Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"
методическая разработка (старшая группа) на тему

 Новикова Елена Анатольевна

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2014-2015.docx80.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 38 «Познание»

                                                                   ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ»

на 2014 – 2015 учебный год

СТУДИЯ ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ

                                                         

                                               Воспитатель Новикова Е.А.  _______________________

                                                         

                                                                  Балашиха 2014

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена Новиковой Е.А., воспитателем.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Методической разработке Л.М. Граб, Развитием графические навыки, М.: Гном, 2013
  • Т.Ю.Бардышева, Привет, ладошка!,Карапуз,2012
  • Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина, Пальцы помогают говорить,М.:Гном,2012
  • Л.В. Игнатьева ,Послушные карандаши, М.: Ювента, 2013
  • Т.В. Пятница, Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами,Мн.: Аверсвэв, 2005
  • О.В. Узорова, Е.А. Нефедова  «Пальчиковая гимнастика», 2003
  • В.В.Цвынтарный , Играем пальчиками и развиваем речь, Спб.: Лань, 1996
  • Е.Б.Шмелева, Пальчиковые игры,М.: Ювента,2009
  • И.Попова, Прописи. Рисуем и пишем, ООО Стрекоза, 2013

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция  РФ, ст.43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Типовое положение о ДОУ
  • СанПиН
  • Устав ДОУ
  • ФГОС ДО

  Движения руки человека наследственно

не предопределены, а возникают

в процессе воспитания и обучения как результат

ассоциативных связей между зрительными,

осязательными и мышечными изменениями

 в процессе активного взаимодействия

 с окружающей средой.

И.И.Сеченов 

 Программа кружка направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий  Структура занятий  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия   детям с отклонениями в развитии. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, шаблонами, трафаретами,  развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа кружка предполагает проведение 1 занятие в неделю в второй половине дня: Продолжительность занятия: 20 мин – с учетом особенностей детей.  Общее количество учебных занятий в год –32.

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.

 Цель кружковых занятий:  формирование графического навыка письма, развитие зрительного анализа и синтеза, совершенствование мелких движений пальцев рук.

Задачи кружковой работы:

Образовательные  задачи: 

  • Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных ме

Развивающие задачи:

  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. 2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием
  • развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.
  • развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.   

                                                             Методические приемы

  • Беседа
  • Показ
  • Дидактическая игра
  • Рассматривание иллюстраций
  • Демонстрация действий и др.

       На каждом занятии проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, связной и грамматически правильной речи.

 

                                                         Ожидаемый результат

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной техники.

3.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

ТЕМАТИКА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1

 Осень. Выявление знаний и умений.

2-я неделя сентября

 Занятие №2

 Осень. Диагностика графических навыков.

3-я неделя сентября

 Занятие №3

 Овощи. Игры с пальчиками и карандашами .

4-я неделя сентября

Занятие №4

Овощи. Выявление знаний и умений (учить рисовать по точкам простым карандашом).

1-я неделя октября

Занятие №5

 Фрукты. Выявление знаний и умений (учить штриховать).  

2-я неделя октября

Занятие №6

Инструменты . Дорисовка предметов.

3-я неделя октября

 Занятие №7

Деревья . Контурные и пунктирные линии..

4-я неделя октября

 Занятие №8

Деревья. Обводка предметов.( учить рисовать предметы по клеткам)  

1-я неделя ноября

Занятие №9

Игрушки. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Штриховка. Дом. Соединять точки поочередно.

2-я неделя ноября

Занятие №10

Дом Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам..

3-я неделя ноября

 

Занятие №11

Электроприборы. Рисование узоров по клеточкам и линиям. Обводка и раскрашивание предметов.

4-я неделя ноября

 Занятие №12

Мебель. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Рисование предметов по клеточкам и линейкам.

1-я неделя декабря

Занятие №13

Зима. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование по точкам и клеточкам. Выкладывание предметов из палочек. Дорисовывать симметричные предметы.

2-я неделя декабря

Занятие №14

Посуда. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Штриховка.

3-я неделя декабря

 Занятие №15

Посуда. Обводка  и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам..

3-я неделя января

Занятие №16

Продукты. Обводка узоров и дорисовка предметов. Рисование предметов по клеточкам.

4-я неделя января

Занятие №17

Город. Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование.

1-я неделя февраля

Занятие №18

Транспорт. Обводка по пунктирным линиям  и раскрашивание предметов.

2-я неделя февраля

 Занятие №19

Семья. Обводка, дорисовка и раскрашивание.

3-я неделя февраля

 Занятие №20

Части тела и лицо. Обводка и раскрашивание. Рисование человека .  

 4-я неделя февраля

 Занятие №21

 Одежда . Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное рисование.

1-я неделя марта

 Занятие №22

Обувь. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Поочередное соединение точек.

 2-я неделя март

Занятие №23

Обувь.Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Симметричное рисование.

3-я неделя март

 Занятие №24

Весна .Обводка, дорисовка и раскрашивание. Выкладывание предметов из палочек.

1-я неделя март

Занятие № 25

Цветы .Раскрашивание . Поэтапное рисование. Составление предметов из геометрических фигур.

2-я неделя апрель

Занятие № 26

Насекомые.Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка.

   3-я неделя апреля

Занятие № 27

Домашние животные Обводка, дорисовка и раскрашивание.

4-я неделя апреля

Занятие № 28

Домашние птицы.Поэтапное рисование и раскрашивание.

1-я неделя мая

Занятие № 29

Птицы Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование узоров.

2-я неделя мая

Занятие № 30

Дикие животные. Рисование. Штриховка.  

3-я неделя мая

Занятие № 31

Лето . Поэтапное рисование и раскрашивание.

4-я неделя мая

Занятие № 32

Лето. Творческий рисунок.

5-я неделя мая

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Занятие №1

 Осень. Выявление знаний и умений.

Закрепить  знания о цветных и простых карандашей. Совершенствовать внимание, память и умение выполнять движения со словами

 Занятие №2

 Осень. Диагностика графических навыков.

Учить детей повторять упражнения с карандашами. Совершенствовать умение удерживать карандаш пальцами правой и левой руки.

 Занятие №3

 Овощи. Игры с пальчиками и карандашами .

 Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть.

Занятие №4

Овощи. Выявление знаний и умений (учить рисовать по точкам простым карандашом).

 Познакомит с пунктирными и контурными линиями. Учить различать контурные и пунктирные линии. Учить соединять взаимосвязанные предметы.

Занятие №5

 Фрукты. Выявление знаний и умений (учить штриховать).  

 Формировать умения видеть контур фигуры и   раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить  слова с движением пальцев. Учить проводить горизонтальные линии.

Занятие №6

Инструменты . Дорисовка предметов.

Формировать умения видеть контур фигуры и  раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Учить проводить вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх.

 Занятие №7

Деревья . Контурные и пунктирные линии..

 Формировать умения видеть контур фигуры и   раскрашивая не выходить за их пределы. Учить обводить пунктирные линии.

 Занятие №8

Деревья. Обводка предметов.( учить рисовать предметы по клеткам)  

Формировать умения видеть контур фигуры и   раскрашивая  не выходить за их пределы. Учить обводить наклонные линии. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать фигуры цветными карандашами.

Занятие №9

Игрушки. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Штриховка. Дом. Соединять точки поочередно.

Формировать умения   раскрашивать  картинки. Учить использовать разноцветные карандаши . Закреплять умение  четко проговаривать пальчиковую гимнастику.

Занятие №10

Дом Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам..

Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и замкнутые линии. Учить  рисовать узор по пунктирным линиям и продолжать рисовать его самостоятельно.

 

Занятие №11

Электроприборы. Рисование узоров по клеточкам и линиям. Обводка и раскрашивание предметов.

Продолжать учить обводить предметы по контуру. Развивать фантазию,  дорисовывая картинку.  

 Занятие №12

Мебель. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Рисование предметов по клеточкам и линейкам.

Учить закрашивать солнце, елку и зайца в заданном направлении. Совершенствовать навыки работы с цветными карандашами. Продолжать учить обводить предметы по точкам, пунктиру и контору.

Занятие №13

Зима. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование по точкам и клеточкам. Выкладывание предметов из палочек. Дорисовывать симметричные предметы.

Совершенствовать умение обводить круги по пунктирным линиям. Учить рисовать узоры по точкам. Воспитывать сосредоточенность

Занятие №14

Посуда. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Штриховка.

Совершенствовать умение дорисовывать предметы по пунктирным линиям. Продолжать учить дорисовывать в предметах недостающие части.    

 Занятие №15

Посуда. Обводка  и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам..

Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Учить дорисовывать картинку соответственно погоде.

Занятие №16

Продукты. Обводка узоров и дорисовка предметов. Рисование предметов по клеточкам.

 Формировать умение обводить квадрат по пунктирным линиям. Учить подбирать карандаши по цвету. Продолжать совершенствовать заканчивать рисунок. Воспитывать аккуратность  при выполнении графических диктантов.

Занятие №17

Город. Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование.

Формировать умение последовательно соединять точки при помощи линейки. Учить подбирать карандаши по цвету. Совершенствовать умение по образцу дорисовывать рисунок.. Воспитывать аккуратность  при выполнении заданий.

Занятие №18

Транспорт. Обводка по пунктирным линиям  и раскрашивание предметов.

Совершенствовать умение обводить рисунок по точкам. Учить рисовать узор по клеточкам самостоятельно по образцу.

 Занятие №19

Семья. Обводка, дорисовка и раскрашивание.

 Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Закреплять умение дорисовывать недостающие детали предмета используя образец.

 Занятие №20

Части тела и лицо. Обводка и раскрашивание. Рисование человека . Дорисовывание  лица по образцу..

Воспитывать самостоятельность в работе. Продолжать учить выполнять штриховку простым карандашом. Учить дорисовывать правую или левую часть изображенных предметов.

 Занятие №21

 Одежда . Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное рисование.

Учить самостоятельно, выбирать карандаши для выполнения заданий. Воспитывать в работе аккуратность.  

 Занятие №22

Обувь. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Поочередное соединение точек.

Совершенствовать умение  обводить предметы по контору, дорисовывать недостающие детали предмета.

Занятие №23

Обувь. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Симметричное рисование.

Формировать умение цветными карандашами проводить разноцветные дорожки по пунктирным линиям.

 Занятие №24

Весна .Обводка, дорисовка и раскрашивание. Выкладывание предметов из палочек.

 Совершенствовать умение   рисовать картину, используя цветные карандаши. Воспитывать аккуратность в работе.

Занятие № 25

Цветы .Раскрашивание . Поэтапное рисование. Составление предметов из геометрических фигур.

Формировать умение подбирать цвета и раскрашивать картинку. Используя образец рисовать знакомые предметы.

Занятие № 26

Насекомые. Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка.

Учить обводить фигуры по контуру не отрывая карандаш.

Занятие № 27

Домашние животные Обводка, дорисовка и раскрашивание.

Закреплять умение рисовать узор по пунктирным линиям, дорисовывать недостающие части предмета

Занятие № 28

Домашние птицы. Поэтапное рисование и раскрашивание.

Закреплять умение подбирать цвета к картинке. Используя образец рисовать знакомый предмет(дерево)

Занятие № 29

Птицы Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование узоров.

Совершенствовать умение  обводить предметы не отрывая карандаш. Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении.

Занятие № 30

Дикие животные. Рисование. Штриховка.  

Совершенствовать умение рисовать предметы по клеточкам.

Занятие № 31

Лето . Поэтапное рисование и раскрашивание.

Закреплять умение подбирать цветные карандаши для раскрашивания картинки. Используя образец рисовать знакомый предмет(медведь)

Занятие № 32

Лето. Творческий рисунок.

Развитие творческих способностей .

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Самомассаж кистей и пальцев рук.

1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой – левую.

2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.

  3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и        наоборот («Молоток»).

  4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.

5. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание          большого пальца. середину ладони, основание пальцев другой руки.

6. Тереть ладони друг о друга движениями вверх – вниз.

7. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.

8. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.

Упражнения за столом.

1. « Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).

2. Имитация игры на фортепьяно.

3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).

4. «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

5. «Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.

6. «Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.

7. Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.

8. «Ладонь – ребро – кулак». Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

9. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

10. «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.

11. Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.

12. «Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

                               

                                                            Пальчиковые игры.

1. «Липкие пальчики». Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвёртый – в мармеладе. Каждый палец по очереди прикасается к большому.

2. «Трудолюбивые пальчики». «Большому дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.

3. «Улей». «Вот маленький улей, где пчёлы спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з!». Пальцы сжать в кулак, выпрямлять их по одному.

4. «Капуста». «Мы капусту рубим – рубим. Мы капусту солим – солим. Мы капусту жмём – жмём». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочерёдно поглаживать подушечки пальцев. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвёртую фразу – сжимать и разжимать кулачки.

5. «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.

6. «Замок». «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули – открыли». Произвольные движения, соответствующие тексту.

7. «Пять пальцев». «На моей руке пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить». Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

8. «Повстречались». «Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу». Два щенка: «Ав-ав». ДВА жеребёнка: «Иго-го». Два тигрёнка: «Р-р-р!». Два быка: «Му-у!». Смотри, какие рога». На каждую фразу соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

9. «Раз, два, три, четыре, пять». « Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, хотя не очень... чистые». На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

10 «Лодочка». «Две ладошки , друзья, - это лодочка моя. Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там». На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «Паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.

11. «Коза и козлёнок». «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая. За ней козлёночек бежит, колокольчиком звенит». На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога. На вторую - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).

                                                 

                                                 

                                                           

                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Т.Ю.Бардышева, Привет, ладошка!,Карапуз,2012
  • Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина, Пальцы помогают говорить,М.:Гном,2012
  • Л.В. Игнатьева ,Послушные карандаши, М.: Ювента, 2013
  • Т.В. Пятница, Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами, Мн.: Аверсвэв, 2005
  • О.В. Узорова, Е.А. Нефедова  «Пальчиковая гимнастика», 2003
  • В.В.Цвынтарный , Играем пальчиками и развиваем речь, Спб.: Лань, 1996
  • Е.Б.Шмелева, Пальчиковые игры,М.: Ювента,2009
  • Л.М. Граб, Развитием графические навыки, М.: Гном, 2013

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)

Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Настоящая рабочая программа  разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...

Рабочая программа коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психоречевого развития и аутизмом младшего дошкольного возраста (1-4 года)

В последние годы количество детей с задержкой психоречевого развития  неуклонно растет. Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Рабочая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности (далее Программа) является...