Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
    консультация (младшая группа) на тему

    В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)

    и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл консультации для родителей25.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

    «Детский сад №52 «Маячок»

    Консультации для родителей

    Возрастная группа  - дети 2-3х.  лет

    Автор: Федяевой А.А., воспитатель

    МБДОУ «Детский сад №52 «Маячок»

    Тамбов 2017

    Консультация для родителей на тему:

     «Развитие речевой активности детей

    младшего дошкольного возраста»

    В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)

    и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

    Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

    Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

    В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

    Большое значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

    В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

    Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

    Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном), наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

    Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

    В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

    Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

    Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

    Консультация для родителей на тему:

    «Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте»

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

    Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

    Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

    Этапы разучивания игр:

    1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

    2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

    3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

    4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

    5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

    Рекомендации:

    • Используйте максимально выразительную мимику.

    • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

    • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

    • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

    Мои пальчики

    Мои пальчики расскажут,

    (хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

    Что умеют – нам покажут.

    ( пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)

    Их 5 на каждой руке.

    (показываем растопыренные пальцы)

    Сделать все смогут, всегда помогут.

    (хлопаем в ладоши)

    Они на дудке играют,

    ( далее все движения соответствуют тексту)

    Вещи стирают,

    Везде подметают,

    Щиплют, ласкают,

    Мячик кидают-

    Пять и пять моих быстрых пальчиков.

    (показываем пальцы обеих рук)

    Репка

    Мы репку сажали,

    (пальцами как будто роем ямку на ладошке)

    Репку поливали.

    (имитируем, как из лейки льется вода)

    Выросла репка

    (выпрямляем все пальчики рук)

    Хороша и крепка!

    (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

    А вытянуть не можем!

    Кто нам поможет?

    Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура!

    (расцепляем руки, трясем кистями).

    Консультация для родителей на тему

    «Правильно ли говорит Ваш ребенок?»

    При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к двум годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой.

    2 года.

    В два года ребёнок употребляет так называемые «слова-предложения». Одним словом «мама» ребёнок может выражать и просьбу взять на ручки, и жалобу, и желание получить игрушку и т.д. В этом возрасте активно формируется словарный запас. Дети постоянно слышат от взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением. Что касается грамматического строя, детям двух лет характерно то, что они могут не согласовывать слова друг с другом, а строят фразу по типу простого «нанизывания» слов друг на друга: дай кукла мама, Миша пить сок и т.д.

    До трёх лет усваивается произношение несложных звуков: И, Ы, У, Н, Т, В.

    3 года.

    В три года у детей появляются первые обобщённые слова: игрушки, обувь, одежда. В этом возрасте ребёнок уже употребляет слова с различными формами окончаний (книга - книги, пишет чем - ручкой). Дети допускают ошибки, свойственные их возрасту, например: много деревов, окны и т.д. До четырёх лет эти ошибки считаются нормой.

    Иногда ребёнок может надолго застревать на первых словах – дальнейшее накопления словаря не происходит, слова носят лепетный характер, непонятны для окружающих. Тревожным симптомом это будет считаться к четырём годам. Что касается звукопроизношения, то в этом возрасте ещё встречается смягчённое произношение звуков: сябака; но свистящие С, З, Ц уже начинают произноситься правильно. Шипящие звуки ребёнок может заменять. Вместо «машина» говорит «масина». Это норма. Если Вы замечаете, что ребёнок не говорит или неразборчиво лепечет, нужно выяснить два основных момента:

    1) хорошо ли понимает ребёнок речь окружающих. У ребёнка могут быть определённые мозговые нарушения, вследствие которых ребёнок не понимает речь, как бы не слышит её при нормальном слухе.

    2) не нарушена ли подвижность речевых органов. Это могут быть легкие параличи мышц языка, когда язык малоподвижен, ребенок не может выполнить простые движения языком по заданию взрослого: вытянуть губы в трубочку или высунуть язык; наблюдается повышенное слюнотечение, или ребёнок говорит сильно «в нос» (гнусавость). Это повод обратиться за консультацией к логопеду, детскому психоневрологу.

    Консультация для родителей на тему:

    «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат»

                                                  Игры с пуговицами

    Из пуговиц разного размера и цвета выложите рисунки (бусы, снеговика, цветочек и т. д.) и попросите малыша сделать такой же рисунок.

    Можно предложить разложить пуговицы по размеру, по цветам.

                                            Игры с бельевыми прищепками

    1. Предложите своему ребёнку вам помочь – пусть развешивает трусики, носочки, носовые платочки и закрепляет их прищепками. И эту работу можно сопровождать словами:      Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину верёвку.

    2. Скажите малышу, что жёлтые прищепки – это маленькие сказочные рыбки, а кружочек, выполненный из картона – это кормушка. Предложите ему помочь рыбкам пообедать: прикрепить их по периметру фигуры.

    Очень интересно для детей приделывать лучики для солнышка, вырезанного из картона, иголки ёжику, лепесточки для цветка.

                                                 Игры с макаронами

    Отлично развивает  руку разнообразное нанизывание рожек, макарон  на ленточку. Кроме того можно предложить малышу рассортировать их по размеру.

                                                 Игры – шнуровки

    Можно использовать как фабричного производства, так  и выполненные своими руками. Это разовьёт пространственную ориентировку и внимание, сформирует навыки шнуровки.

                                                   

    Игры с крупами

    На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манную крупу и покажите ребёнку, как можно, проведя пальцем по крупе, нарисовать линию, круг. После этого можно уже рисовать и предметы – волны, солнышко, заборчик и т. д.

    В ёмкость с высокими бортиками высыпьте фасоль или горох и спрячьте в неё маленькие игрушки. Пусть ребёнок запускает в сухой бассейн руку и находит там игрушки.

                                           Упражнения с карандашом

    Пусть малыш покатает карандаш между ладонями, прокатит его по столу одним, двумя пальчиками. Можно использовать вместо карандаша – массажный шарик, грецкий орех.

                                                 Советы родителям

     Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки.

     Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

     Учите своих малышей застёгивать пуговицы, кнопки, молнии.

     Большое внимание уделяйте детскому творчеству: больше лепите, рисуйте с малышом, нанизывайте предметы на верёвочку.

    Успехов Вам и Вашему малышу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей на тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

    Консультация для родителей на тему "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

    Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

    Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орган...

    Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связыва...

    Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

    Консультации для родителей "Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

    laquo;Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Алексей Николаевич Толстой...

    Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

    Цель: знакомство с методами и приёмами работы по развитию мелкой моторики рук.Задачи: - Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орга...