Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
методическая разработка (старшая группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

            В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семьи, проявлении неграмотности в вопросах воспитания собственного ребенка, трудностях в выполнении родителями своих обязанностей. Это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kovalchuk_yu.k.docx38.08 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx107.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Тема: Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

Педагог – психолог –

Ковальчук Юлия Константиновна

г. Нижневартовск, 2018г.

       

«Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни».

            В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семьи, проявлении неграмотности в вопросах воспитания собственного ребенка, трудностях в выполнении родителями своих обязанностей. Это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей.

     В МАДОУ № 4 «Сказка» за годы его существования сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП.  

     Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Данная цель осуществляется нами через следующие задачи:

  • Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
  • Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
  • Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
  • Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
  • Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Сопровождение воспитанника и его семьи осуществляется через тесное сотрудничество воспитателя, профильных специалистов, медицинских работников, с организациями межведомственного взаимодействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность проводимой работы.    

 1-й этап сопровождения  – подготовительный -  выявление семей группы риска.  Ежегодно в начале учебного года мы проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей и семей, которые ставятся на учет в ДОУ. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».

Воспитатели всех возрастных групп работают над ранним выявлением признаков и причин семейного неблагополучия, наблюдая за ребенком в специально организованной и игровой деятельности. Для наблюдения ими выбираются ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы и особенности их взаимодействия. С этой целью используется время утреннего приема ребенка и его ухода домой.

Другие специалисты (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности. Наблюдения за ребенком и детско-родительским взаимодействием педагоги могут провести по следующей схеме:

    1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:

- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);

- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);

- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.

    2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:

- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.

     3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:

 - полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);

- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;

- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.

     4. Изучение системы воспитательных воздействий:

- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

    5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:

- неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);

- несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т. д.

       Подготовительный этап имеет также диагностическо – поисковую функцию. Специалистами сопровождения определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приемы работы с воспитанниками и их семьями. На данном этапе проводится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются педагог - психолог и воспитатель. Наиболее эффективными считаем следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагоги посещают семьи воспитанников. 

       Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.    

Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:

Социальный паспорт семьи

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.

       На данном этапе на заседании ПМПк сообщается о семьях, нуждающихся в сопровождении, принимается решение о сопровождении, выделяются ключевые проблемы семьи  и внутренний потенциал семьи для достижении положительных изменений и разрабатывается индивидуальный план сопровождения.

Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельностную функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк и планом межведомственного взаимодействия. 

Эффективность и результативность взаимодействия ДОУ и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.

На этом этапе очень важно установить контакт с семьей, наладить доверительные отношения со всеми членами семьи. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. При проведении индивидуальных бесед очень важно учитывать особенности родителей, страдающих алкоголизмом:

 - чаще  проявляют полную уверенность в том, что у него все под контролем, и он не страдает алкоголизмом;

 - чаще всего обвиняют в своих проблемам близких родственников;

 - даже если человек признает наличие проблемы, то чаще он ее недооценивает;

 - часто проявляется эгоцентризм – не идут на компромисс,  не умеют  выслушать и понять, они зациклены только на себе;

 - важная черта – они отличные манипуляторы, которые могут вызвать сопереживание, сочувствие. 

      Наиболее труднодоступными для изучения считаем семьи, с низким уровнем педагогической компетентности. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

Следующим этапом является разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Основной этап включает  в себя реализацию индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи, находящихся в СОП.

Как показывает практика нашей работы, семьи, находящиеся в СОП нуждаются в следующих видах помощи:

психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);

правовой (повышение правовой компетентности родителей);

медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Наиболее эффективными методами и формами работы считаем:

 - привлечение ближайших родственников к процессу воспитания ребенка;

- вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки);

- коррекция целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете через консультации специалистов;

- в индивидуальная работа педагога - психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

- оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль за уровнем освоения ребенком программы образования, индивидуальные беседы; консультирование. В зависимости от содержания проводим социально-правовые; социально-педагогические; социально-психологические; информационные консультации.

-  организация сотрудничества детей и взрослых; переключение внимания родителей на ребенка; 

        - проведение тематических родительских собраний с элементами мини – тренингов, привлечение родителей к участию в конкурсах различной направленности, проведение  занятий в рамках дней открытых дверей.

Работая с родителями в рамках индивидуальных консультаций, бесед  мы ставим своей целью  подвести их к пониманию:

•        зачем ему вести здоровый образ жизни;

•        что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза),

•        что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза),

•        что он теряет, злоупотребляя алкоголем;

•        как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.

        При проведении индивидуальных бесед с родителями, мы выработали для себя следующие правила:

  1. Задача педагога сопровождения не осуждать поведения родителя, а помочь разобраться в том, что может вызвать его изменения.
  2. Своими высказываниями добиться откровенности со стороны родителя и избежать излишнего сопротивления.
  3. Избегать директивности, ведущей к  открытому или скрытому сопротивлению и как следствию, отрицанию проблемы, агрессивному поведению, игнорированию профилактических мероприятий, возражению против какого – либо вмешательства.

      Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

В качестве наиболее эффективного средства сопровождения дошкольников из семей, находящихся в СОП, выбрали индивидуальные и групповые развивающие занятия, посещения сенсорной комнаты с  направления арт–терапии: элементы песочной терапии, сказкотерапии, игротерапия. Данная работа предполагает реализацию индивидуального маршрута каждого ребенка и направлена на психологическую реабилитацию дошкольников, их положительную социализацию.

Педагог – психолог, инструктор по физо, воспитатели, учителя – логопеды, дефектологи проводят работу по создание благоприятного психологического климата и условия для успешной адаптации к условиям ДОУ; применению разнообразных здоровьесберегающих технологий;  соблюдению режима  с возможностью его индивидуализации для дошкольников; взаимодействию с родителями по вопросам своевременного лечения и оздоровления ребенка.

      Психологическое направление включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

     Посредническое направление основного этапа содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

       Аналитико – обобщающий этап (рефлексивная функция) предполагает осмысление результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы; проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и планирование перспектив работы на итоговом ПМПк. 

1.        Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи

2.        Семья    получают заключительные рекомендации специалистов

3.        ПМПк принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается

4.  Поддержка и контроль семьи  в течение года,  педагог встречается с членами семьи по их просьбе,  поддерживая положительные изменения в семейной  жизни

Для оценки эффективности системы сопровождения ребенка  и семей, находящихся в СОП используем  мониторинг, отражающий динамику состояния психологического развития.

Подводя итог выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что созданное в нашем образовательном учреждении единое коррекционное - развивающее пространство (работа профильных специалистов, воспитателей, родителей, медицинского персонала) позволяет минимизировать случаи социального неблагополучия семей.

приложение 1.

Схема определения возможных предпосылок семейного неблагополучия

1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:

- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);

- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);

- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.

2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:

- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.

3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:

 - полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);

- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;

- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.

4. Изучение системы воспитательных воздействий:

- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:

- неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);

- несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т. д.

Приложение 2

Критерии и показатели социально опасного положения

  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер). Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания и др.). 
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка. Не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии; материально-бытовом обеспечении.
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами. Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку. Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.
  • Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, постоянное психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера.
  • Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера.

Приложение 3

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА

                         

Фамилия семьи____________________________________________________

I. Общие сведения о ребенке

1. Ф. И. О.__________________________________________________________________

2. Пол________________3. Дата рождения ______________________________________

4. Адрес постоянного или временного проживания:

___________________________________________________________________________

контактный телефон________________(домашний)______________________(мобильный)

II. Социальнобытовой статус семьи

Жилищные условия___________________________________________________________

1. Мать:

Ф. И. О. _____________________________________________________________________

возраст___________________образование_________________________________________

профессия ____________________род занятий в настоящее время_____________________

2. Отец:

Ф. И. О. ______________________________________________________________________

возраст___________________образование_________________________________________

профессия ____________________род занятий в настоящее время_____________________

3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть).

4. Если родители в разводе, сколько лет было ребенку, когда родители развелись _______________как ребенок пережил развод? _____________________________________

5. С кем проживает ребенок? (состав семьи)________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Проживают ли совместно с семьей бабушка и дедушка? _____________________________________________________________________________

7. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) _____________________________________________________________________________

8. Отношения ребенка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) _____________________________________________________________________________

9. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни_______________________________________________________________________

10. Были ли в жизни ребенка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т. п.)? ____________________________________________________________________________

11. Каково материальное положение семьи, доход – ниже среднего, средний, выше среднего (подчеркнуть).

12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ____________________________________________________________________________

13. Впишите, кто из взрослых играет с ребенком, читает __________________________занимается________________________________________________________ водит в детский сад _____________________________________________

в случае болезни ______________________________________________________________ гуляет_____________________________________________________________разбирает конфликты___________________________________________________________________

14. Назовите основные виды игр и занятий дома _____________________________________________________________________________

15. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?___________________

_____________________________________________________________________________

16. Имеются ли у ребенка какие- либо отрицательные привычки (впишите, какие именно)? _____________________________________________________________________________

17. Назовите меры наказания ребенка, которые Вы применяете?

_____________________________________________________________________________

18. Поощряете ли Вы ребенка дома (если да, то как)?________________________________

_____________________________________________________________________________

19. Как ребенок реагирует на запреты?____________________________________________

20. Чем больше всего любит заниматься ребенок (любимые игры, игрушки)?___________

_____________________________________________________________________________

21. Причины утомления ребенка (от общения, физических, умственных нагрузок или др.) _____________________________________________________________________________

22. Каков общий эмоциональный фон Вашего ребенка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения или др.) _____________________________________________________________________________

23. Есть ли какие- либо трудности в поведении ребенка, с чем они связаны?

24 Особенности ребенка, тревожащие Вас _____________________________________________________________________________

25. С какого возраста ребенок посещает ДОУ?_____________________________________

26. Как Ваш ребенок относится к посещению ДОУ (ходит с удовольствием, не любит, ему все равно)? __________________________________________________________________

27. Как ведет себя дома после посещения ДОУ (возбужден, утомлен, расстроен, рассказывает, что было в саду)?__________________________________________________

III. Состояние здоровья ребенка

1. Часто ли болеет ребенок?____________________________________________________

2. Какими болезнями болеет чаще? ____________________________________________________________________________

3. Есть ли хронические заболевания? ____________________________________________________________________________

4. Наблюдается ли ребенок у врачей- специалистов?_______________________________

____________________________________________________________________________

5.Пожелания работникам ДОУ по поводу взаимоотношений с Вашим ребенком:___________________________________________________________________

Дата заполнения________________________________________________

Подпись родителя_______________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» Система психолого – педагогического сопровождения несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении Педагог-психолог Ковальчук Юлия Константиновна г. Нижневартовск 2018г.

Слайд 2

формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей. Цель сопровождения

Слайд 3

Задачи Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений. Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей. Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей. Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Слайд 4

Подготовительный этап психолого – педагогического сопровождения диагностическое обследование детей анализ социального уровня семей разработка индивидуального маршрута сопровождения определение зон взаимодействия подбор образовательных технологий, методов и приемов работы с воспитанниками и семьями а нкетирование родителей

Слайд 5

Основной этап психолого – педагогического сопровождения

Слайд 6

Содержание развивающих занятий Развитие и коррекция эмоционально – личностной сферы упражнения на развитие мимики, жестов; игры и этюды на выражение черт характера; сюжетно – ролевые игры на коррекцию взаимоотношений детей Развитие и коррекция познавательной сферы психики игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, мышления, памяти, воображения Обучение детей приемам саморасслабления игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц, комплексы психомышечной тренировки

Слайд 7

Методики и технологии Игры и задания, направленные на развитие произвольности Вербальные и невербальные игры, поисковые вопросы Релаксация, психомышечная тренировка Игры и упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий )

Слайд 8

Технологии индивидуального коррекционно- развивающего воздействия

Слайд 9

Аналитико – обобщающий этап планирование перспектив работы проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.

Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....

Брифинг для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение семей , находящихся в социально – опасном положении в условиях ДОО".

Неблагополучные семьи - это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работупо профила...

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

В МАДОУ № 4 «Сказка» за годы его существования сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП....

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в условиях ФГОС ДОУ».

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации...