность...

Нетрадиционная форма работы с родителями. Моя большая, дружная Семья

Семья. Игра с родителями детей старшей подгруппы...

статья: «Одна большая дружная семья или современные формы работы с родителями, как непосредственными участниками образовательного процесс»

Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании ...