Программа по кружковой работе "Волшебная свирелька"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Дедова Наталья Николаевна

Рабочая программа по дополнительному образовани ДОУ, кружок "Волшебная свирелька", на 2 года, для старшей и подготовительной к школе групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Утверждаю

                                                 Заведующий  МДОУ № 69

                                                 ___________ Е.В. Слепова

                                         «___» _______________ 20 __ г.

                                                       Приказ №_____

        Принята

Советом педагогов

МДОУ № 69

«___» _____________20__ г.

Протокол №____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖОК «СВИРЕЛЬКА»

Дедова Наталья Николаевна

музыкальный руководитель.

1 квалификационная категория.

                                           2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Свирелька»  на ступени дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС к развитию личности ребенка через непосредственно образовательную деятельность.

Данная программа реализует художественно – эстетическое направление развития личности ребенка и учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В основе данной программы лежит методика игры на свирели педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой, которая строится на следующих принципах:

  • Оздоровление
  • Общение
  • Познание                                                                                                                                                    

Оздоровление.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Общение

В ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Познание.

Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировозрения ребенка, что далеко выходит за рамки просто музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек легко переносит на всю деятельность (теория переноса способностей). Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

В чем суть методики

          Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой.

          Стержневым моментом ее методики является то, что автор предлагает запись музыки, альтернативную нотной. Суть записи музыки по методике Эдельвены Смеловой сводится к следующему. Свирель имеет шесть отверстий. Три первых отверстия (считаем сверху) закрываются пальцами левой руки, остальные три – пальцами правой руки. Цифра 1 означает, что следует закрыть первое верхнее отверстие. Цифра 2 – первое и второе верхние отверстия, цифра 3 – первое, второе и третье верхние отверстия и.т.д. Если все отверстия свирели открыты, то звук обозначается цифрой 0. Под цифрами, заменяющими нотные знаки, записывается ритмический рисунок мелодии. Запись музыки по методике Эдельвены Смеловой представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка цифровки.

Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6), получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) – получается звук “ми” второй октавы. Более подробно с методикой записи мелодий Эдельвены Смеловой можно ознакомиться в ее самоучителях “Свирель поет”, “Свирель звонкая поет

Цель занятий:

  • развитие музыкальной культуры дошкольников, их общих способностей;
  • воспитание духовного мира обучающихся;
  • становление мировоззрения, формирование личности.

Задачи:

- овладение навыками игры на свирели;

-овладение основами музыкальной грамоты

- развитие интереса к музицированию;

- воспитание музыкального вкуса;

- развитие музыкального слуха;

- вовлечение в активную творческую деятельность.

Общая характеристика кружка

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой  формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.

Кружок «Свирелька»

Кружок «Свирелька» в соответствии с непосредственно образовательной деятельностью проводится 1 раз в неделю (всего 33 часа).         Программа на 2 года.

Ценностные ориентиры

  Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Ребята становятся увереннее в себе не только на занятиях кружка, но и на занятиях. В целом, все дети, занимающиеся в кружке,  гораздо чище интонируют, повышается мотивация к занятиям, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между преподавателем и дошкольником. Возможности использования занятий свирелью на занятиях очень велики. Дети могут проиграть мелодии тех песен, которые разучиваются на занятии. Ребята смогут самостоятельно исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на занятии, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку и глубже ее понять и запомнить. Например, по окончании работы кружка или на итоговых занятиях они могут сами исполнить фрагменты из “Утра” Э. Грига, “Песни Сольвейг”,  исполнить мелодию 9 симфонии Л.Бетховена и фрагменты эстрадных произведений.

  Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

  Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

  Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога! Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем особенно в наше время. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

  Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно  проводится работа по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

   В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дошкольники знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 - голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

Содержание программы (1 год)

  Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия включают в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий являются сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой (основной) формой занятий  используются приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.

  Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

  В ходе первого года обучения  по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком по нотам и на слух. При обучении игре на свирели используются детские русские народные песенки, считалки, различные попевки: «Мы на луг ходили», «Маленькая Юлька», «Про лошадку», «Коровушка», Во саду ли в огороде», «Тётушка Арина» и другие.

Календарно – тематическое планирование.

№ темы

Тема

Количество часов

Музыкальная грамота

1

Здравствуй, свирелька! Извлечение звука на свирели. Упражнения на дыхание. Постановка левой руки.

1

Ритм

2

 Длительность музыкального звука. Играем мелодии, построенные на одном звуке. Упражнения на дыхание.

2

 Длительность звука

3

Ритмический рисунок мелодии. Мелодия, построенная на одном звуке. «Считалка» Упражнения на дыхание.

1

Ритм

4

Ритмический рисунок на одном звуке. «Барабанщик»

1

5

Постановка пальцев при игре на свирели. Мелодия, построенная на двух звуках. «Про лошадку», «Гармошка»

1

6

Мелодия, построенная на двух звуках

2

Мотив

7

Мелодия, построенная на трех звуках. «Уж как шла лиса по травке»

1

8

Мелодии, построенные на трех звуках

«Ванечка»

«Дождик»

«Сорока»

«Зайчик»

«Весна»

3

Длительность звука

9

Мелодии, построенные на четырех звуках. Постановка правой руки.

«Дон – дон»

«Мы на луг ходили»

«Просо»

Маленькая Юлька»

«Тетушка Арина»

«Утенок»

4

Лад

10

Реприза. Мелодии, построенные на четырех и пяти звуках

«Ай, ду – ду, ду – ду»

«Коровушка»

«Кошечка»

«Во саду ли в огороде»

«Перепелочка»

4

Реприза

11

Мелодии, построенные на шести звуках.

«Прозвенел звонок»

«Солнышко»

«Зайка»

«Белка пела и плясала»

«Веселый музыкант»

«К нам гости пришли»

8

Музыкальная фраза

12

Закрепление

3

Лад, размер.

13

Концертная деятельность

2

Содержание программы (2 год)

 На первом году обучения высоту звука обозначали цифрой, ритмический рисунок обозначали графически . За этот обучающий период ребёнок научился различать высокие и низкие звуки, чувствовать  читать ритмический рисунок. Наступила пора более сложного обучения – знакомство с музыкальной грамотой.

Высота звука – через цифру к названию ноты, нахождению её на нотном стане, озвучиванию её на свирели, а затем голосом. Познакомимся с диапазоном свирели.

Ритмическое развитие – переведён графическую запись в нотное обоначение длительностей, подолжаем работу над ритмической грамотностью, работаем с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

Второй год предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 - голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

Увеличивается и концертная деятельность детей. Дети выступают на всех праздникам ДО и вне. Сплоченность  коллектива и сыгранность должна чувствоваться  всеми.

Календарно – тематическое планирование.

№ темы

Тема

Количество часов

Музыкальная грамота

1

Дыхательная гимнастика, постановка рук.

1

Звук. Длитеность.

2

 Дыхательная гимнастика.

Разучивание

 «Вополе береза стояла» р.н.п.

Кабалевского «Маленькая полька»

Кабалевкий «Бубнит барабан»

2

 Клавиатура.

3

Закрепление

2

4

. А. Островский «До, ре, ми, фа, соль, ля, си»

2

Ритм. Клавиатура.

5

Э. Григ. «Утро»

Стих «Дили-дон» р.н.

2

Длительность ноты. Ритм.

6

Р.Паульс. «Выйди, солнышко»

2

Длительность нот. Реприза.

7

Тиичеева. «Я иду с цветами»

2

Тембр. Динамика.

Скрипичный ключ. Басовый ключ.

8

Р.Н.П. «Ах, ты котенька – коток».

2

Размер 2/4

Скрипичный ключ. Басовый ключ.

9

Лев – Комонеец. «Дружат дети всей земли»

2

Пульс и сильная доля.

10

Р.Н.П. «Скок, скок, поскок»

2

Размер 2/4

11

Тиличеева «Баю, баю»

2

Фермата.

Знаки уменьшения и увеличения звука.

12

Р.Н.П. обр. Красноглядовой «Кисель»

2

Лига. Легато.

13

Р.Н.П. «Соловей»

2

Неполный такт. Затакт.

14

Дунаевский «Лунный вальс»

2

Фермата.

Знаки уменьшения и увеличения звука.

15

Дунаевский «Колыбельная»

2

Неполный такт.

 Затакт

16

Джеймс Хорнер музыка из к/ф «Титаник»

3

17

Концертная деятельность

1

Результаты освоения программы кружка.

  • овладение игрой на свирели
  • умение играть простые произведения по нотам
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • умение держать себя среди аудитории.
  • умение работать в группе, паре

                 

  Материально – техническое обеспечение

Используемая литература

  1. Космовская М.Д. Практическое руководство игры на свирели по методике Э.Я.Смеловой. – М:, 1992
  2. Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Рабочая тетрадь
  3. Смелова Э.Я. Свирель поет – М: 1991

Средства обучения

1.Свирели

2.Бубны

3.Мыльные пузыри.

4.Пушистые шарики

5.Воздушные шарики

6.Фортепиано

7.Аккордеон

Приложение

Правила для пальчиков .

Описание: edcc

И девочкам и мальчикам даю совет их пальчикам:

  1. Если отверстия чётко зажимать

Будешь звуки чистые получать.

  1. Каждый пальчик на месте –

Повторим все вместе:

   1-й указательный – господин влиятельный – он все звуки возглавляет и первый играть начинает;

   1-й средний – тоже не последний – он второй идёт по ряду, с ним  считаться очень надо;

   1-й безымянный – сильный и упрямый - третью дырочку зажмёт и не сдвинете его;

   Указательный 2-й – тоже палец не простой – он продолжит звукоряд и четвёртым встанет в ряд;

   Вот 2-й средний – здесь он предпоследний -  пятым будет по порядку будто делает зарядку;

   Безымянный 2-й – очень важный такой – завершает звукоряд. Ну-ка пальцы, стройтесь в ряд!

1-й, 2-й, 3, 4-й, 5-й, 6-й – вот звукоряд какой!

Правильно отверстия зажимать будем,

Музыку красивую услышат люди.

  1. Большой палец крепче прижми

И внизу уверенно его держи.

4. Свободная рука

Держит свирель у мудштука.

  1. Чтобы пальчики были послушными

Их тренировать очень нужно.

Как спортсмены по порядку, дружно делаем зарядку!

Проводится любая пальчиковая гимнастика.

Будем правила для пальцев соблюдать,

Чтоб красиво на свирели музыку играть.

Памятка для родителей

Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение  в возрасте 5-7 лет.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств, с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Описание: pyj4wuso

Правила пользования свирелью

  1.   Запомни, свирель,- это инструмент индивидуального пользования!

Ты должен пользоваться им один.

  1.   Не трогай мундштук руками!
  2.   Слушай советы педагога.
  3.   В конце занятия  мундштук обработай спиртовой салфеткой или водой с мылом,  протри свирель насухо.
  4.   Храни свирель в тепле и чистоте.
  5. Знай, свирель чувствует добро и ласку!

Описание: edcc

Разминка для пальцев

Большими пальцами обеих рук давим на мизинцы, и чередуем нажимание пальцев по порядку (мизинцы, безымянные, средние и указательные)

Раз, два, три, четыре,

Чтобы пальчики размять,

Раз, два, три, четыре,

Надо пальцы посчитать.

Раз, два, три, четыре,

Повторяем мы опять.

Раз, два, три, четыре,

Будем музыку играть.

                                                                                                       Описание: i (2)



Предварительный просмотр:

          В современном обществе особенно остро стоит духовно – эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое требует скорейшего решения. Одним из вариантов такого решения  я вижу в  формирование музыкальной культуры ребенка в самом начале его жизненного пути. Свирель – это первый простейший народный музыкальный инструмент, который был доступен и широко распространен на Руси.

Игра на свирели приобщит дошкольников к жизненным национальным истокам – уникальной самобытной культуре наших предков.

        Самым  доступным  инструментом,  по моему мнению, является  свирель. Этот  инструмент  способен  интонировать  мелодию.  Кроме  того,  на  начальном  этапе  обучения  игре  на  свирели,  возможно,  использовать  методику,  позволяющую  детям  исполнять  музыкальные  произведения,  даже  не  зная  нотной,  в  которой  знакомство  с  нотами  происходит  после  того,  как  ребенок  научился  играть  по  слуху,  а также  «с рук»  (то  есть,  наблюдая  за  руками  учителя).  

     В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлена Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, гитаре, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.

Создание и промышленный выпуск свирели – первая большая заслуга Смеловой. Ее многолетняя работа с детской игрушкой – свистулькой привела к разработке первой свирели, экспериментальный выпуск которой по чертежам Эдельвины Яковлены освоила Завидовская фабрика детских игрушек.

Второй заслугой является сама методика преподавания учебного - музыкального материала.

Основные  методы  положения  программы обучения включают  в  себя  следующие  рекомендации:

  • ознакомление воспитанников с устройством свирели;
  • доведение до воспитанников правил хранения и санитарии музыкального инструмента;
  • показ и объяснение постановки рук и корпуса во время игры на свирели.

-    обучение игре на инструменте.

  • Для свирели существуют определенные правила хранения и санитарии.

           Свирель является индивидуальным инструментом, поэтому каждый воспитанник должен иметь собственную свирель. Если же воспитанник играет на  инструменте детского сада, то он должен его подписать (Ф.И.), и храниться в отдельном плотно закрывающемся пакете.

  •    Во избежание, загрязнения необходимо мыть свирель теплой водой. Для того, что бы музыкальный инструмент был чист, нужно промыть отдельно мундштук и ствол.
  • Следует бережно и аккуратно относиться к музыкальному инструменту, а именно нельзя ронять и бросать инструмент, стучать им, так как можно расколоть его. Кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели, то есть  вместо звука может появиться свист.
  • Особое внимание следует проявлять мундштуку – любые мельчайшие трещины и сколы пластмассы приведут к потере строя, и тогда, вся свирель или пришедший в негодность элемент потребует замены.

      При условии соблюдения выше изложенных элементарных правил хранения, свирель может служить не один год.

  • Вначале педагог обращает внимание воспитанников на постановку рук. Взять свирель нужно правой рукой внизу так, как будто держите карандаш. Нарисуйте  этим «волшебным» карандашом в воздухе несколько фигур или слов на усмотрение учащихся. Это могут быть, например, елочка, солнышко, квадрат, треугольник или имя ребенка. Большой и указательный палец левой руки нужно сложить вместе (иллюзия клюва уточки). Теперь можно вести любой разговор или даже исполнить знакомую песенку, артикулируя этим «клювиком». Вместе с артикуляцией воспитанников  произносят слова любой песенки. Например: показ

        Следующим этапом в процессе работы является позиционная постановка рук. Необходимо обратить внимание на постановку  локтей, которые должны быть прижаты к туловищу. Данный постановочный момент весьма важен для всего последующего обучения, и здесь обязательно нужно проследить за тем, чтобы каждый справился с заданием, и чтобы ни у одного воспитанника не возникло сомнения в собственных способностях относительно инструмента. После освоения постановки рук можно приступать непосредственно к игре.

  • Свирель приставляется ко рту под углом 45%, то есть нижний край инструмента не должен быть направлен прямо вниз или находиться параллельно полу. Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке и не требует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту или кларнет.

          Пальцы должны быть слегка округлены. Степень округления зависит от их соотношения между собой по длине, то есть от строения кисти рук каждого ребенка. Далее предполагается индивидуальная работа с каждым ребёнком. Нужно убедиться, полностью ли закрыты игровые отверстия. Это можно сделать с помощью сильного сжатия свирели, которое должно оставить следы на подушечках пальцев: если на них отпечатались кружочки полностью, то отверстия закрыты правильно, если нет – то следует, проконтролировать ребенка как он закрывает игровые отверстия. При закрывании нот на музыкальном инструменте, не следует высоко поднимать пальцы – в дальнейшем это может отрицательно сказаться на технике исполнения, например: в произведении есть короткие длительности, которые нужно играть в быстром темпе. Ребенок, поднимающий высоко пальцы от игровых отверстий не сможет сыграть произведение в том темпе, в котором оно написано.      

Первое игровое отверстие на свирели называется нотой «си». 

        Указательный палец левой руки, который закрывает ноту «си» будет нумероваться первым (1), так как у каждого пальца будет свой номер.

Рекомендуется следующая последовательность работы над произведением на начальном этапе обучения: петь, играть, отхлопывать ритм попевки или песенки в ладоши. Например, для освоения звука «си» можно сначала пропеть, прохлопать, протопать и потом сыграть следующие песенки: «Андрей-воробей», «Котик» и так далее (пример № 1, 2)

После освоения первого игрового отверстия нужно переходить на второе, которое будет называться нотой «ля» (2).

       Когда у воспитанников будут хорошо звучать эти ноту, то следует переходить к изучению третьего игрового отверстия, то есть ноты «соль».

Четвертое игровое отверстие соответствует ноте «ФА - диез», пятое – «МИ» и шестое – «Ре».

       Работа с каждым звуком может проходить по следующей схеме:

  • Исполнение песенки на одном (новом) звуке. Это может быть произведение из уже пройденного материала.
  • Исполнение песенки на двух соседних звуках.
  • Исполнение песенки на трех (и более) звуках, расположенных поступенно.
  • Исполнение на трех (и более) звуках, включая, скачи.

Далее можно обратить внимание на штрихи.

При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, а также двойное staccato.

     Только после освоения аппликатуры 1 – 3 следует переходить к изучению нового звука «до» (0), эта нота звучит без закрывания игровых отверстий. Связано это с тем, что при игре на свирели игровые отверстия закрываются не по одному, а одновременно от 1 до 6, и воспиатнники должны привыкнуть к тому, что, закрывая следующее игровое отверстие, пальцы, закрывающие предыдущие, - не поднимаются. Освоение же звука «до» (0) на более ранней стадии обучения в дальнейшем может повлечь нежелательные ошибки, когда, закрывая следующее игровое отверстие, ребенок автоматически открывает предыдущее.

Фестиваль педагогического мастерства

городской конкурс

 «Волшебная свирелька»

Музыкальный руководитель

 МДОУ «Детский сад № 69»

Города Саратов Ленинского района

Дедова Наталья Николаевна

Саратов 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

программа по кружковой работе "Флористика"

Эта программа поможет педагогам дополнительного образования проводить кружковые занятия по флористике(аппликации плоскостные и обьёмные с использованием сухоцветов и других материалов) с детьми 5-6 ле...

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку

Программа  кружка «Дорога  в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос-  ...

программа по дополнительным услугам "Свирелька"

обучение игры на свирели для детей 6-7 лет...