Сказкотерапевтический метод «Песочный остров». Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Баева Мария Владимировна

Жизнь любого человека берет начало в семье. Там он формируется под воздействием воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми, Ребенок во всем берет пример с родителей: ставит себе рамки или цели, допустимые родителями, создает свою семью, одобренную родителями, и воспитывает своих детей так же, как воспитывали его самого. Родителей не выбирают. Порой встречаются семьи, находящихся в социально-опасном положении, где воздействие на родителей малоэффетивно и то, что ребенок уже взял от своих родителей, уже вошло в его опыт и стало привычным. Как же научить ребенка использовать опыт родителей себе во благо в доступной ему игровой форме и с сохранением его психики?

Методика «Песочный остров» был разработан мной на основе традиционной юнгианской песочной терапии. Каждая игрушка и образ, используемый ребенком в игре, отражает проекцию окружающих его людей, его отношение к ним. Методика позволяет выявить деструктивные контакты ребенка и научить его использовать свой негативный опыт себе во благо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pesochoy_terapii.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтический метод «Песочный остров».

Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении.

МБДОУ «Детский сад №179» г. Чебоксары

Старший воспитатель Яшнова Л.С.

Педагог-психолог Иванова М.В.

Жизнь любого человека берет начало в семье. Там он формируется под воздействием воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми. Ребенок во всем берет пример с родителей: ставит себе рамки или цели, допустимые родителями, создает свою семью, одобренную родителями, и воспитывает своих детей так же, как воспитывали его самого. Родителей не выбирают. Порой встречаются семьи, находящихся в социальноопасном положении, где позитивное корректирующее воздействие на родителей малоэффетивно. И то, что ребенок взял от своих родителей, уже вошло в его опыт и стало привычным. Как же научить ребенка использовать опыт родителей себе во благо в доступной ему игровой форме и с сохранением его психики?

Метод «Песочный остров» был разработан мной на основе традиционной юнгианской песочной терапии. Каждая игрушка и образ, используемый ребенком в игре, отражает проекцию окружающих его людей, его отношение к ним. Метод позволяет выявить деструктивные контакты ребенка и научить его использовать свой негативный опыт себе во благо.

Песок, используемый для занятия, пластичен и решает вопрос динамичности в изменениях состояния ребенка. Песок очень приятен, дает ощущение физического комфорта при взаимодействии с ним. Если использовать песок на световых столах, от которых идет теплый мягкий свет, создающий дополнительное приятное ощущение, это дополнительно способствует расслаблению, гармонизации эмоционального состояния.

Вводная часть может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев. Основная часть состоит из анализа сложившейся композиционной картины, а завершение из коррекции отношений с выбранными героями.

При необходимости занятие можно разделить на 2 части. Однако рабочая площадка в песочнице смещаться не должна.

Цель: развитие психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтического метода «Песочный остров»

Задачи:

- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и к другим людям;

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

Материалы:

- стол с песком с подсветкой

- игрушки лего-человечки с изображением эмоций на лице

- игрушки, изображающие животных, растения, деревья

- камушки, ракушки

- ткань голубого цвета 1,5*0,5 м.

- 10-15 квадратов 2*2 см из картона различного цвета.

Ход занятия:

  1.  Упражнение-приветствие «Тепло».  Ребенок и психолог располагаются напротив друг друга.

Психолог: Внутри каждого из нас есть сердце. Наше сердце выделяет тепло. Приложи руки ладонями к груди, почувствуй, как сердце стучит, собери тепло своего сердца в ладони.

Участники «собирают тепло» в ладонях и передают его в сложенных чашей, аккуратно «переливая» его друг другу.

Психолог: Давай теперь распространим это тепло по кабинету, чтобы нам здесь было тепло и уютно. Помоги мне – подуем вместе на мои ладони, и тепло будет окружать нас!

Психолог включает световой стол через пульт голубым цветом.

Психолог: Смотри! То тепло, которое мы распространили, понравилось песочному столу! И он тоже стал излучать свет! Как в сказке! А еще здесь много-много игрушек. Мы с тобой можем поиграть прямо здесь. Пойдем?

  1. Игра «Песочный остров». Вводная часть.

Психолог предлагает ребенку присесть за песочный стол и рассмотреть его, познакомиться и потрогать песок.

Психолог: «Это сказочный песок! Если его собрать в кучу, может получиться остров. Ты знаешь, что такое остров? Это Земля, а вокруг много воды. (свет Давай сделаем с тобой твой волшебный сказочный остров? При необходимости, если у тебя что-то не будет  получаться, ты всегда можешь попросить меня о помощи. Договорились? Ну, тогда давай играть! (ребенок взаимодействует с песком) Это твой сказочный остров! Чем он может быть особенным? В каждой сказке есть сказочник. Это ты. Выбери среди игрушек себя, и помести её на острове. Какой ты? Опиши себя. Теперь можешь заполнить свой сказочный остров всем, чем захочешь». Далее ребенок может наполнить его другими героями, конструкциями и декорациями, интересными или пугающими его местами, выбрать форму и соотношение суши и «воды».

Психолог: Расскажи про каждого сказочного жителя, какой он? Как он попал на сказочный остров, и, чем он там занимается. Какой волшебной способностью обладает этот герой? Хотел ли бы ты это уметь? На что ты готов эту способность обменять, или, что ты готов сделать, чтобы её получить?

Задача психолога в этот момент показать Ребенку, что каждый герой приносит ему что-то полезное, и важно этого героя отблагодарить. Способности и ценные предметы для обмена олицетворяются квадратиками из цветного картона.

  1. Упражнение «Ручеек».

Психолог: Смотри, у тебя получился настоящий сказочный остров! А у меня есть сказочная полянка. Я приглашаю тебя к себе в гости. - (психолог и ребенок перемещаются на коврик). – Это моя сказочная полянка. А на ней есть теплый, летний ручей. Давай присядем к нему (ребенок и психолог свободно располагаются на коврике у «ручья» - ткани голубого цвета). Мы можем умыться. Потрогай его. Он свежий и ласковый. Он наполняет тебя силой и уносит все трудности.

Психолог показывает ребенку движения, как можно умыться, умыть руки, ноги, лицо, голову.

  1. Основной этап.

Психолог: Вот ты и побывал у меня в гостях! Мы можем вернуться к тебе на сказочный остров. - (перемещаются к световому столу.) - У каждого из твоих сказочных героев есть свой остров, и у тебя они в гостях. Давай отправим их домой.

Ребенок благодарит игрушку и убирает её с поля. И так до последней фигуры – т.е. себя.

Психолог: Смотри, ты остался один на своем сказочном острове. Больше на нем никто не живет кроме тебя. У тебя есть новые волшебные способности. Ты можешь переделать свой остров так, как тебе захочется. Ты хочешь его переделать?

Если нет, то игра переходит на последний этап. Если да, то оставляется время для перестройки.

  1. Заключительный этап.

Психолог: Хочешь ли ты кого-нибудь вернуть на свой сказочный остров? Ты сам можешь выбрать, кого пригласить в гости. Им там будет хорошо? (если ребенок с травмированной психикой и у него сильно нарушены эмоциональные контакты с окружающими людьми, то ребенок может выбрать побыть одному на своем острове. Тогда необходимо провести игру через месяц повторно.

Ребенок по желанию расставляет убранные ранее игрушки, объясняя свой выбор.

  1. Упражнение «Тихо, громче, громко и наоборот».

Ребенок и психолог располагаются напротив друг друга, взявшись за руки.

Психолог: Мне понравилось играть с тобой. У тебя получился замечательный сказочный остров, и там было очень интересно! Нам с тобой пора попрощаться и выходить из сказки. Но помни, что эту сказку ты можешь всегда носить в своем сердце, т.к. эту сказку создает тепло твоего сердца!

Психолог и ребенок 1-й раз говорят шепотом «До свидания» и покачивают руками. 2-й раз они говорят «До свидания» в голос и покачивают туловищем. В 3-й раз они кричат «До свидания» и топают ногами. Затем повторяют в обратном порядке.

Используемая литература:

  1.  Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. – СПб.: Речь, 2016. – 256 с.
  2. Лебедева Л.В., Антохина Н.В., Богданова Т.Л., Витрушкина Ю.Ю, Журавлева Н.Н., Зуева Т.Л., Каушкаль О.Н., Козина И.В., Морозова Ю.М., Павлова Т.С., Чернышева И.Н. Познавательное-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 80 с.
  3. Тупичкина, Е.А. Мир песочных фантазий: программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Send-Art» (дл детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.: АРКТИ, 2017. – 112 с.
  4. Штейнхардт, Ленор Юнгианская песочная психотерапия (Серия «Практикум по психотерапии»). / перевод и науч.редакция Копытина А.И.— СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил.

И.о. заведующего ________________________ /Л.С. Яшнова /

Расстелю у подножья

Верхний слой океана

И построю там остров

Из песков и бурьяна.

Здесь ты душу поселишь,

Страх и злобу оставишь,

Вдруг заботу увидишь

И с улыбкой воспрянешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении на 2015 – 2016 учебный год

В данной работе имеются:Цель.  Формирование комплексной  системы социально – психолого-педагогической  поддержки семьи.Задачи.·        Побуждение роди...

Практическое занятие с семьями, находящимися в социально опасном положении "Общение без проблем".

·        расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений....

План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

В данном плане представлен комплекс мероприятий по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении: диагностика, темы консультаций и бесед, тематика буклетов и памяток...

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении

Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся  в социально опасном положении...

Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.

Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка....

План индивидуальной профилактической работы с семьей находящейся в социально опасном положении

Комплексное сопровождение семьи находящейся в социально опасном положении...