Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска Воспитатель: Тищенко Наталья Николаевна
рабочая программа по теме

Тищенко Наталья Николаевна

Программа МКДОУ Лизиновский детский сад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_neblagopoluchnye_semi.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  Лизиновская СОШ структурное подразделение МКДОУ Лизиновский детский сад

http://nsportal.ru/sadlizinovka

                                                                      Утверждаю:

Директор школы                      Н.В,Шевченко

Программа 
Психолого-педагогического сопровождения семьи, 
находящейся в зоне социального риска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эффективный учебно-воспитательный процесс предполагает активную включенность в образовательно-развивающую деятельность не только воспитателей и воспитанников, но и родителей. Детский сад  работает в непосредственном диалоге с семьей, поскольку всякая семья, имея определенный уровень общечеловеческой культуры и смыслоценностных установок, транслирует их своему ребенку.

 Работая, педагогический коллектив стремиться добиться нравственного, культурного, воспитательного  оздоровления социальной среды, что благотворно сказывается на детях и их семьях и, в свою очередь, помогает повысить уровень и качество обучения.

Эффективное взаимодействие семьи и детского сада  не только оптимизирует воспитательный  процесс, а также выступает как эффективное средство успешной социализации личности ребенка. Важно предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана).

Проанализировав возможные социальные риски я выделяю  для сопровождения следующие категории семей в зоне социального риска.

- Неблагополучные семьи, в которой родители уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, больны алкоголизмом или наркоманией, отсутствует надзор за несовершеннолетними.

- Опекаемые семьи.

- Семьи, состоящие на учете в ПДН, внутрисадиковском  учёте.

При составлении программы сопровождения семей зоны социального риска  я руководствовалась  следующими нормативно-правовыми документами: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах детей, Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики»,  Устав детского сада.

Цель подпрограммы:

Формирование социально-адаптивной и социально-ответственной личности ребенка через создание оптимальных условий в семье группы риска.

Задачи:

1. Внедрение комплекса мероприятий по сопровождению семей социального риска.

2. Содействие в социализации детей из семей, находящихся в социально-неблагоприятном положении.

3. Обеспечение целенаправленного  влияния и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе с семьями зоны риска.

4. Оказание адресной помощи, правовой и социально-психологической поддержки силами детского сада , а также посредством взаимодействия со специалистами различных социальных служб и учреждений , призванных оказывать содействие семьям, оказавшимся в трудной ситуации.

5. Внедрение комплекса просветительских мероприятий для семей зоны риска по вопросам правового просвещения, внутрисемейных отношений, охраны жизни и здоровья детей и родителей.

6. Внедрение комплекса профилактических мероприятий для семей зоны риска, направленных на профилактику насилия в семье, безнадзорности детей,  привитие антиобщественной модели поведения.

7. Распознавание, диагностирование и оказание помощи в разрешении внутрисемейных конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.

В основу программы заложены принципы:

- конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется;

- адресности, ориентированности на целевую группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой группе он предназначается;

добровольности: все виды просветительской и профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (за исключением мероприятий, предусмотренных законодательными актами);

- законности;

- комплексности;

- непрерывности: мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно.

Основные направления реализации программы

1. Психолого-педагогическая диагностика:

- Изучение социальных особенностей семей (выявление категорий семей, их материального обеспечения, состава семей, социального статуса родителей, особенностей и стилей воспитания и др.)

- Выявление семей зоны социального риска (неблагополучных семей, семей в которых воспитываются дети-сироты и дети без попечения родителей, семей с ребенком-инвалидом).

- Диагностика эмоционального климата в семье, отношения ребенка к семье.

2. Профилактическая работа.

Предупреждение   по  беспризорности и безнадзорности детей; случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

3. Просветительская деятельность: по вопросам воспитания детей.

4. Оказание правовой помощи семьям зоны риска.

5. Организация социально — значимой деятельности детей и родителей: спортивная деятельность как «разрядочная», сплачивающая и, одновременно, развивающая форма совместной деятельности субъектов семьи; участие семей зоны риска в организации и проведении общесадиковских  мероприятий, благоустройстве площадки детского сада и т. п.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты.

  • Улучшение социально-бытовых условий жизни детей из семей зоны риска.
  • Положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде.
  • Качественное изменение отношений детей из семей зоны риска базовым социальным ценностям.
  • Положительная динамика включенности семей зоны риска в различные виды социально-значимой деятельности в социуме.
  • Повышение уровня информированности членов семьей зоны риска в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье.
  • Формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни субъектов семей зоны риска.

В процессе выполнения программы сопровождения семей зоны риска предусматривается взаимодействие следующих субъектов образовательного процесса:

1. Старший воспитатель: согласование, координация и утверждение работы  с семьями зоны риска, организация, проведение совместных культурно-массовых, просветительских мероприятий.

2. Воспитатель : совместное сопровождение семей зоны риска, кризисных ситуаций в семье , составление социального паспорта группы, осуществление обратной связи по различным вопросам, касающимся семей воспитанников, взаимодействие по организации и проведению родительских собраний, консультаций, бесед, организация и проведение развлекательных и спортивных мероприятий, а  также взаимодействие с внешними службами по работе с семьей:

3. Управление по опеке и попечительству. Отдел опеки и попечительства города Россоши (взаимодействие по вопросам, касающимся воспитанников, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, посредничество и представление интересов ребенка в разрешении споров родителей).

5. Инспекция по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, информирование по правовым вопросам).

6. Комиссия по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, различных отклонений в поведении воспитанников).

Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска, в которой необходимо отображать результаты проводимой работы.

Данная программа сопровождения рассчитана на  5 лет , так как дети у нас находятся именно это время, начиная с 2 лет и мероприятия дублируются из год в год.

СОДЕРЖАНИЕ Программы :

1. Психолого-педагогическая диагностика

2. Комплекс профилактических мероприятий

3.Проведение индивидуальной профилактической работы с членами семей зоны социального риска

4.Семьи социального  риска

5.Посещение семей с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних детей

6.Разработка методических рекомендаций для родителей: «Почему многие дети лгут?»

Тематические родительские собрания профилактической направленности:

«Подросток в мире вредных привычек»;

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

«Предотвращение насилия в семье

7. Комплекс просветительских мероприятий

Тематические просветительские семинары для воспитателей

«Методы работы с семьями зоны социального риска»

Консультации членов семей зоны риска по проблемам, связанным с воспитанием деятельности детей, психологическими и возрастными особенностями ребенка

8.Тематические просветительские родительские собрания:

«Семья — здоровый стиль»;

«Роль семьи в формировании личности».

«Ответственность родителей за воспитание детей»;

«Взаимоотношения в семье».

9.Выпуск брошюры «Рекомендации по уходу и воспитанию ребенка-инвалида»

10. Выпуск брошюры «Опекаемый ребенок в семье»

11.Привлечение семей к культурно-массовым мероприятиям детского сада

Карта психологического сопровождения семьи, 
находящейся в зоне социального риска

1. ФИО ребёнка______________________________________________________

2. Дата рождения_______________

3. Адрес_______________________________________________________________

4. Состав семьи____________________________________________

ФИО

Год рождения

Родство с ребенком

Здоровье

5. Условия проживания__________________________________________________

6. Отношение родителей (законных представителей) к детскому саду__________________

7. Причины недостатков семейного воспитания_____________________________

_____________________________________________________________

8. Основные направления работы_________________________________________

______________________________________________________________

9. Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Качества личности

Открытость, контактность в общении

Эмоциональная устойчивость

Адекватная самооценка

Подавленное настроение

Агрессивность, вспыльчивость

Тревожность

Конфликтность в отношениях

Скрытость

10. Основные направления работы

Количество проведенных мероприятий:

Посещение семьи

Индивидуальные беседы с детьми

Беседы с родителями (законными представителями)

Участие в общественных делах

12. Дополнительные сведения_____________________________________________

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брифинг для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение семей , находящихся в социально – опасном положении в условиях ДОО".

Неблагополучные семьи - это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работупо профила...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

          В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семь...

Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

В МАДОУ № 4 «Сказка» за годы его существования сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в условиях ФГОС ДОУ».

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации...