Главные вкладки

    Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
    методическая разработка на тему

    Ещенко Светлана Владимировна

    г.Светлоград Петровский район Ставропольский край

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

     

    участника районного  этапа   Всероссийского  конкурса

    «Воспитатель года – 2015»

    воспитателя Ещенко Светланы Владимировны

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Светлоград

    2015г.

     

      Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

      Актуальным  был и остается  вопрос об овладении детьми родным языком. Обучение языку и развитие речи рассматривается не только как овладение языковыми навыками, но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми. К сожалению, в последнее время наблюдается снижение коммуникативно-речевого развития детей. Этот факт подтверждают и результаты  ежегодного  мониторирования детей: уровень развития  по таким критериям, как речевое и  социально-коммуникативное развитие  давали более низкие результаты по сравнению с другими показателями.

    Я считаю, что это обусловлено тем, что родители заинтересованы только интеллектиальным развитием детей используя развивающие компьетерные игры, телевизионные программы тем самым ограничивая ребенка в живом общении. Чтение книг заменили играми на телефонах, планшетах в силу занятости родителей. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Следует отметить и вхождение огромного количества заимствованных слов из иностранных языков, что вытесняет на второй план не только  исконно русские слова, но и традиции и культуру русского народа.

    И как следствие:

    •         плохо развиты навыки связной, выразительной речи;

    •         недостаточный  уровень коммуникативных навыков;

    •         бедный запас слов;

    •         скованно творческое воображение;

    •         неумение пересказывать литературные произведения.

    А ведь согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативно-речевая направленность. Ребенок должен быть социально- адаптированным, владеющим коммуникативными навыками, способным к организации межличностных взаимодействий.

    Поэтому главной  педагогической идеей в моей работе стало использование элементов устного народного творчества. Поскольку они позволяют ребёнку,  исходя из  собственных возможностей и интересов,  открыть для себя мир русского языка и народной культуры.

     Новизна моего опыта опирается на принцип интеграции, объединяющий образовательные области, разные виды деятельности, приёмы(упражнений, этюдов, игр- инсценировок, проблемных ситуаций, творческих заданий…),  и методы (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые) в единую систему, реализующуюся  на основе комплексно-тематического планирования .

     Основной целью  работы для меня стало – Развитие  коммуникативно- речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Для реализации поставленной цели и обозначенной идеи, мной были конкретизированы задачи. Основными из них считаю:

    Ø систематизировать работу по направлению

    Ø развивать познавательный и мотивационный интерес к устному народному творчеству;

    Ø всесторонее развитие ребенка через общение со взрослыми и сверстниками

    В качестве рабочей гипотезы я взяла предположение:

    Развитие коммуникативно-речевых навыков с использованием устного народного творчества будет эффективным,  если:

    •         Я буду работать над темой в системе;

    •         Использую произведения устного народного творчества и малые фольклорные формы не только на занятиях, но и в нерегламентированной или частично регламентированной деятельности;

    •         Если в педагогическом процессе активное участие родителей будет рассматриваться, как одно из условий эффективности этого процесса.

    Теоретическое обоснование опыта

    В исследованиях отечественных педагогов  Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. указано на важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи .

    Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на социально-коммуникативном, интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом  развитии детей.

    При модернизации  образовательного процесса особое внимание уделялось:

    •         Внедрению  нового содержательного материала с оптимальным использованием наглядности.

    •         Целесообразной интеграции направлений и видов деятельности, предусмотренных для детей среднего дошкольного возраста.

    •         Внедрению элементов  этнопедагогики.

    •         Формам работы с детьми  с использованием педагогики тематического погружения.

    •         Привлечение детей к участию в фольклорных праздниках.

     

     

    Основные принципы моей работы следующие, вы можете их увидеть на слайде:

    •         Целесообразная интеграция всех видов деятельности, предусмотренных для детей дошкольного возраста.

    •         Принцип доступности- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    •         Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, исходя из индивидуальных особенностей детей.

    •         Принцип активности и посильной самостоятельности - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка.     

    •         Принцип наглядности обучения-  все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно- действенное и наглядно-образное.

    •         Систематичности и последовательности

    Создание условий

    Для  создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала  в группе  «Книжкин дом»   в русском стиле, с музыкальным звоном колокольчиков, при каждом открывании дверцы дома, малыш слышыт  звук колокольчиков.   В  книжном  доме  разместила  самые разные книжки:   книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки.  Здесь же расставили  фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность   сразу  же  привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием идут в «Книжный дом», рассматривают книги, вспоминали  слова и фразы из произведений устного народного творчества.

     Организовала театральный  уголок и уголок  ряжения, так же в детском саду есть русская горница с предметами быта и предметами народно-прикладного исскуства, которые регулярно пополняются.

    Опыт работы

        Следующим этапом моей работы  была разработка системы работы по развитию коммуникативно- речевых способностей средствами устного народного творчества.

        Реализация задач осуществлялась  как в специально организованной, так и в совместно-партнёрской деятельности. В данном процессе осуществлялась интенсивная  интеграция таких образовательных областей как: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие.

    Основными формами работы с детьми при этом были:

     занятия- традиционные и нетрадиционные, с использованием инсценировок, драматизации сказок, потешек, народных песен и произведений художественной литературы; а так же экскурсии и прогулки, наблюдения.

     Мой  опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в организованной образовательной деятельности повышает уровень коммуникативно- речевого развития.( Слайд- 15)  Однако   навыки  общения формируются у детей более всего  в процессе  совместной с педагогом деятельности, где я использовала такие формы работы, как праздники и развлечения, игры, традиции.(Слайд- 16.) В свободной самостоятельной  деятельности дети используют элементы народных игр, игр-фантазий, театрализованные игры с использованием устного народного творчества. Для получения ожидаемых результатов использовала такие нетрадиционные формы работы как: выставки-вернисажи, клуб «Василиса», встречи с народными умельцами.

        Одной из эффективных форм работы с родителями является клуб «Мамина школа», где расширила круг обсуждаемых  проблем по данной теме.

    В ходе работы над темой моя пед. копилка пополнилась практическими материалами, их вы можете увидеть на слайде:

    •         Перспективно-тематическое планирование по видам деятельности, задействованных в процессе интеграции образовательного материала с использованием максимальной интеграции продуктов видов деятельности (музыки, художественного слова, театрализации, изобразительной деятельности)

    •         Картотека игр и упражнений по разработанным материалам;

    •         Комплекс конспектов;

    •         Сценарии фольклорных праздников и развлечений;

    •         Создала информационно-тематические консультации  для педагогов и родителей;

    •         Собрала наглядные и аудиовизуальные средства (картины, фото,         художественную литературу ит.д.)

    •         Критерии-оценки определения развития детей по проблеме ;

    •         Программа кружка «Посидим рядком- поговорим ладком».

    Результативность любой  деятельности необходимо не только анализировать, но и оценивать. Так как проблема коммуникативно-речевого развития дошкольников является комплексной, я включила в диагностику анализ развития не только коммуникативных способностей но и речевых навыков  и умений. Критерии: их вы можете увидеть на слайде:

    •         Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

    •         Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

    •         Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

    Критерии оценивания развитости речевых умений и навыков следующие:

    •         Овладение речью как средством общения и культуры;

    •         Знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров;

    •         Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    •         Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

      И как результат работы в данном направлении за два года динамика роста сформированности коммуникативно-речевых навыков составила 18%

     Речевые умения и навыки-16%, , коммуникативные навыки - 20%.

    Работа в данном направлении способствовала значительному повышению показателей познавательного развития- 21% , художественно- эстетического развития -24%.

     Результатами своей работы я вижу социально- адаптированного ребенка владеющего коммуникативными навыками, в соответствии с возрастом.

    Я планирую продолжать работу по данному направлению с детьми старшего дошкольного возраста.

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    г.Светлоград Петровский район Ставропольский край

    Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

    участника районного  этапа   Всероссийского  конкурса

    «Воспитатель года – 2015»

    воспитателя Ещенко Светланы Владимировны

    г. Светлоград

    2015г.

      Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

      Актуальным  был и остается  вопрос об овладении детьми родным языком. Обучение языку и развитие речи рассматривается не только как овладение языковыми навыками, но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми. К сожалению, в последнее время наблюдается снижение коммуникативно-речевого развития детей. Этот факт подтверждают и результаты  ежегодного  мониторирования детей: уровень развития  по таким критериям, как речевое и  социально-коммуникативное развитие  давали более низкие результаты по сравнению с другими показателями.

    Я считаю, что это обусловлено тем, что родители заинтересованы только интеллектиальным развитием детей используя развивающие компьетерные игры, телевизионные программы тем самым ограничивая ребенка в живом общении. Чтение книг заменили играми на телефонах, планшетах в силу занятости родителей. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Следует отметить и вхождение огромного количества заимствованных слов из иностранных языков, что вытесняет на второй план не только  исконно русские слова, но и традиции и культуру русского народа.

    И как следствие:

    • плохо развиты навыки связной, выразительной речи;
    • недостаточный  уровень коммуникативных навыков;
    • бедный запас слов;
    • скованно творческое воображение;
    • неумение пересказывать литературные произведения.

    А ведь согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативно-речевая направленность. Ребенок должен быть социально- адаптированным, владеющим коммуникативными навыками, способным к организации межличностных взаимодействий.

    Поэтому главной  педагогической идеей в моей работе стало использование элементов устного народного творчества. Поскольку они позволяют ребёнку,  исходя из  собственных возможностей и интересов,  открыть для себя мир русского языка и народной культуры.

     Новизна моего опыта опирается на принцип интеграции, объединяющий образовательные области, разные виды деятельности, приёмы(упражнений, этюдов, игр- инсценировок, проблемных ситуаций, творческих заданий…),  и методы (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые) в единую систему, реализующуюся  на основе комплексно-тематического планирования .

     Основной целью  работы для меня стало – Развитие  коммуникативно- речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Для реализации поставленной цели и обозначенной идеи, мной были конкретизированы задачи. Основными из них считаю:

    • систематизировать работу по направлению
    • развивать познавательный и мотивационный интерес к устному народному творчеству;
    • всесторонее развитие ребенка через общение со взрослыми и сверстниками

    В качестве рабочей гипотезы я взяла предположение:

    Развитие коммуникативно-речевых навыков с использованием устного народного творчества будет эффективным,  если:

    • Я буду работать над темой в системе;
    • Использую произведения устного народного творчества и малые фольклорные формы не только на занятиях, но и в нерегламентированной или частично регламентированной деятельности;
    • Если в педагогическом процессе активное участие родителей будет рассматриваться, как одно из условий эффективности этого процесса.

    Теоретическое обоснование опыта

    В исследованиях отечественных педагогов  Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. указано на важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи .

    Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на социально-коммуникативном, интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом  развитии детей.

    При модернизации  образовательного процесса особое внимание уделялось:

    • Внедрению  нового содержательного материала с оптимальным использованием наглядности.
    • Целесообразной интеграции направлений и видов деятельности, предусмотренных для детей среднего дошкольного возраста.
    • Внедрению элементов  этнопедагогики.
    • Формам работы с детьми  с использованием педагогики тематического погружения.
    • Привлечение детей к участию в фольклорных праздниках.

    Основные принципы моей работы следующие, вы можете их увидеть на слайде:

    • Целесообразная интеграция всех видов деятельности, предусмотренных для детей дошкольного возраста.
    • Принцип доступности- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
    • Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, исходя из индивидуальных особенностей детей.
    • Принцип активности и посильной самостоятельности - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка.      
    • Принцип наглядности обучения-  все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно- действенное и наглядно-образное.
    • Систематичности и последовательности 

    Создание условий

    Для  создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала  в группе  «Книжкин дом»   в русском стиле, с музыкальным звоном колокольчиков, при каждом открывании дверцы дома, малыш слышыт  звук колокольчиков.   В  книжном  доме  разместила  самые разные книжки:   книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки.  Здесь же расставили  фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность   сразу  же  привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием идут в «Книжный дом», рассматривают книги, вспоминали  слова и фразы из произведений устного народного творчества.

     Организовала театральный  уголок и уголок  ряжения, так же в детском саду есть русская горница с предметами быта и предметами народно-прикладного исскуства, которые регулярно пополняются.

    Опыт работы

        Следующим этапом моей работы  была разработка системы работы по развитию коммуникативно- речевых способностей средствами устного народного творчества.

        Реализация задач осуществлялась  как в специально организованной, так и в совместно-партнёрской деятельности. В данном процессе осуществлялась интенсивная  интеграция таких образовательных областей как: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие.

    Основными формами работы с детьми при этом были:

     занятия- традиционные и нетрадиционные, с использованием инсценировок, драматизации сказок (Слайд- 13), потешек, народных песен и произведений художественной литературы(Слайд- 14.); а так же экскурсии и прогулки, наблюдения.

     Мой  опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в организованной образовательной деятельности повышает уровень коммуникативно- речевого развития.( Слайд- 15)  Однако   навыки  общения формируются у детей более всего  в процессе  совместной с педагогом деятельности, где я использовала такие формы работы, как праздники и развлечения, игры, традиции.(Слайд- 16.) В свободной самостоятельной  деятельности дети используют элементы народных игр, игр-фантазий, театрализованные игры с использованием устного народного творчества. Для получения ожидаемых результатов использовала такие нетрадиционные формы работы как: выставки-вернисажи, клуб «Василиса», встречи с народными умельцами.

        Одной из эффективных форм работы с родителями является клуб «Мамина школа», где расширила круг обсуждаемых  проблем по данной теме.

    В ходе работы над темой моя пед. копилка пополнилась практическими материалами, их вы можете увидеть на слайде:

    • Перспективно-тематическое планирование по видам деятельности, задействованных в процессе интеграции образовательного материала с использованием максимальной интеграции продуктов видов деятельности (музыки, художественного слова, театрализации, изобразительной деятельности)
    • Картотека игр и упражнений по разработанным материалам;
    • Комплекс конспектов;
    • Сценарии фольклорных праздников и развлечений;
    • Создала информационно-тематические консультации  для педагогов и родителей;
    • Собрала наглядные и аудиовизуальные средства (картины, фото,         художественную литературу ит.д.)
    • Критерии-оценки определения развития детей по проблеме ;
    • Программа кружка «Посидим рядком- поговорим ладком».

    Результативность любой  деятельности необходимо не только анализировать, но и оценивать. Так как проблема коммуникативно-речевого развития дошкольников является комплексной, я включила в диагностику анализ развития не только коммуникативных способностей но и речевых навыков  и умений. Критерии: их вы можете увидеть на слайде:

    • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
    • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
    • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

    Критерии оценивания развитости речевых умений и навыков следующие:

    • Овладение речью как средством общения и культуры;
    • Знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров;
    • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

      И как результат работы в данном направлении за два года динамика роста сформированности коммуникативно-речевых навыков составила 18%

     Речевые умения и навыки-16%, , коммуникативные навыки - 20%.

    Работа в данном направлении способствовала значительному повышению показателей познавательного развития- 21% , художественно- эстетического развития -24%.

      Результатами своей работы я вижу социально- адаптированного ребенка владеющего коммуникативными навыками, в соответствии с возрастом.

    Я планирую продолжать работу по данному направлению с детьми старшего дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

    Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

    Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

    Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

    "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

    Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

    Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

    В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо...

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  устного народного творчества...

    « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

    « Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский...