Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.
статья по теме

Козлова Ольга Леонидовна

Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и  семей

находящихся в социально опасном положении.

Положение семьи  в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным  психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

Поэтому важной задачей социально - психологической службы  включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса.

Воздействие на семью - это одна из форм отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи. При этом, с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи.  

О неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют исследования наших ученых. Так по данными К.Л. Печоры более 70%  детей воспитывающихся в условиях семьи имеют низкий уровень психического развития. Диапазон негативных суждений родителей на эту тему можно обозначить коротко и житейско - бытовыми терминами (на основе анкет) «должны воспитывать, но не умеем», «не знаем, как», «надо воспитывать, но некогда», «сам вырастет», «а воспитатели на что?»

На базе нашего детского сада функционирует исследовательский проект городского уровня «Психолого - медико - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в детском саду и семье», в котором нашли отражение основные направления работы с детьми и семьей находящимися в группе риска. Т.же утверждена годовая задача по взаимодействию с семьями воспитанников.

        В  дошкольных учреждениях сложились достаточно устойчивые формы работы  дошкольных учреждений с семьей,  которые  в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Но в связи со сложившейся ситуацией детские сады расширили рамки взаимодействия с родителями, особенно с  семьями  находящимися в социально опасном положении.

В этом направлении - ставшим одним из приоритетных работают все педагоги и специалисты ДОУ.

Одной из трудных задач, с которой мы столкнулись, это недостаток  информации по работе с семьями группы риска.

Поэтому   перед началом работы была проанализирована   методическая литература, изучен опыт работы нескольких субъектов РФ (Волгоградской, Самарской, Пермской области, Ямало-ненецкого автономного округа, а также опыт работы Московского департамента образования.), изучены Законы РФ, письма, распоряжения, приказы о помощи семьям, находящимся в группе риска. («ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года, Одобрен Советом Федерации  9 июня 1999 года письмо Минобразования РФ за номером № 30-51-54/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» (22.07.2002г.)

 В соответствии со спецификой и возможностями  работы нашего ДОУ были взяты некоторые, наиболее удачные, на наш взгляд, методы и технологии. Оформлена необходимая нормативно-правовая документация по работе с семьями находящимися в социально опасном положении, выделено 0,5 ст. социального педагога.

Перед началом мониторингового  исследования семей была выявлена мотивационная готовность педагогического коллектива к участию в нем.

Обработка данных показала, что  72 % педагогов владеют знаниями, умениям и навыками по работе с семьей. Однако, для более  результативной работы были проведены консультации, семинары-практикумы  для воспитателей по знакомству с последними разработками в области взаимодействия ДУ и  семьи.

Изучены типы семей дошкольного учреждения.

22,4% многопоколенные семьи (наличие в одном доме нескольких поколений родственников);

74,1% нуклеарные семьи (проживание под одной крышей родителей и детей);

83,4% полных семей;

12,2% неполных семей;

5,9% псевдосемей (полная семья с одним или двумя детьми, но постоянным отсутствием родителей в стенах дома в связи с их постоянным пребыванием на работе).

Воспитателями и специалистами были использованы различные формы работы ДОУ с семьей,  В Т.Ч посещение семьи  с целью выяснения общих условий семейного воспитания.

За первый квартал 2007 года посещено 82 семьи это 32% от общего числа детей посещающих ДОУ.

На педагогическом совете с повесткой дня «Эффективная работа с семьями воспитанников», педагогами было отмечено то, что посещение семьи дает большую информацию о психологической обстановке в семье, о причинах семейного неблагополучия, о влиянии родителей на детей и наоборот, чье мнение считается авторитетным,  причины своеобразного поведения ребенка в детском саду и.т.д.

        В методической литературе и опыте работы других регионов  много говорится о воздействии на семью разных - специалистов  от  психолога до психиатра и нарколога,  но практически нет наработок, которые бы раскрывали сущность работы  специалистов в дошкольных учреждениях. Поэтому не стоит говорить, что детские сады должны брать  все формы работы социальных центров.

В первую очередь работа детского сада  с семьей должна быть профилактическая.

Профилактика предполагает в первую очередь работу со здоровыми семьями, во вторую, раннее выявление семей и детей нуждающихся в помощи.

Выявив семью, важно определить какой вид помощи нужно оказать этой семье, добиться доверия семьи, ребенка, связаться со специалистами, которые могут оказать реальную помощь.

Функции специалистов по работе с социально неблагополучными семьями мы распределили в соответствии с их  должностными обязанностями.

Специалисты должны составить общий план работы с каждой неблагополучной семьей, чтобы не дублировать, друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь только в том направлении, которое даст возможность реабилитации семьи.

Главная идея работы команды специалистов – постараться сделать максимально все возможное для того, чтобы постараться решить проблемы семьи и детей.

Все виды помощи семье индивидуальны, и их надо осторожно подбирать к каждому типу неблагополучной или проблемной семьи.

Социальный педагог является связующим звеном между специалистами от него идут запросы на проведение диагностики психолога, логопеда с ребенком, информация врача о его здоровье и физическом развитии, воспитателя о характере адаптации к детскому саду, поведении в группе и.т.д.

В зависимости от конкретной ситуации в семье работа с ней может вестись от нескольких месяцев до нескольких лет.

Особое внимание следует уделить семьям «потенциальной группы риска», в которых открыто, не наблюдается нарушение функций, когда семья находится на докризисном этапе развития. Данный этап характеризуется частичной утратой или снижением эффективности семейных функций.

Не менее важен патронаж семей «группы потенциального риска», в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть «дисфункциональных семей». Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально».

Специалистами определены некоторые критерии, по которым можно определить, что изменения в семье необходимы:

-нет четкой структуры семьи (неизвестно, какой тип отношений - авторитарный или демократический, ролевые функции членов семьи, кто занимается воспитанием детей, взаимоотношения между супругами);

-имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между представителями разных поколений (нет авторитета старших, дети выполняют «взрослые обязанности»;

-наблюдается распад иерархии (отсутствует авторитет родителей, уважение друг к другу);

-создание ошибочной системы взаимоотношений  (например:  при разводе дочь начинает самостоятельно вести хозяйство вместо матери или сын выполняет роль «главы семьи»).

К категориям таких семей, можно отнести:

  • Неполные семьи, в том числе, функционально неполные семьи, в которых  двое родителей, но различные причины оставляют им мало времени для семьи;
  • Семьи, где отношения между родителями напряженные или находятся в стадии развода. Особое внимание необходимо уделить семье с одним ребенком, т.к. согласно исследованиям Дж.  Валлерштейн, наиболее  уязвим при распаде семьи единственный ребенок;
  • Семьи с недавней смертью одного из родственников (А. К.Бек, Г. Браун), т.к. негативные последствия отражаются на развитии личности и могут вылиться в депрессию;
  • Псевдосемьи.

В соответствии с этим, мы выделили три связанные между собой задачи «раннего вмешательства»:

-систематическое отслеживание статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы;

-создание социально- психологических условий для преодоления семейных конфликтных и кризисных состояний. Решение данной задачи предполагает, что взаимодействие строится по гибким схемам, меняясь в зависимости от реально наблюдаемых отношений семьи;

- создание специальных условий для оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера.

Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление «проблемных зон» необходимо для четкого определения степени развития риска.

В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие «проблемные зоны» в работе с семьями:

  • Алкоголизм родителей;
  • Отсутствие работы у одного или обоих родителей;
  • Положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
  • Насилие в семье;
  • Нарушение детско-родительских отношений;

Для  достижения поставленной цели  представляется необходимым соблюдать алгоритмом работы с дисфункциональной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

Для отслеживания  работы с семьями нами сформирован компьютерный информационный банк данных, который включает в себя сетевую диагностику  и исследование следующих параметров:

1.Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления

-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);

-материальное положение (источники доходов - постоянный или временный характер, доход на члена семьи);

- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);

-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения  социально опасного положения);

2. Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация - причины, темп, от кого зависит разрешение);

3. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).

Например, изучив детей семей группы риска,  мы выявили, что в настоящее время  большинство  имеют различные нарушения в психическом и личностном развитии.

На первом месте - высокая степень педагогической запущенности (отставание в общем развитии психическом, физическом, личностном);

На втором - нарушения эмоционально-волевой сферы  и поведения (повышенная тревожность, страхи, астения, гиперактивность, агрессивность, лживость);

Далее следуют синдром дефицита внимания, системные неврозы такие как: нарушения сна, невротические заикания, тики, энурез и.т.д).

Всю работу с семьями находящимися в социально опасном положении мы распределили по этапам.

Этап - организационный.

Основной метод работы на данном этапе - это экспертная оценка. Она направлена на выяснение

1. степени необходимости вмешательства в проблему семьи:

При определении необходимости вмешательства первое, на что должны обратить внимание специалисты - это изучение окружения семьи, взаимоотношений членов семьи, семейная история, акцентируя при этом внимание на момент возникновения проблемы (причины, временной период). При этом происходит постепенное смещение анализа на периоды успешного преодоления семьей конфликтов и кризисов.

2. готовность семьи к вмешательству извне:

Дифференциация семей проводится по степени мотивационной готовности семьи к вмешательству.

Работа с мотивацией редко фиксируется в документах, однако специалист, имеющий большой опыт работы, может быть серьезно разочарован, столкнувшись с непринятием семьи, с тем, что  приходится принуждать людей принять эту помощь. Многие ученые (Блум, 1969, Росси и Филстед, 1976) подтверждают, что основой для формирования мотивации клиентов социально-психологической  работы является высокая мотивация специалиста. Однако при этом отмечается, что сверхмотивированные специалисты также могут нанести вред при работе с социальной проблемой.

При работе с мотивацией важно не торопиться с выбором форм и методов работы, ускоренным оказанием помощи, которая может скорее снизить мотивацию, чем способствовать ее укреплению.

Поэтому положительный опыт утверждает то, что любой человек свободнее чувствует себя в непринужденной беседе со специалистом, в свободном общении. Тогда клиент из любой категории населения считает, что «сам контролирует ситуацию» и никто не будет на него оказывать давления против его воли. Наличие такого типа контроля как правило, очень важно для людей, имеющих  негативный жизненный опыт и опыт общения со специалистами социальных служб.

Кроме того, необходимо брать во внимание данные исследований, которые подтверждают, что женщины являются более мотивированными клиентами,  поэтому в работе с семьей, акцент необходимо делать на матерей, имеющих детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.

Этап- функциональный. Здесь специалисты работают каждый в своем направлении:

Происходит мобилизация ресурсов семьи.

Задача психолога

- Разработка индивидуальной программы реабилитации семьи и детей;

- Коррекционно - развивающая работа с ребенком (с применением своих методик и технологий);

- Углубленная диагностика детей и родителей;

- Ведение карты психологического сопровождения  ребенка;

- нормализация семейных отношений;

- принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка.

- Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда

- работа внутри семьи (посещения, беседы)

В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей). При этом, по запросу, семье оказывается адресная социальная (бытовая, материальная, денежная).

После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи

- данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи - это основа профилактической и коррекционной работы

- формирование навыков и ценностей здорового образа жизни, здесь же можно говорить и о вторичной профилактике

- предотвращении рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.

- Посещение семьи;

- Общий контроль за работой всех специалистов.

Воспитатель

- Создание комфортной атмосферы в группе для ребенка;

- Консультирование по вопросам воспитания и налаживание детско-родительских отношений, но не беря на себя работу психолога и.т.д

Медработники, врач.

- Отслеживание состояния здоровья ребенка;

- Оказание лечебно-профилактических услуг;

- Просветительская работа  и.т.д

Третий этап - контрольный. Оценка эффективности работы.

Выявляется динамика развития семьи - исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи.  Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений.

На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо, прежде всего, семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.

Критерии выявления эффективности:

Соответствие поставленной задаче.

Стабильность положительной динамики.

 Возможность прогнозирования положительного развития ситуации.

По результатам полугодовой работы детского сада по данному направлению наблюдаются положительные результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брифинг для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение семей , находящихся в социально – опасном положении в условиях ДОО".

Неблагополучные семьи - это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работупо профила...

Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

          В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семь...

Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

В МАДОУ № 4 «Сказка» за годы его существования сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП....

Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.

Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка....

Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС

В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраст...

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в условиях ФГОС ДОУ».

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации...