Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
проект по теме

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp.odt23.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста»


Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:

1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

2. Особенностью психического развития детей среднего, старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

3. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

4.Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Сроки реализации – 1 год

Работа с детьми возможно в любой момент пребывания в детском саду, например, на занятии по развитию речи, можно взять театральную игру «Театр масок» или игру-упражнение «Превращение детей», которые будут способствовать эмоциональному раскрепощению детей и формированию доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности. А в утреннее время - этюды «Здравствуй друг», «Как бы ты поступил» для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение. Использование игр возможно как индивидуально, так и группой (подгруппой) детей.

Сентябрь.

1. «Рисуем настроение»

Цель: Формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять положительные эмоции по отношению к другим детям.

2.«Украсим группу, детский сад красивыми цветами»

Цель: Воспитывать желание создавать радость для окружающих.

3.«Где живёт моя семья»

Цель: закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

4. Дидактическая игра:«Комплимент»

Цель: Способствовать формированию у детей положительного эмоционального опыта. Развивать умение замечать положительные качества других людей. Развивать речь.

Октябрь

1.Обсуждение и проигрывание ситуации «Старенькая бабушка»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия, заботливого отношения к ним.

2. С/р игра «Наш дом-планета Земля» Цель: способствовать формированию разумного поведения и бережного отношения к природе.

3. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок?»

Цель: Продолжать учить различат эмоциональные переживания на примере животных, развивать потребность в проявлении доброты, чуткости.

4. Игра малой подвижности «Хвастунишки» Цель: Формировать у детей с помощью игры моральные представления. Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.

Ноябрь

1. Заучивание стихотворения О. Дриз «Добрые слова» Цель: Формировать у детей представления о нормах поведения. Побуждать детей использовать в речи «добрые слова».Воспитывать любовь к окружающим людям.

2. Чтение В. Бианки «Мышонок Пик»

Цель: Вызвать интерес к произведению, достоверно отражающему специфику природных явлений. Формировать умение быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.

3. Хороводная игра «Калинка» Цель: Развивать творческое воображение. Довести до понимания, что человек является частью природы и зависит от неё. Прививать любовь к русскому фольклору.

4.Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала»

Цель: Развивать способности к эмоциональному сопереживанию, воспитывать любовь и заботливоеотношение к родным и близким.

Декабрь.

1. Рассматривание иллюстраций к сказке«Снежная королева»Цель: Побуждать детейвысказывать своё мнение о характере героев. На примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.

2. Беседа«Шаловливые игры»Цель: Побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций. Формировать понятие о моральных представлениях

3. Чтение С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Цель: Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние других людей.

4.Введение сказочного персонажа. Цель: Вызвать у детей сочувствие к «жертвам»неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

5.Январь.

1. Решение ситуации: «Сладкая проблема» Цель: Побуждать находить позитивные решения проблемы, используя конструктивный метод взаимодействия.

2. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на остров» Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе. Воспитывать заботливое отношение к другим людям.

3. Викторина «Этикет» Цель: формировать умение называть вежливые слова и отвечать в каких случаях они произносятся, правильно анализировать правильно чужие поступки,воспитывать чувство товарищества, взаимной поддержки.

4. Разучивание стихотворения А. Барто «Рукавички я забыла» Цель: Учить анализировать поступки, формировать правильную модель поведения

Февраль.

1.«Зачем нужен друг»- пословицы и поговорки о дружбе. Цель: Воспитыватьи развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками. Формировать понятие о дружбе, друзьях.

2. Чтение А. Барто «Вовка добрая душа» Цель: Учить детей анализировать поступки и делать выводы. Побуждать детей помогать другим людям.

3. Заучивание стихотворения «Мой папа» Цель: Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.

4. Хороводная игра: «В хороводе были мы» Цель: Развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением. Развивать коммуникативные навыки.

Март.

1. Изготовление подарков для мам и бабушек. Цель: Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

2.Заучивание стихотворения «Подснежники» Т. Белозеров.

Цель:Воспитывать бережное отношение к природе, навыки разумного поведения в ней. Развивать речь.

3. Рассматривание картинки «Спор» Цель: Учить различать хорошие и плохие поступки друзей. Побуждать анализировать поведение. Упражнять в составлении рассказа по картинке.

4. Подвижная игра «Занавес» Цель: Побуждать задумывать сказочный образ. Использовать для передачи образа мимику, пластику .Воспитывать дружеские отношения в игре.

Апрель.

1. Беседа «Нарочно и нечаянно»

Цель: Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие. Формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.

2. Словесная игра «Закончи фразу» - Я поступил хорошо, когда…Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Воспитывать понимание необходимости выполнения правил поведения.

3. Беседа «Привычки хорошие и плохие» Цель: Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке своих привычек, поступков.

4. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в весенний лес» Цель: Развивать фантазию, воображение. Обобщить знания о растениях и животных. Формировать стремление оберегать природу, проявлять заботу о растениях и животных.

Май.

1. Беседа: «Легко ли быть справедливым?» Цель: Учить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей.

2. Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного миропонимания.

3. Тест «Цветик-семицветик» Цель: Выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию.

4. Беседа «Скоро в школу» Цель: Подготовить детей к переходу в новый коллектив, поупражнять в различных формах знакомства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста...

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

Перспективный план по самообразованию «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста»

Воспитывать доброжелательные отношения у детей дошкольного возраста на протяжении года, планирование....

«Формирование доброжелательных отношений у детей раннего возраста с использованием «волшебного зеркала»

    Суть метода волшебного зеркала в том, что во время адаптации,  когда ребенок скучает, воспитатель предлагает ребенку найти веер с изображением своей мамы, и поиграть в игру ...