Роль сюжетно-ролевой игры в профессиональном и личностном самоопределение дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему

     Личностное и профессиональное самоопределение является одним из важнейших условий успешной и полноценной жизни человека. И работу по формированию этих составляющих необходимо проводить ещё в дошкольном возрасте, когда формируется психика ребёнка, его характер и наклонности. В дальнейшем это поможет ребёнку сделать осознанный выбор согласно своим интересам и влечениям. Факторы профессионального и личностного самоопределения  являются предметом научного интереса многих педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konf._s.r._igra.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевой игры в профессиональном и личностном самоопределение дошкольника

   

     Личностное и профессиональное самоопределение является одним из важнейших условий успешной и полноценной жизни человека. И работу по формированию этих составляющих необходимо проводить ещё в дошкольном возрасте, когда формируется психика ребёнка, его характер и наклонности. В дальнейшем это поможет ребёнку сделать осознанный выбор согласно своим интересам и влечениям. Факторы профессионального и личностного самоопределения  являются предметом научного интереса многих педагогов. О необходимости изучения этих процессов в дошкольном возрасте свидетельствуют  работы Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, В.П. Кондрашова, Н.С. Пряжникова.  Однако проблема изучения и формирования профессионального самоопределения в дошкольном возрасте и в настоящее время является очень актуальной. Она ещё не в полной мере изучена: отсутствует концепция воспитания и развития человека как субъекта труда в те периоды жизни, когда начинают складываться личностные образования; не изучены закономерности  и механизмы формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в детских возрастах; не разработаны методы диагностики и активизации профессионального самоопределения в дошкольном возрасте.

     Дошкольный возраст, по мнению Э.Ф. Зеера, является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания [c.106]

     Общеизвестно стремление дошкольников в своих играх копировать поведение взрослых, воспроизводить их действия и речь. В этом возрасте огромную роль играют сюжетно-ролевые игры – дети с удовольствием играют в них, присваивая себе определённую роль. Наблюдая за игрой детей, воспитатель замечает, что каждый из ребят многократно выбирает понравившиеся ему роли.  

     Под профессиональным самоопределением дошкольников мы имеем в виду сознательный выбор ребёнком интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в определённых сюжетно-ролевых играх. Под профессиональным самоопределением детей-дошкольников также подразумевается понимание ими общественного значения труда в целом и определённого (профессионального) в частности.  Профессиональная направленность личности детей определяется нами, как выраженная склонность к определённой группе ролей (как было сказано выше), которые относятся к одному из пяти типов профессий: «Человек – Человек» («Ч-Ч»), «Человек – Техника» («Ч-Т»), «Человек – Знак» («Ч-З»), «Человек – Природа» («Ч-П»), «Человек – Художественный образ» («Ч-Х»),

     Работа по профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте заключается, на наш взгляд, в специально организованном информировании дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создаёт у детей определённый опыт профессиональных действий, профессионального поведения. Педагог организует в процессе игры ориентацию ребёнка в явлениях общественной жизни, существенным звеном которых является труд и профессиональная деятельность взрослых. У дошкольников тем самым формируются более точные представления о профессиях и труде взрослых. Так складывается возможность формирования профессионального и личностного самоопределения дошкольников.

     В игровой деятельности, беря на себя ту или иную роль и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребёнку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к определённым ролям даёт начало профессиональному самоопределению.  Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определённой профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение, возникает эмоциональная профессиональная идентификация.  

     В 2010 году на базе МБДОУ ДС №74 «Родничок» проводилась исследовательско-экспериментальная работа по профессиональному и личностному самоопределению детей дошкольного возраста.  В эксперименте участвовали дошкольники в возрасте от 5 до 7 лет в количестве 50 человек. Данная работа проводилась в три этапа:

  1. Подготовительный (ноябрь 2010г. – июнь 2011г.). Цель, поставленная на данном этапе: обеспечение условий проведения эксперимента и выделение основных критериев, определяющих профессиональное и личностное самоопределение у дошкольников.
  2. Основной (июль 2011г. - октябрь 2012г.). Цель: активация профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Обобщающий  (ноябрь 2012г. – 2013г.). Цель: проанализировать и обобщить полученные в ходе исследования промежуточные и конечные результаты.

     Целью же нашего исследования было изучить и научно обосновать те результаты, к которым пришли наши коллеги.

     Для реализации поставленной цели педагогами был использован широкий спектр эффективных методов и приёмов. В качестве диагностики применялись следующие: профориентационный опросник, составленный по принципу дифференциально-диагностического опрсника Е.А. Климова, методика исследования самооценки личности детей дошкольного возраста, составленная по принципу методики исследования самооценки личности Дембо-Рубинштейн, анкета «Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых, анкета для родителей «Профессиональное и личностное самоопределение детей дошкольного возраста». Для активации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте были выбраны: основные методы (профессионально-ролевые игры) и дополнительные (беседы о профессиях, дискуссии, психогимнастические упражнения). Через дискуссии и беседы о профессиях у детей формируются необходимые для самоопределения знания о себе, своих способностях, склонностях; знания об окружающем мире и мире профессий; знания об окружающих людях. Профессионально-ролевые игры позволяют активировать умения и навыки успешного профессионального самоопределения дошкольников. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, были выделены навыки самопонимания и самооценки, саморазвитие; умение эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Ведь именно в игре дошкольник в состоянии формировать представления и привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых на уровне эмоциональной идентификации, проявлять профессиональный интерес, стремления, склонности и способности в определённых сферах профессиональной деятельности. Психогимнастические упражнения в свою очередь использовались для развития основополагающих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, а также эмоционально-волевой и двигательной сферы детей.  Чем скорее ребёнок научится управлять своими органами чувств, тем быстрее, полнее и разностороннее будет его умственное, личностное и профессиональное развитие.

    На подготовительном этапе исследования были выделены основные критерии, по которым определяется эффективность сформированности изучаемых качеств у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Представления детей о профессиональной деятельности взрослых (профессии, орудия труда, процессы труда и качества, необходимые для людей определённых специальностей).
  2. Устойчивость выбора в рамках определённых групп профессий.
  3. Профессиональная направленность (устойчивая ориентировка в своих интересах, желаниях и склонностях).
  4. Самооценивание (самооценка). Самооценка является важным фактором профессионального и личностного самоопределения, поскольку отражает степень уверенности человека в своих профессиональных и личных силах.
  5. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых.

     На начало проведения исследования результаты экспериментальной и контрольной групп по выделенным критериям находились примерно в равных соотношениях. Далее сравнивались результаты по этим же критериям в этих группах после эксперимента - они имеют соотношение 48% -16% в пользу экспериментальной группы. У остальных дошкольников интересы широки и не ярко выражены, что свидетельствует о недостаточной осознанности их профессиональных склонностей.

     Таким образом, исследование коллег показало, что между контрольной и экспериментальной группой существуют значимые различия по фактору профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста. Динамика развития этих качеств в экспериментальной группе дала нам возможность говорить о том, что выбранный метод (профессионально-ролевая игра) позволяет формировать и развивать профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной стороны речи у дошкольников с нарушением интеллекта

В дошкольном образовании рассматривается тесная связь коммуникативных и речевых умений ребёнка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта....

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...

"Роль сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии дошкольников...

Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольника

Игра для детей дошкольного возраста – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания...