Консультация для родителей на тему. «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
консультация (младшая группа)

«Развитие логического мышления у детей  младшего дошкольного возраста  через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие логического мышления у детей  младшего дошкольного возраста  через дидактические игры»

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».


Н. К. Крупская.


          Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь,  рассуждение.

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни!

Очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Все родители мечтают, чтобы их дети росли развитыми, умными, образованными.

В любом ребёнке с рождения заложены способности, которые даны каждому человеку природой. Если родители правильно будут их развивать, то у детей будут проявляться способности. Но и здесь необходимо не опоздать с формированием этой базы будущего дара. Разовьет свои способности маленький человечек или загубит их, зависит в основном от воспитания родителей и педагогов. В любом ребенке можно вырастить талант! Дети способны легко воспринимать всё новое и впитывают любую информацию, как губки . Ребенок в раннем возрасте   становится самостоятельным человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но появление самостоятельности не мешает игре продолжать занимать одну из главных ролей в жизни ребенка.

Игра - это практически единственный инструмент, при помощи которого можно обучать и развивать дошкольника. В этом возрасте детям очень сложно сосредоточиться и длительное время выполнять определенную задачу. В игровой форме вы сможете обучить своего малыша правильно разговаривать, считать, писать, общаться со сверстниками и взрослыми.

При помощи дидактической игры ребенка можно обучать определению цветов, изучению геометрических форм, букв, цифр, запоминанию названия продуктов, животных и многому другому. В ребёнке очень важно своевременно развивать логические и психические функции: внимательность, воображение, логический подход к задаче, память.

Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего   обучения.

 В качестве подсобных материалов могут служить спички, кубики, кольца, верёвочки, вырезанные из картона фигурки и многие другие предметы. В педагогике дидактические игры применяются уже очень давно. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок, усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость .     И полученные знания нужно закреплять и постоянно повторять. Чтобы начать обучение ребенка таким способом, нужно знать, какие существуют дидактические игры для детей раннего возраста.

Игры на развитие логического мышления

«Кто где спрятался?»

Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: любая игрушка.

Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: "Куда спряталась игрушка? (под стол). Правильно. Игрушка под столом". Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: "Куда ты спрятал игрушку?"
         «Подбери крышку»

Цель: Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер.


Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки для каждой баночки и закрутить. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получатся, обязательно помогайте ему. Примечание: рекомендуется использовать небьющуюся посуду.
  
«Найди такую же фигуру»

Цель: Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы по цвету и форме. Обогащать словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания об основных цветах.
          Оборудование: Для игры понадобятся карточки на каждого ребенка с изображением геометрических фигур. На карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего четыре фигуры разных цветов. На всех карточках цвета фигур разные.

Описание игры: У взрослого геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов. В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает, что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку. Взрослый берет по одной фигуре и показывает детям, при этом называя фигуру по цвету и форме: «Вот желтый треугольник, у кого такая же мозаика?» Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет мозаику у взрослого и закрывает ей свою фигуру. Если никто не заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону. Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на своей карточке. В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь. В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры: прямоугольник, овал.

Развитие логического мышления у детей должно проводиться систематически. Не переживайте, если сначала что-то не получается, дети постепенно все поймут.!

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет — можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!  

Игры на развитие логического мышления у детей 1-2 лет

Игры на развитие мышления для детей группы раннего возраста в домашних условиях

Тяжело?

Вам потребуются: пустая коробка, игрушки.

Дайте ребенку пустую картонную коробку. Покажите, как можно ее поднимать, опускать, трясти. Повторяйте: «Какая легкая коробка, как легко ее поднимать». Положите в коробку несколько игрушек, поднимите ее, заметьте: «Ого, коробка стала тяжелее! Попробуй ее поднять». Добавьте еще игрушек: «Да коробка-то стала еще тяжелее! Мне тяжело ее поднимать!». Пусть ребенок попробует поднять коробку. Как можно чаше повторяйте: «Тяжело!», «Легко!».

Игра развивает навыки сопоставления.

День или ночь

Спрячьтесь вместе с ребенком под одеяло. Скажите: «Как темно, я ничего не вижу!», быстро уберите одеяло, обрадуйтесь: «А теперь светло, я тебя увидела!». Еще раз спрячьтесь. Следите за эмоциями ребенка - темнота может его напугать, в этом случае сразу же прекратите игру.

Игра развивает навыки сопоставления.

Где мое место?

Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, стульчик для маленькой куклы, стульчик для большой куклы, посуда для большой куклы, посуда для маленькой куклы.

Покажите ребенку кукол, расскажите о каждой из них в отдельности, давая подробное описание (большая, красивая, голубые глаза и т.д.). Поиграйте в чаепитие. При этом попытайтесь усадить большую куклу на маленький стульчик, с которого она будет падать. Объясните, что большой кукле нужен большой стульчик и наоборот.

Разместив кукол за игрушечным столом, поставьте перед большой куклой маленькую чашку, а перед маленькой — большую. Наводящими репликами побудите ребенка поменять чашки. Объясните, почему.

Игра формирует представления о величине предметов, их совместимости.

Чье же это платье

Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, платье для большой куклы, платье для маленькой куклы.

Эта игра может быть как самостоятельной, так и продолжением предыдущей. Так же подробно расскажите ребенку о каждой из кукол, охарактеризовав ее основные признаки (величину, цвет волос, цвет глаз и т.д.). Поиграйте в пробуждение кукол ото сна. Куклы проснулись, умылись, теперь надо одеться. Попытайтесь надеть на большую куклу маленькое платье. Удивитесь: почему не получается? Побудите ребенка показать, что маленькое платье нужно надеть на маленькую куклу. Сделайте обобщение.

Игра развивает навыки сопоставления, классифицирования предметов.

У кого больше?

Вам потребуются: две емкости разных размеров, (для мальчиков можно взять большую и маленькую машины с кузовом), любые безопасные мелкие предметы.

Заполните каждую из емкостей мелкими предметами. Чтобы малышу было интересно, придумайте цель для перемещения груза (играем в стройку, вывозим мусор и т.д.). Высыпав груз, продемонстрируйте ребенку отличия (одна куча получилась большой, потому что ее привезла большая машина и, наоборот; в большой машине уместилось большее количество предметов). Объясните.

Игра формирует представление о количестве, величине и объеме.

Кто быстрее?

Вам потребуются: мяч или машина.

Катая по полу мяч или машину, приговаривайте: «быстро», «медленно» (продемонстрируйте). При этом побуждайте ребенка повторять ваши действия.

Игра способствует развитию навыков сопоставления.

Расставим мебель

Вам потребуются: кукольная мебель (диван, стол, стулья, шкаф и пр.). Но ее могут заменить и другие игрушки, например, кубики, коробочки и т.д.

Для того, чтобы расставить мебель, необходимо иметь подобие кукольного дома. Его можно построить из конструктора, склеить из картона, при этом учитывается размер мебели. Когда дом будет готов, предложите ребенку создать уютную комнату для куклы. Комментируйте то, что вы делаете: «Вот диван, кукла будет на нем спать, он должен быть такого же размера, как и кукла. А где у нас дома стоит диван? Кто на нем спит? и т.д.». Советуйтесь с ребенком, куда поставить тот или иной предмет. Разместив мебель, продемонстрируйте малышу, как кукла будет спать, есть, сидеть. Дайте ему куклу, пусть поиграет самостоятельно.

Игра способствует развитию навыков сопоставления, памяти. Знакомит с функциональным назначением предметов.

Кукольный обед

Вам потребуются: стол для куклы, кукольная посуда, кукла.

Предложите ребенку накормить куклу. Выясните, будет ли это завтрак, обед или ужин, в соответствии с этим составьте меню для куклы. Попросите кроху накрыть на стол, помогите ему правильно поставить тарелку, чашку и другие предметы. Усадите куклу за стол, предварительно вымыв ей руки. Делайте вид, что вы наполняете тарелку и кормите куклу, поднося ей ложку ко рту. Пусть ребенок проделает то же самое. После обеда не забудьте вытереть кукле рот салфеткой.

В игре формируются навыки самостоятельности.

Спят усталые игрушки

Вам потребуются: кукла или плюшевая игрушка.

Сможет ли ваш ребенок уложить куклу спать? Попросите его это сделать. Покажите, как надо покачать игрушку, напойте колыбельную, накройте одеялом и т.д. Отдайте ребенку игрушку, понаблюдайте за его действиями. Научите малыша напевать песню без слов. Расскажите о том, какой сон приснится игрушке (красивые цветы, игрушки, добрые животные, хорошая песенка).

Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Встреча друзей

Вам потребуются: две куклы или плюшевые игрушки (медвежонок и заяц или др.).

Одну игрушку отдайте ребенку, а другую оставьте у себя. Обыграйте встречу медвежонка и зайца. Поздоровайтесь, представьтесь. Вместе с ребенком придумайте имя его персонажу. От имени своей игрушки расскажите ребенку о том, что ему близко и знакомо. Например: «Здравствуй, я медведь, меня зовут Миша, у меня есть папа, мама, бабушка и дедушка. Мою маму зовут (имя мамы малыша). Я умею бегать, прыгать, ползать. А ты умеешь прыгать?». Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его к диалогу. Если он еще не умеет разговаривать, формулируйте вопрос таким образом, чтобы можно было дать утвердительный или отрицательный ответ.

Играть в эту игру можно ежедневно, придумывая разные темы для диалогов, например: «Кто что любит кушать», «Какая сегодня погода на улице», «Что мы делали вчера вечером».

Игра способствует развитию речи, воображения.

Одень куклу

Вам потребуются: кукла, одежда для нее: юбка, майка, носочки, панама.

Пожалуйтесь малышу на то, что его кукла мерзнет без одежды, предложите одеть ее. Расскажите о назначении каждого предмета одежды, обратите внимание на то, что одежда легкая, значит на улице лето. Опишите цвет каждой детали кукольного туалета, фактуру ткани (гладкая, шершавая, плотная и т.д.). Задавайте ребенку вопросы: «А у тебя есть носочки? А ты надеваешь желтую майку?».

Игра формирует навыки самостоятельности, умения классифицировать предметы.

Найди сахар

Вам потребуются: сахар, небольшое количество воды.

Насыпьте сахар в чашку, добавьте небольшое количество теплой воды. Размешивая сахар ложкой, покажите ребенку, как он растворяется. Объясните, что, растворяясь, сахар делает воду сладкой. Угостите малыша «сахарной» водой. То же самое можно проделывать с вареньем. При этом обращайте внимание ребенка на то, как окрашивается вода.

В игре малыш познает свойства вещества.

Кто к нам пришел?

Вам потребуются: картонная коробка, 3 игрушки.

Покажите ребенку, как вы накрываете коробкой две игрушки. Третью, не показывая, зажмите в кулаке. Постучите в коробку: «тук-тук, я к вам в гости», положите игрушку к остальным. Поднимите коробку и попросите малыша сказать, кто же пришел в гости к двум игрушкам.

Игра способствует развитию логического мышления, памяти.

Колокольчик

Вам потребуются: колокольчик, веревочка.

Подвесьте колокольчик на высоту роста ребенка, привяжите к язычку колокольчика веревочку, так чтобы ребенок мог звонить, дергая за нее. Приурочьте звон колокольчика к какому-либо действию, например: «Динь-динь, колокольчик звенит, пора обедать!».

В игре ребенок знакомится с категорией «причина — следствие».

Сделай мячик

Вам потребуются: вырезанные из картона круги, квадраты, фигурки животных.

Возьмите несколько кругов разного цвета, разрежьте их пополам. Попросите малыша собрать «мячи» одного цвета. Называйте цвет каждой половинки, учите сравнивать и анализировать: «Давай попробуем приставить вот эту половинку. Нет, она нам не подходит - наш мяч должен быть красного цвета, а это — половинка желтого мяча». Когда малыш освоит подбор простых фигур, предложите ему собирать фигурки животных, любые выбранные вами предметы.

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвет, форму предмета.

Веселая карусель

Вам потребуются: круглое металлическое блюдо или поднос.

Посадите куклу или мягкую игрушку в блюдо. Покажите малышу, как оно крутится. Раскручивайте блюдо, рассказывая, что кукла катается на карусели. Когда блюдо остановится, обратите внимание крохи на то, какой стороной повернулась к вам игрушка. Повторите игру. Можно наклеивать на края посуды крупные картинки и рассматривать ту из них, которая остановилась перед вами.

Я - шофер

Вам потребуются: игрушка-руль (круглый поднос, пластиковая тарелка и т.п.).

Поиграйте в шофера. Покажите малышу, как надо «управлять» машиной, держа руль в руках. Попросите его «съездить» на кухню, повернуть назад, остановиться, ехать быстрее, медленнее, посигналить (голосом), изобразить звук сирены.

Игра развивает умение ориентироваться в пространстве, моторику, слуховое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

        Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. По теме: «Развитие логического мышления, обучение рассказыванию детей с использованием мнемотехники».

  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету»....

Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»...

Перспективный план работы с родителями по теме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями по теме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"

Задачи: рекомендовать родителям развивать логическое мышление детей через дидактические игры, которые имеют важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования...

Консультация для родителей на тему "Развитие логического мышления у старших дошкольников".

Консультация для родителей на тему "Развитие логического мышления у старших дошкольников"....