Конспект родительского собрания "Готовимся к школе вместе".
методическая разработка (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Конспект родительского собрания направлен на вовлечение родителей в диалог по вопросу подготовки к школе , созданию обстановки общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе

на тему «Готовимся к школе вместе»

Предварительная работа:

  • Подготовить школьный кроссворд на листе ватмана.
  • Приготовить для каждого родителя памятку «Как преодолеть страх перед школой»
  • Приготовить материал для игры «Кто быстрее приготовит ранец»

Ход собрания.

-Здравствуйте, уважаемы родители. Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!..». Эти строки из стихотворения А. Барто хорошо известны всем нам. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками — это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок — это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Воспитатель предлагает родителям ознакомиться с содержанием памятки.

Памятка «Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

  • Постоянно обогащать знания и умения детей.
  • Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
  • Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.
  • Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
  • Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
  • Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
  • Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
  • Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

2. О психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка мотивации, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя

обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребенок должен принять для себя новую социально значимую позицию — позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения.

Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности — организация деятельности или умение произвольно управлять собой, т.е. волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия — умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовностьДолгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка

со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

  • мотивационная готовность;
  • волевая готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • социальная готовность.

3. Роль игры при подготовке ребенка к школе.

Дошкольный возраст — замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка — в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе — это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка — это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение — психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В. Никитин. - Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Воспитатель предлагает родителям разгадать небольшой кроссворд на школьную тематику.

Кроссворд:

  • Заплечный мешок, предназначенный для ношения школьных принадлежностей? (рюкзак).
  • Ребенок, который учится в школе? (школьник).
  • Футляр для хранения письменных принадлежностей? (пенал).
  • Письменная принадлежность, заправленная чернилами? (ручка).
  • Занятия в школе? (урок).
  • Небольшой листок с заметками, которым тайком пользуется ученик при сдаче экзамена? (шпаргалка).
  • Звуковой сигнал, обозначающий перемену в школе? (звонок).
  • Стирательная резинка? (ластик).
  • Прибор для начертания окружностей? (циркуль).

Игра «Кто быстрее соберет ранец».

Скоро в школу отправляться.

 А готовы вы собраться

 В первый класс

 Прямо сейчас?

 Мамам, папам мы доверим

Ранцы школьные. Проверим,

 Не успели ли забыть,

Что надо в школу приносить?

Предлагаю родителям поиграть в игру «Кто быстрее соберет ранец». Для участия в игре приглашаются двое родителей. Им выдаются школьные ранцы. В центре группы в большой корзине лежат предметы: карандаши, ручки, конфеты, пеналы, учебники, куклы, жевательная резинка, машинка, кубики, сотовый телефон, линейка, фломастеры, альбомы, бинокль, семейные фотографии, пирожок, тетради, расческа и т.д.

Родители должны выбрать те предметы, которые необходимы ребенку в школе, и затем прокомментировать содержимое ранцев.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ: ребенок-первоклассник может взять с собой в школу небольшую любимую игрушку для игр на перемене.

 Подведение итогов собрания, обмен мнениями

Почаще общайтесь со своим ребенком, читайте с ним и обсуждайте прочитанное. Отвечайте на его вопросы, помогайте в решении каких-либо проблем. Потому что только вместе с вами ребёнок преодолеет любые трудности!

Желаю вам успехов и счастливого пути по дорогам знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Готовимся к школе вместе»

Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учрежде...

Конспект родительского собрания на тему: «Читаем детям вместе» Подготовительная к школе группа

Цель:Повысить читательский интерес семей и отношение к чтению дома. Задачи:Показать родителям ценность домашнего чтения.Рекомендовать родителям художественные произведения для домашнего чтения в ...

Конспект родительского собрания.Тема:"Готовимся к школе вместе(нетрадиционная форма проведения)

Формирование у родителей готовности к предстоящему обучению детей в школе; расширение психолого-педагогических знаний в решении проблем адаптации ребенка к школе Задачи: Повысить родительскую компе...

Родительский клуб "В школу вместе"

Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптим...