"Расскажи, что ты чувствуешь"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сидоренко Ольга Борисовна

«Тихий дом», «Море китов», «Синий кит» — эти и другие онлайн-игры затягивают подростков, пугают родителей и вызывают волнения в соцсетях.

Как наладить доверительные отношения в семье, как предотвратить интерес к опасным пабликам.Для того чтобы подросток включился в игру, связанную с суицидом, у него уже должны быть предпосылки к этому — неудовлетворённость собой, своей жизнью, сложные отношения в семье, с друзьями, в любви. И тогда такие игры ложатся на благодатную почву, если этой почвы нет — ребёнок никогда в это не включится. А признаки какого-то неблагополучия появляются задолго до того, как ребёнок может найти подобное сообщество. Чтобы это предотвратить, стоит поговорить с ребёнком, как он себя чувствует, что его беспокоит, что важное происходит в его жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazhi_chto_ty_chuvstvuesh.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Расскажи, что ты чувствуешь

         «Тихий дом», «Море китов», «Синий кит» — эти и другие онлайн-игры затягивают подростков, пугают родителей и вызывают волнения в соцсетях.

Как наладить доверительные отношения в семье, как предотвратить интерес к опасным пабликам.

Для того чтобы подросток включился в игру, связанную с суицидом, у него уже должны быть предпосылки к этому — неудовлетворённость собой, своей жизнью, сложные отношения в семье, с друзьями, в любви. И тогда такие игры ложатся на благодатную почву, если этой почвы нет — ребёнок никогда в это не включится. А признаки какого-то неблагополучия появляются задолго до того, как ребёнок может найти подобное сообщество. Чтобы это предотвратить, стоит поговорить с ребёнком, как он себя чувствует, что его беспокоит, что важное происходит в его жизни. В норме такие разговоры должны происходить регулярно, родители должны быть теми людьми, с которыми всегда можно поговорить по душам и получить принятие и понимание, что бы ни происходило. Поэтому необходимо выстраивание доверительных отношений  ещё в дошкольном детстве.

        Один из путей создания доверия детей к родителям  -   помощь детям справляться со своими негативными чувствами. Вот, что предлагают Адель Фабер. Элейн Мазлиш.

Существует прямая связь между тем, как дети чувствуют и как они себя ведут.

Когда дети чувствуют себя хорошо, они ведут себя хорошо.

Как мы помогаем им чувствовать себя хорошо? Принимая их чувства!

Проблема — родители обычно не понимают чувства своих детей. Например: «Ты на самом деле чувствуешь совсем другое», «Ты говоришь это, потому что ты устал», «Нет никакой причины, чтобы так расстраиваться».

Постоянное отрицание чувств может сбить ребенка с толка и взбесить его. Это также учит их не понимать свои чувства и не доверять им.

Ребенок. Мамочка, я устал!

Я. Ты не мог устать. Ты только что дремал.

Ребенок (громче). Но я устал.

Я. Ты не устал. Ты просто маленький соня. Давай одеваться.

Ребенок (вопит). Нет, я устал!

Ребенок. Мамочка, здесь жарко.

Я. Здесь холодно. Не снимай свитер.

Ребенок. Нет, мне жарко.

Я. Я сказала: «Не снимай свитер!»

 Ребенок. Нет, мне жарко.

 Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и кратко запишите, что, по вашему мнению, должны сказать родители, если они отрицают чувства своего ребенка.

1. Ребенок. Мне не нравится новорожденный. Родители (отрицая это чувство)._________________________________

2.Ребенок. Это был тупой день рожденья. (После того как вы из кожи вон вылезли, чтобы сделать этот день чудесным.)

Родители (отрицая это чувство). _______________________________

3. Ребенок. Я больше не буду носить пластинку. Мне больно. Мне все равно, что стоматолог говорит!

Родители (отрицая это чувство).___________________________

4. Ребенок. Меня так взбесило! Только из-за того, что я пришел на две минуты позже на физкультуру, учитель меня не ввел в команду.

Родители (отрицая это чувство).___________________________

Вы поймали себя на том, что пишете: «Это не так. Я знаю, что в глубине души ты на самом деле любишь своего братика/свою сестричку».

«О чем ты говоришь? У тебя был замечательный день рожденья — мороженое, праздничный торт, воздушные шарики. Ладно, это последний праздник, который для тебя устраивали!»

«Твоя пластинка не может тебе причинять сильную боль. В конце концов, мы столько денег вложили в это, что ты будешь ее носить, нравится тебе это или нет!»

«У тебя нет права злиться на учителя. Это твоя ошибка. Не нужно было опаздывать».

Почему-то нам эти фразы приходят нам в голову легче всего. Но что чувствуют дети, когда слышат их? Чтобы понять, каково это, когда ваши чувства не принимают во внимание, выполните следующее упражнение.

Представьте, что вы на работе. Начальник просит сделать дополнительную работу для него. Он хочет, что бы она была готова к концу дня. Подразумевается, что вы должны немедленно за нее приняться, но из-за серии появившихся неотложных дел вы совершенно забыли про нее. Это такой сумасшедший день, что у вас едва найдется время пообедать.

В конце рабочего дня  начальник подходит к вам и просит отдать ему готовую часть работы. Вы быстро пытаетесь объяснить, как были загружены целый день.

Он прерывает вас. Громким злобным голосом он орет: «Меня не интересуют ваши оправдания! За что, черт возьми, вы думаете, я плачу вам, за то, что вы целый день сидите на заднице?» Как только вы открываете рот, чтобы что-то сказать, он говорит: «Хватит». И уходит.  По дороге домой вы встречаете подругу. Вы до сих пор настолько расстроены, что начинаете рассказывать ей о случившемся.

Ваша подруга пытается «помочь» вам восьмью разными способами. Читая каждый ответ, настройтесь на немедленный спонтанный отклик и запишите его. (Нет правильных или неправильных реакций. Что бы вы ни чувствовали, это нормально для вас.)

Вариант: участники под номерами пишут ответы.

1. Отрицание чувств: «Нет никакой причины так расстраиваться. Глупо испытывать подобные чувства. Ты, наверное, просто устала и делаешь из мухи слона. Не может быть все так плохо, как ты описываешь. Давай, улыбнись... Ты такая милая, когда улыбаешься».

2. Философский ответ: «Слушай, жизнь именно такая. Не всегда все происходит так, как мы этого хотим. Тебе надо научиться относиться к таким вещам спокойно. Ничто не идеально в этом мире».

Ваша реакция:____________________________

3. Совет: «Знаешь, что я думаю, тебе надо сделать? Завтра утром зайди к начальнику в кабинет и скажи: «Простите, я был не прав». Затем сядь и закончи ту часть работы, которую ты забыл сделать сегодня. Не отвлекайся на срочные дела. И если ты умный и хочешь оставить эту работу за собой, ты должен быть уверен, что ничего подобного больше не повторится».

Ваша реакция:____________________________

4. Вопросы: «Какие именно срочные дела привели к тому, что ты забыл об особом требовании начальника?

«Ты разве не понимал, что он рассердится, если ты сразу же не начнешь этим заниматься?»

«Это когда-нибудь раньше случалось?»

«Почему ты не последовал за ним, когда он покинул комнату, и не попытался объяснить все еще раз?»

Ваша реакция:____________________________

5. Защита другого человека: «Я понимаю реакцию твоего начальника. У него и так, наверное, жуткий цейтнот. Тебе еще повезло, что он не раздражается чаще».

Ваша реакция:___________________

6. Жалость: «Ой, бедняга. Это ужасно! Я тебе сочувствую, я сейчас просто заплачу».

Ваша реакция:_________________________

7. Попытка психоанализа: «Тебе не приходило в голову, что реальная причина того, почему ты расстроен, кроется в том, что твой начальник символизирует фигуру отца в твоей жизни? Будучи ребенком, ты, возможно, боялся доставить отцу неудовольствие, и, когда твой босс отругал тебя, к тебе вернулись твои ранние страхи вызвать неприятие. Это не так?»

Ваша реакция:__________________

8. Сопереживание (попытка настроиться на чувства другого человека): «Да уж, это довольно неприятное переживание. Подвергнуться подобной резкой критике перед другими людьми, особенно после такой нагрузки, — это нелегко пережить!»

Ваша реакция:___________________

Теперь я хочу с вами поделиться некоторыми моими личными реакциями. Когда я расстроена или мне обидно, последнее, что я хочу услышать, это совет, философские излияния, психологический дискурс или другие точки зрения людей. Такой тип разговора только усугубит мое состояние, которое станет еще хуже, чем было до этого. Жалость заставляет меня чувствовать себя несчастной, вопросы — защищаться, а больше всего меня бесит, если я слышу, что у меня нет причин чувствовать то, что я чувствую. Основная реакция на все эти отклики: «Ладно, забудь... Какой смысл продолжать?»

Но как только кто-нибудь готов по-настоящему выслушать меня, признать мою внутреннюю боль и дать мне возможность рассказать больше о том, что меня волнует, как я начинаю чувствовать себя менее расстроенной, менее озадаченной, способной справиться со своими чувствами и моей проблемой.

С детьми то же самое. Они тоже могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им. Но слова сопереживания не приходят нам в голову естественным образом. Это не наш «родной язык». Большинство из нас выросло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овладеть этим новым языком одобрения, нам нужно узнать его приемы и поупражняться в них. Вот несколько способов помочь ребенку разобраться в своих чувствах.

  1. Слушайте внимательно.

Ребёнку даже не обязательно что- то  отвечать. Часто сочувственное молчание – это все что нужно ребенку. Не надо задавать вопросы.

Ребенку сложно думать ясно или конструктивно, когда кто-то задает вопросы, обвиняет или советует ему.

  1. Разделите его переживания: «Да», «Хм..».
  2. Назовите чувства.

Родители нечасто так реагируют, потому что боятся, что если назовут чувство, то сделают этим еще хуже. Но, правда, совсем в обратном. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Кто-то признал его чувства.

Вместо объяснений и логических выводов.

Когда дети хотят что-то, чего у них нет, взрослые обычно пытаются логически объяснить, почему у них этого нет. Часто чем усерднее мы объясняем, тем сильнее они выражают несогласие.

  1. Покажите, что вам понятны желания ребёнка.

Иногда, если кто-то понимает, как сильно ты желаешь чего-то, реальность гораздо легче пережить.

Теперь у вас есть четыре возможных способа оказать первую помощь ребенку, у которого проблема: слушать его с полным вниманием, признавать чувства словами, называть его чувства, понять желания ребенка, подарив ему желаемое в виде фантазии.

Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им, Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.

Из четырех навыков, которые мы проиллюстрировали, самый сложный — это способность выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство». Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и определять, что он или она может испытывать.

В следующем упражнении есть шесть фраз, которые ребенок может сказать своим родителям. Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и подумайте:

1) каким словом или несколькими словами вы могли бы описать то, что чувствует ребенок?

2)какой фразой вы могли бы показать, что понимаете его чувство?

ПРИЗНАНИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Ребенок говорит

Слово, которое описывает, что он может чувствовать

Используйте это слово во фразе, которая показывает, что вы понимаете чувство

(не задавая вопросов и не давая советов)

ПРИМЕР:

«Водитель автобуса накричал на меня, а все вокруг засмеялись».

Смущение

«Это, наверное, смутило тебя». Или:

«Это звучит так, как будто ты очень смущен!»

1. «Я бы хотел ударить этого Петьку в нос!»

2. «Всего лишь из-за дождя учительница сказала, что мы не поедем на экскурсию. Она тупая».

3. «Катя пригласила меня к себе на день рождения, но я не знаю...»

4. «Я не знаю,  почему учителя  должны нагружать нас такими большими домашними заданиями на выходные!»

5. «У нас сегодня были занятия по баскетболу, и я один раз не смог попасть мячом в корзину»

Вы заметили, сколько мыслей и усилий вам требуется, чтобы показать ребенку, что вы понимаете его чувства. Многим из нас не приходят в голову такие слова, как:

Ребенок говорит

Слово, которое описывает, что он может чувствовать

Используйте это слово во фразе, которая показывает, что вы понимаете чувство

(не задавая вопросов и не давая советов)

ПРИМЕР:

«Водитель автобуса накричал на меня, а все вокруг засмеялись».

Смущение

«Это, наверное, смутило тебя». Или:

«Это звучит так, как будто ты очень смущен!»

1. «Я бы хотел ударить этого Петьку в нос!»

«Сынок, ты как будто злишься!»

2. «Всего лишь из-за дождя учительница сказала, что мы не поедем на экскурсию. Она тупая».

«Это, наверное, стало разочарованием для тебя»

3. «Катя пригласила меня к себе на день рождения, но я не знаю...»

«Хм. У тебя как будто возникли сомнения, идти ли на эту вечеринку»

4. «Я не знаю,  почему учителя  должны нагружать нас такими большими домашними заданиями на выходные!»

«Звучит так, как будто тебя действительно возмущает эта домашняя работа»

5. «У нас сегодня были занятия по баскетболу, и я один раз не смог попасть мячом в корзину»

«О, это, наверное, очень расстроило тебя!».

Тем не менее подобные высказывания приятны детям и помогают им самим начать разбираться со своими проблемами.

Удержитесь от того, чтобы давать советы. Я знаю, как это заманчиво — попытаться моментально решить проблему ребенка:

«Мам, я устал».

«Тогда ложись и отдохни».

«Я хочу есть».

«Ну, тогда съешь что-нибудь».

Удержитесь от соблазна мгновенно «улучшить ситуацию». Вместо того чтобы дать совет, продолжайте принимать и отражать чувства ребенка.

Использованы материалы книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». — М. : Эксмо, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция  к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...

«РАССКАЖИТЕ С НАМИ, РАССКАЖИТЕ САМИ» конспекты бесед с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

В данном пособии представлены беседы с детьми среднего старшего дошкольного возраста по следующим темам:  Средний дошкольный возраст:«Кибитка»«Пиала»«Сундук&raq...

проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...