«Культура взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств».
методическая разработка по теме

Смирнова Ирина Михайловна

Неправильное педагогическое общение рождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижается желание и умение думать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа имени Е.М. Беляева г. Клинцы Брянской области»

Методическая разработка на тему:

«Культура взаимодействия педагога и учащегося в

учебно-воспитательном процессе

детской школы искусств».

                                                                                        Преподаватель И.М. Смирнова

Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимся на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Цель педагогического общения - это познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Неправильное педагогическое общение рождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижается желание и умение думагь самостоятельно. Затем возникает негативное отношение к педагогу, а вследствие этого, и к предмету. И такая угнетенность предметом (на самом же деле преподавателем) для некоторых учащихся продолжается в течение ряда лет. А ведь общение педагога с учащимся должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость познания, жажду деятельности.

Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А.Сухомлинский. Он подчеркивал, что воспитание словом самое слабое и наиболее уязвимое, а потому «... каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». Слово педагога должно быть обращено не только к слуху, а и к сердцу каждого учащегося. Ведь если нет чувства - нет и жизни.

В.А.Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания и предупреждал: «Слово педагога должно прежде всего успокаивать».

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении учащиеся раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия и замкнутости. Преподаватель должен помнить о том, что сказанное любимым учителем, воспринимается иначе, чем то, что говорит презираемый человек. «Отрицательные» и «неустойчивые» учителя вызывают негативное отношение к себе. А это значит, что они работают против школы, а значит и против общества.

Рассмотрим вкратце три основных типа взаимодействия преподавателя и учащегося, образные названия которых даны в книге А.Н. Лутошкина «Как вести за собой».

Авторитарный стиль («разящие стрелы»)

Преподаватель единолично определяет пути работы над музыкальным произведением, пресекает всякую инициативу учащегося. Основная форма работы: «Я сказал - ты сделай». И даже похвала, высказанная фразой: «Ты хорошо сыграл, не ожидал от тебя такого» - звучит как оскорбление. Чаще всего такой преподаватель не объясняет, как можно исправить ошибку, у него преобладает начальственный тон и нетерпимость. В самостоятельной работе учащийся часто беспомощен.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»)

Преподаватель старается донести до ученика цель деятельности, подключает его к работе над произведением, поощряет самостоятельные суждения учащегося, что развивает уверенность ребенка в себе. Такой педагог учитывает индивидуальные склонности и способности каждого учащегося. Основными способами в работе являются просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывучий плот»)

Анархический попустительский стиль руководства. Педагог не вмешивается в работу учащегося над произведением, то есть фактически устраняется от ответственности за результат и за то, что происходит в учебном процессе. Об авторитете педагога здесь не может быть и речи. Это антипедагогический стиль, так как отрицает руководящую роль педагога в процессе обучения.

Авторитарный стиль может обеспечить кажущуюся эффективность учебного процесса и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле руководства задерживается процесс развития музыканта.

Лучший стиль педагогики - демократичный. Хотя качественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но зато интерес и желание учиться не иссякает у учащегося и при отсутствии педагога. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности.

Наихудшим считается либеральный стиль руководства (или общения): при нем и работы выполняется меньше и качество ее хуже.

Итак, стили отношений и характер взаимодействий в процессе воспитания   детей  создают в совокупности стиль педагогического общения.

В педагогике выделяются следующие стили общения:

        1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

        2. общение на основе дружеского расположения;

        3. общение-дистанция;

        4. общение-устранение;

        5. общение-заигрывание.

В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит положительное отношение педагога к учащимся и делу, стремление вместе заниматься творческим поиском. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность, единая цель и задачи.

Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. В общении с учащимся должен преобладать дружественный тон. Педагог должен быть вежлив, сдержан, недопустимо в присутствии учащихся быть крикливым, угрюмым и раздражительным. Однако, нельзя превращать дружественность в панибратские отношения с учащимися, которые отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. Идти с детьми к предмету, а не с предметом к детям - один из принципов педагогического сотрудничества.

К сожалению, довольно распространенным является стиль общение- дистанция. Суть его в том, что педагог строит отношения с учащимися по принципу: «Ты не знаешь - я знаю», «Я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы». Такой педагог может и положительно относиться к детям, но организация его работы ближе к авторитарному стилю, который снижает творческий уровень совместной работы с учащимися. Несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

Общение-устранение является крайней формой общения-дистанции. Его характеризует отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации работы над произведениями. Вот самая типичная форма общения-устранения: «Если не выучишь или не сыграешь, поставлю двойку». Могут быть угрозы сообщить родителям или отправить к директору. Такой стиль создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.

Проявлением либерализма, нетребовательности при возможно и положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является стремление быстро установить контакт с ребенком, а также отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Таким образом, все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Ну а сущностью воспитания и обучения является общение-диалог, основными признаками которого являются: духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность. Иными словами диалог - это взгляды преподавателя и учащегося, ребенка и родителей, педагога и родителей направленные в одну сторону.

В процессе общения преподавателя и учащегося складываются два эмоциональных полюса общения. Хорошие результаты дает способность педагога организовать взаимоотношения, которые строятся на положительных эмоциях. А строить общение с учащимися на положительных эмоциях преподавателю помогает наличие педагогического такта. И именно это помогает педагогу избежать конфликтов в общении с учащимися и верно строить взаимоотношения.

Слово «такт» означает «прикосновение». Это нравственная категория, основанная на гуманизме и уважении к человеку. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности педагога (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение верно выбрать подход к учащимся.

Таким образом, педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащегося, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Обязательной должна быть дозировка влияния. Как лекарства в медицине требуют точной дозировки и режима приема, так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально ненавязчиво, деликатно. Чрезмерная требовательность может привести к непослушанию, а чрезмерная снисходительность - к грубости. Уважая учащихся, преподаватель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает учащихся, которые сопротивляются педагогическому воздействию, делает детей соучастниками воспитания.

Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают ее. Требовательность к личности увеличивается и усложняется по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося педагог варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Проявление внимания, заботы, доброты должны меняться в связи с возрастом учащихся. По отношению к малышам педагог может обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем. Со старшими это допустимо лишь в отдельных случаях. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрослыми и «детскость» обращения их раздражает.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения педагога. Он предполагает доверие к ученику, даже с риском ошибиться. Бестактный педагог – педагог пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это при каждом удобном случае. Доверие педагога должно стать стимулом к работе учащегося. Для этого можно умышленно преувеличить первые успехи учащегося, чтобы он ощутил радость от своих усилий. Доверие - не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, сочетается с контролем и бдительностью педагога по отношению к учащемуся. Но контроль не должен быть педантичным, угнетающий подозрением.

Анализ конфликтов учащихся с преподавателем говорит о том, что одна из их причин - бестактность педагога, проявляющаяся в грубых замечаниях. Такт преподавателю необходим во время всего процесса обучения Особое внимание нужно обратить на свое поведение во время проверки домашнего задания. Здесь такт выражается в умении слушать, быть заинтересованно внимательным. Все учащиеся любят играть тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно и с участием. При этом важно поддерживать игру ученика улыбкой, взглядом, кивком; комментарии же во время исполнения нежелательны. Важен также момент оценивания игры, нужно искренне радоваться удачному исполнению слабого ученика, переживать за него. Недопустимо выражать хорошую оценку такой фразой: «Ты меня удивил, и я вынуждена поставить тебе хорошую отметку». Отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительную направленность, например: «Не спеши, у тебя все получится». Самостоятельная работа учащегося  требует от педагога сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учеником, контролируя каждое его действие, нужно просто доверять учащемуся.

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения педагога - тактику. На уроке это четкость, корректность, строгость, а вне урока - непринужденность, задушевность, раскованность. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Это «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом», «позиция неучастия».

«Пристройка сверху» - педагог демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией «родителя». 

В позиции «пристройка снизу» обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность. Это как бы позиция «дитяти». 

«Пристройка рядом» выражает корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы учащихся и распределять ответственность между собой и учеником. Это позиция «взрослого».

«Позиция неучастия» - это самоустранение от работы и от ответственности за результат.

Использование позиции диктуется ситуацией. Обычная позиция педагога - сотрудничающего «взрослого», предполагающая деловой уровень общения, но в то же время можно использовать и позицию «дитяти», то есть чтобы учащийся имел возможность самому принять решение о содержании произведения.

Позиция «родителя» ограничена, но не может быть единственной и одинаковой, так как будет тормозить воспитание музыканта и приведег к конфликтному общению.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению профессиональных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом преподаватель должен всегда уважать человека в своих учащихся и беречь собственное достоинство.

Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиции педагога и ученика - частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уже испытанные правила поведения в конфликтных ситуациях: прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит - разрядить эмоциональную напряженность, то есть начать с себя - убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность. Мимика, жесты не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка. Также необходимо своим поведением повлиять на учащегося. Снять состояние аффекта помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта. Это дает возможность педагогу сосредоточиться и изучить состояние ученика. Необходимо попытаться понять мотивы поведения учащегося. То есть не нужно сразу оценивать поступок ученика, нужно сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации. Затем, когда конфликт будет исчерпан, нужно проанализировать причины его возникновения и возможности предотвращения его в дальнейшем. Всегда легче избежать конфликта, нежели погасить его.

Советы педагогам (особенно начинающим).

        1. Преподаватель должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Искренность педагога - залог его прочных контактов с учениками.

        2. Для успешного взаимодействия с учащимися нужно, прежде всего, адекватно оценить собственную личность. Познание себя и управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием. Всегда нужно отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.

         3. Педагогические отношения строятся на взаимном уважении педагога и ученика, на утверждении их достоинства. Надо уважать индивидуальность каждого учащегося, поддерживать развитие положительных черт.

         4. Педагогу нужно показать ученику силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но, не выпячивая своих достоинств.

         5. Педагогу необходимо развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль ученика, родителей, коллег.

        6. Важным показателем мастерства общения педагога с учеником является увеличение речевой деятельности ученика за счет уменьшения речевой деятельности преподавателя, увеличение количества контактов (вопросов - ответов).

        7. Даже при незначительных успехах ученика следует быть щедрым на похвалу.

        8. Если в течение какого-то времени нет сдвигов в работе, на которые вы надеялись, не нужно начинать разговор с претензией и жаловаться на ученика. Не нужно искать в родителях средство для расправы над ребенком.

        9. В общении с учениками нужно помнить о поддержания авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением вашего влияния на учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...

Проект "Взаимодействие ДОУ с Детской школой искусств, как успешная реализация формирования музыкальной культуры дошкольников"

Реализация данного проекта направлена на повышение музыкальной культуры детей и взрослых. Вызвать интерес у дошкольников, чтобы они увидели как это красиво и интересно. Социальными партнерами в данном...

Культура взаимодействия педагога с родителями

Культура взаимодействия педагога с родителями...

План взаимодействия педагогов с родителями воспитанников подготовительной к школе группы

План взаимодействия педагогов с родителями воспитанниковподготовительной к школе группы...

Взаимодействие с социальными партнерами. МБОУ ДОД "Детская школа искусств"

В педагогике понятие «социальное партнерство» интерпретируется со своих позиций – как «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характериз...