Главные вкладки

    Консультация на тему:
    организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении

    Артюхова Мария Евгеньевна

    Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_raboty_v_dou_s_semyami.docx68.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    организация работы в доу с семьями,

    находящихся в социально опасном положении

    В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

    Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

    1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

    2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

    3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

    4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

    5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

    6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

                 Механизм выявления неблагополучных семей

    Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, методиста (старшего воспитателя), воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

    Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

    ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

    Утомленный, сонный вид

    Санитарно-гигиеническая запущенность

    Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

    Неумеренный аппетит

    Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

    Привлечение внимания любым способом

    Чрезмерная потребность в ласке

    Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

    Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

    Трудности в обучении

    В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ

    ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

    В боязливости ребенка

    В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

    В сосании пальца, раскачивании

    В боязни идти домой

    В жестоком обращении с животными

    В стремлении скрыть причину травм

    С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом  ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

    Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

    План работы

    с неблагополучными семьями

    и профилактических мероприятий по предупреждению нарушения прав детей в семье

    Наименование мероприятия

    Сроки исполнения

    Ответственные

    1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета

    Сентябрь

    Администрация, воспитатели, педагог-психолог

    2. Выявление неблагополучных семей

    В течение года

    Администрация, воспитатели, педагог-психолог,

    3. Изучение причин неблагополучия семьи

    По мере выявления

    Воспитатели, педагог-психолог, органы опеки и попечительства

    5. Консультации для педагогов

    По плану

    Старший воспитатель, педагог-психолог

    6. Консультации для родителей

    По плану

    Старший воспитатель, педагог-психолог

    7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

    В течение года

    Старший воспитатель, педагог-психолог

    8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

    Сентябрь

    Старший воспитатель, педагог-психолог

    9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей

    По мере необходимости

    Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

    11. Сотрудничество с КДНиЗП (органы опеки и попечительства), отделами полиции

    В течение года

    Администрация ДОУ

    12. Ежедневный осмотр и беседа с  детьми из неблагополучных семей

    Ежедневно

    Воспитатели, педагог-психолог

    13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

    В течение года

    Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

    14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения

    Апрель–май

    Администрация ДОУ, педагог-психолог ДОУ, администрация школы, социальный педагог школы, педагог-психолог школы

    15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе с целью профилактики неблагополучия в семье

    В течение года

    Воспитатели, специалисты  ДОУ

    16. Анализ работы с неблагополучными семьями

    Январь, май

    Администрация  ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

    Алгоритм работы с семьями группы риска в ДОУ

    Социально-информаци-онная помощь

    Социально-правовая помощь

    Социально-экономичес-кая помощь

    Социально-педагогичес-кая помощь

    Социально-психологическая помощь

    Медико-социальная помощь

    Информация о пособиях и льготах

    Психолого-педагогическое просвещение родителей

    Правовое просвещение

    Правовое воспитание детей

    Контроль над соблюдением прав ребенка

    Содействие в получении пособий

    Контроль над обстановкой в семье

    Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ

    Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ

    Психологическая диагностика и поддержка

    Медико-социальный патронаж

    Диагностика здоровья

    Индивидуальные консультации специалистов ДОУ

    Совместные праздники и развлечения

    Участие в конкурсах и выставках

    Коррекционные занятия с детьми

    Индивидуальное консультирование с родителями

    Общий план изучения семьи

    1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

    2. Жилищные и материальные условия.

    3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

    4. Культурный уровень родителей:

    -наличие библиотеки в семье;

    -какие книги читают;

    -следят ли за периодической печатью;

    -посещают ли кино;

    -посещают ли театры и концерты;

    -посещают ли выставки.

    5. Общая семейная атмосфера:

    -доброжелательная,

    -неустойчивая,

        -равнодушная,

        -гнетущая, недоброжелательная.

    6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

    7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).

    8. Что является предметом основной заботы родителей:

        -здоровье детей;

    -развитие умственных способностей;

    -художественных способностей;

    -нравственных качеств.

    9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

    -сверхопекающее;

    -ровное, заботливое;

    -равнодушное;

    -подавляющее.

    10. Система воспитательных воздействий:

    согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

    непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

    отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

    11. Организация совместных форм деятельности в семье:

    -вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

    -эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

    -ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

    12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

    - определенных знаний и готовность их восполнять;

    -ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

    -низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

    13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

    -систематическое;

    -нерегулярное;

    -полное отсутствие контроля.

    14. Отношение к детскому саду:

    -положительное;

    -равнодушное;

    -негативное.

    15. Взаимодействие семьи с детским садом:

    -систематическое;

    -эпизодическое;

    -отсутствие взаимодействия.

    ПоРЯДОК  о постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета неблагополучной семьи

     Основные цели постановки на учет:

    • защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);

    • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

     Задачи:

    • выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;

    • обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

    • проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.

     Понятие «неблагополучная» семья

     Семья считается неблагополучной, если родители:

    • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

    • не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

    • отрицательно влияют на их поведение;

    • жестоко обращаются со своими детьми;

    • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

    • создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

    Оформление документов

     На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы:

    • акт обследования;

    • постановление КДНиЗП о постановке на учет;

    • учетная карточка семьи;

    • карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;

    • план индивидуальной профилактической работы;

    • дневник наблюдений за неблагополучной семьей.

     Документы хранятся у методиста(старшего воспитателя) ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

    Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...

    Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.

    Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....

    Индивидуальный план работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении на 2015 – 2016 учебный год

    В данной работе имеются:Цель.  Формирование комплексной  системы социально – психолого-педагогической  поддержки семьи.Задачи.·        Побуждение роди...

    Брифинг для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение семей , находящихся в социально – опасном положении в условиях ДОО".

    Неблагополучные семьи - это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работупо профила...

    Практическое занятие с семьями, находящимися в социально опасном положении "Общение без проблем".

    ·        расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений....

    План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

    В данном плане представлен комплекс мероприятий по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении: диагностика, темы консультаций и бесед, тематика буклетов и памяток...

    Сказкотерапевтический метод «Песочный остров». Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении.

    Жизнь любого человека берет начало в семье. Там он формируется под воздействием воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми, Ребенок во всем берет пример с родит...