Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС
методическая разработка

Абазян Татьяна Николаевна

  В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

   346537 г. Шахты, Ростовской обл.,  ул. Ландау, 5                                           т. 26-00-31                                    e-mail dou28@shakhty-edy.ru

                                                                                                                   Согласлвано:  зам. заведующего ВМР

                                                                                                               

                                                                                                                                                    ------------ Ершова.О.В

Доклад

на тему :“Модель взаимодействия  специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС”.

                 

                                                                                подготовил педагог-психолог:

                                                       Т.Н Абазян           

                                                                                                  

Шахты 2022г.

  В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.

    Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.

У детей с нарушениями речи при нормальном уровне развития интеллекта наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: недостаточное внимание, ребенок быстро отвлекается и переключается на другое занятие, он плохо запоминает информацию, истощаемость психических процессов, связная речь затруднена. Такие дети, как правило, либо излишне импульсивны и агрессивны, либо апатичны, заторможены и замкнуты. Наблюдается резкая смена настроения и другие негативные проявления.

  Соответственно, помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается очевидная необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели.

     Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.     Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.

    Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.

Задачи логопеда следующие:

 -развитие звуковой стороны речи;

 -помощь в пополнении словарного запаса и освоении грамоты;

 -обучение связному выражению своих мыслей;

 -развитие слухового внимания и мелкой моторики;

 -формирование навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Задачи психолога:

 -развитие высших психических функций: память, внимание, мышление;

 -совершенствование зрительно-моторной координации;

 -развитие эмоционально-личностной сферы;

 -формирование волевых качеств и самоконтроля;

 -обеспечение комплексной психологической поддержки.

Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.

 В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость позиций педагога -психолога и учителя - логопедав подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого - логопедической службы в детском саду. Психолого - педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, нарушением психических функций. У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи, зачастую наблюдаются проблемы в развитии:

    Познавательная сфера:объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь.

   Эмоционально - волевая сфера:повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения.

   Социально - коммуникативная сфера:трудности в общении и взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоционального благополучия). Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.Задачи логопедической работысводятся к социальной адаптации ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду сверстников.Деятельность психологаохватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

   Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в МДОУ являются: содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических (логопедических) причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических (логопедических) знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).   Сотрудники осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, администрации, педагогов. По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.

   Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия: диагностическое, коррекционно -развивающее, консультативное, просветительское направление. При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС:

Задачи учителя - логопеда и педагога - психолога в

коррекционно - развивающей работе.

Задачи учителя -логопеда

Задачи педагога-психолога

Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи).

Развитие   навыков  общения и взаимодействия  ребёнка        со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.).

Развитие        фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления.

Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д.

Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.

  Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.

Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий  для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскры...

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов ...

Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

   Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...

Статья на тему: "Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Развитие познавательной активности - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т.к. у ...