Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.
статья

Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.

Е.А. Евдокимова, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»

В настоящее время проблема неблагополучных семей занимает особое место в системе дошкольного образования.

К неблагополучным семьям можно отнести:

  • Семьи с яркой формой неблагополучия;
  • Семьи с открытыми конфликтными отношениями;
  • Семьи с явными проблемами (зависимости);
  • Асоциальные семьи;
  • Аморально-криминальные семьи;
  • Неполные семьи.

Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка.

В нашей дошкольной организации можно встретить некоторые типы неблагополучный семей.

Семьи, которые активно злоупотребляют алкоголем, наркотическими веществами, ПАВ, являются семьями социального риска, так как такие зависимости взрослых челнов семьи, их образ жизни не соответствует социальным (общественным) нормам.  В семьях такого типа формируется личность ребенка с отклонениями в нравственном, психическом, социальном, физическом развитии, что приводит к существенной опасности нахождения такого человека в социуме.

Но, к сожалению, не всегда неблагополучность проявляется в явной форме. Существуют семьи, которые на первый взгляд весьма благополучны: родители заботятся о детях, они всегда хорошо одеты, ухожены, накормлены. Тем не менее при глубоком социальном анамнезе семьи выясняется, что в семье напряженная атмосфера между родителями, они постоянно конфликтуют. Ребенок в этом случае каждый день проживает это насилие, хотя от посторонних взглядов все это скрыто.

Есть еще и такие формы неблагополучия, где на первый взгляд и не скажешь, что в данной семье есть какие-либо проблемы. Родители постоянно заняты приобретением вещей или активным устройством своей личной жизни, что так же неблагоприятно сказывается на детях. Воспитанием детей в таких семьях никто не занимается. Они считают, если ребенок накормлен и хорошо одет, этого достаточно. Интересы, потребности и желания ребенка не воспринимаются всерьез. Родители думают, что их ребенок еще очень мал, чтобы воспринимать его внутренний мир серьезно. Родители уделяют мало времени развитию ребенка, не организуют с ним общий досуг и игровые ситуации, что приводит к формированию не совсем здоровой личности ребенка.

В последнее время к неблагополучным семьям можно отнести и те, где ребенку все позволяется. Для ребенка нет ничего невозможного, все его капризы быстро удовлетворяются, тем самым развивая у него такие отрицательные черты личности, как эгоизм, высокомерие, неуважение к окружающим.

Так же к неблагополучным семьям можно отнести семьи, находящиеся на стадии развода. Период распада семьи для ребенка является очень болезненным. Очень тяжело переживается расставание родителей и «дележка» ребенка в разные стороны. Ребенок, в силу своего возраста, еще не может осознать, что происходит вокруг него. Для него это тяжелейшая психологическая травма, которая может оставить отпечаток на развитии личности ребенка на долгие годы.

В нашей дошкольной организации ежегодно заполняется социальный анамнез семьи для раннего выявления семей группы риска, а также для прослеживания семей, стоящих на учете.

Для системной работы и подробного анализа, мы ставим семьи на внутренний учет, то есть в пределах дошкольной организации. На них мы заводим отдельную социальную карту, где указываем: состав семьи, жилищные условия, материальное обеспечение семьи, возраст родителей, их образование, должность. Так же указываем культурный уровень родителей, отношение к воспитательному процессу ребенка, внутрисемейное взаимодействие, условия для игровой деятельности ребенка, а также планируемые мероприятия для устранения семейного неблагополучия.

Эффективность работы зависит от характера неблагополучности. Под каждый вид неблагополучной семьи, будь то алкоголизм или внутрисемейные конфликты, мы подбираем различные методы и формы воздействия, подробно отраженные в целях и задачах работы с данной семьей.

Максимальную трудность составляют семьи социального риска, то есть имеющие алкогольную и наркотическую зависимость, так как дошкольная организация не в праве постоянно контролировать деятельность родителей за пределами детского сада. Мы, как правило, первые выявляем семьи группы риска, привлекая за собой деятельность правоохранительных органов. Совместно с правоохранительными органами осуществляем взаимодействие с семьями такого типа. Ведем контроль за жизнью и воспитанием ребенка, оказываем квалифицированную психологическую помощь данной семье.

С группой семей, где в явной или скрытой форме идет конфликтное взаимодействие, так же ведется квалифицированная работа. Мы приглашаем родителей разрешение конфликтов. Целью этих мероприятий является описание родителям отрицательного воздействия на ребенка конфликтного поведения родителей.

С третьей группой родителей мы осуществляем работу по повышению ответственности за жизнь детей, за их воспитание и образование, а также для активного участия таких семей в жизни дошкольной организации.

Очень важно при всех случаях неблагополучности показать родителям их проблему. Ведь в большинстве ситуаций родители не осознают, что их семья социально неблагоприятная.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема неблагополучности семейного воспитания является актуальной в системе современного образования. Мы ежегодно проводим мероприятия по выявлению таких семей и четкую работу по преодолению данных недугов.

Список литературы:

1.Беличева А., Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М., 2006.

2.Беляева М.А., Методика по определению семей группы социального риска. Свердловская область, 2009.

3.Целуйко В.М., Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.

Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....

организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении

Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями...

Сказкотерапевтический метод «Песочный остров». Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении.

Жизнь любого человека берет начало в семье. Там он формируется под воздействием воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми, Ребенок во всем берет пример с родит...

Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении.

Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении....

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...