Проект по сказам Бажова. Подготовительная к школе группа
книга (подготовительная группа) на тему

Гурова Наталья Викторовна

Проект по сказам Бажова. Подготовительная к школе группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_bazhov_p.p.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление опыта в подготовке и проведении проекта в подготовительной к школе группе по теме: «Ознакомление детей с творчеством П.П. Бажова».

Слайд 2

Актуальность темы: в эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Слайд 3

Консультация с элементами практикума «Чтобы сказка не стала скучной…» Дошкольный возраст – возраст сказок. Сказки – это наиболее любимый детьми литературный жанр. И они, конечно же, есть в каждом доме. Но удивительный сказочник Дж. Родари , а вместе с ним и многие педагоги, справедливо утверждают, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно и далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Ведь сказки – это та почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника. Для развития фантазии важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. И в этом большую роль играют взрослые: как педагоги, так и родители. Существует много интересных форм и методов работы со сказками, с некоторыми из них мы вас и познакомим. Чтобы сказка не стала скучной, попробуйте рассказывать и сразу пробовать на практике перечисленные ниже игры. «Измени конец сказки» . Детям предлагается знакомый текст сказки, но меняется ее конец (Красную шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка; Колобок спел лисе колыбельную песенку, она заснула, а Колобок убежал и т.п.). «Измени конец сказки» . Придумывается продолжение знакомой сказки – «начало после конца» (как стали жить Золушка и принц после свадьбы? Как делили репку, после того, как вытащили ее?). «А если бы…» В игре предлагается совместное решение проблемного вопроса к сказке. Здесь важно очень хорошо продумать вопрос, который бы побудил ребенка помогать любимым героям выходить из сложной ситуации: если бы в сказке «Гуси-лебеди» ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что ей нужно сделать, чтобы спасти братца? «Перевирание сказки» . «А если бы…» Дети охотно принимают правила этой увлекательной игры, которая воспитывает юмор и ставит ребенка в активную позицию, заставляя сосредоточиться и исправить «ошибки» взрослого: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка…», «Катится Колобок, а навстречу ему – тигр…», «Посадил дед морковку…» «Сказка, но по-новому» . За основу берется знакомая сказка, но персонажи наделяются противоположными качествами: хитрый заяц и доверчивая лисичка, добрый волк и злые козлята и т.д. Такой подход помогает формировать не стереотипное мышление, а более широкий взгляд на вещи. «Салат из сказок» . Соединение нескольких сказок в одну: Колобок встретил в лесу Бабу-ягу, и они вместе отправились в гости к трем поросятам. «Сказка-калька» . В сказке создаются такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства, которые могут быть как фантастическими, так и реальными (лиса и заяц вместо своих лубяных и ледяных избушек живут на летающих тарелках; коза, козлята и волк оказываются с помощью волшебной палочки в лифте многоэтажного дома и т.д.). А еще, рассказывая детям сказки, не забывайте о том, что сказку можно нарисовать или слепить; разыграть с помощью театра, который сделан своими руками; сказку можно озвучить, сделав самодельные музыкальные инструменты с помощью разных баночек и крупы; сказки можно зашифровать с помощью схем и пиктограмм; их можно сочинять самим и «издавать» собственные книжки-самоделки. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на развитие фантазии и творчество вашего малыша, на его интеллект и эмоциональное восприятие.

Слайд 5

Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (подготовительная к школе группа ) Цель. 1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. 2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно. Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной. 3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Ход занятия. Воспитатель: сегодня я вас познакомлю сказом Бажова «Серебряное копытце», в которой рассказывается о добром старике, который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце. Воспитатель: Как у нас-то козёл Что за умница был Сам по воду ходил, Сам и кашу варил Деда с бабкой кормил… Это ещё присказка, а сказка дальше пойдёт. Чтение сказа воспитателем. Беседа по воспроизведению текста: 1. Расскажите, что увидел старик. ( Кокованя в избе, где жила сиротка.) 2. Расскажите, как жили Кокованя , Дарёнка , Мурёнка . Как автор красиво рассказал об их житье-бытье. (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки - Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал) 3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем). Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный). Если дети не ответят, зачитать. 4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце. 5. Какой был старик (старый, добрый, трудолюбивый). В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка ? В чём её доброта проявлялась? 6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты? 7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной) Закончить сказку тем, что надо рассказать о том, что эта сказка называется-бытовой , волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани , который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том, что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной. Примечание: К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы. Пожитки-одежда Балаган-избушка. Пособник-помощник. Ворочайся-возвращайся.

Слайд 7

Просмотр диафильма о жизни и творчестве Павла Петровича Бажова.

Слайд 8

Лепка по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» в подготовительной к школе группе. Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы. Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным; продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию. Материалы и оборудование: портрет Бажова, его книги, в т. ч. «Серебряное копытце», пластилин, лист ватмана. - Ребята, как называется край в котором родился Павел Бажов? (Урал) - А как называются люди, проживающие там, выберите ответ: москвичи, уральцы, сибиряки, алтайцы? (Уральцы) - Много на уральской земле хороших людей. Это и рабочие, которые работали и работают на заводах и фабриках; это и сельчане, которые обрабатывали и обрабатывают землю сейчас; это и артисты, и писатели, которые восхваляли и описывали в своих произведениях жизнь людей на Урале и восхитительную природу края. - С одним из таких людей мы с вами уже знакомы, читали его произведение, обсудим героев и выполним творческую работу. - Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди) . - Сегодня мы с Вами вспомним произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце». показ портрета Бажова - В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя , девочка Даренка , а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, лесной козел Серебряное копытце. - Родился П. П. Бажов в семье мастера, работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами, легендами, загадками, песнями, пословицами) . Его произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной . В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные. - Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка) - А кто там сказочный? (козёл Серебряное копытце) - Очень хорошо, что вы помните это произведение. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка . Чтение отрывков из сказа Бажова - Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей) - Ещё раз назовите главных героев сказа. - Опишите внешность старика. (большой, бородатый) - Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый ) - Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый) - Расскажите про Дарёнку . (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая) - Чем занималась Дарёнка ? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать) - Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку ? - Что вам понравилось в их характере? - Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей) - Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими, какими хотите стать. - Ребята, какое время года сейчас и какое было в сказе? (зима) - Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей) - Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (теплая, из брёвен) - Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей) - Правильно говорить – бревенчатые. - Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету) - Посмотрите, как я сделаю первое бревно. Показ образца - А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свою избушку. Лепка детьми брёвнышек, крыши для домика, серебряного копытца, деревьев, елок. - Ребята, посмотрите, какая у вас получилась избушка, укутанная снегом. А почему же Серебряное копытце ножку поднял, а камешков разноцветных нет? Вам нужно слепить камушки - Мне очень нравятся ваша работа, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравилась бы эта сказочная работа.

Слайд 10

Конспект тематического вечера «Путешествие в сказы Бажова» для детей подготовительной к школе группы Цель. Выявить усвоение детьми творчество П.П.Бажова . Развивать познавательно – речевую активность детей через интеграцию образовательных областей. Задачи: 1. Вспомнить с детьми о биографии уральского сказочника П. П. Бажова; 2. Приобщать к изобразительному искусству через собственные работы детей и их родителей 4. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы; 5. Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта. Предварительная работа: Показ диафильма о жизни и творчестве П.П. Бажова; Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков; Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней. Ход. 1. Вводная часть. Дети заходят в зал, где их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель) . -Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники? -Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться? -Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю. 2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове. Дети садятся . -Первым делом, ребята, я хочу с вами вспомнить о сказочнике Павле Петровиче Бажове. Показ портрета писателя. Рассказ . 3. Путешествие в картинную галерею -А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова. 1- 2 - 3 - повернись Дети идут к стене, где висят картины -В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам художниками, которых были Вы сами вместе с родителями. А узнаете ли вы сказы по картинам - это мы сейчас проверим. Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет. 1.- "Серебряное копытце": "Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. " 2."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… " 3." Синюшкин колодец": "Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя… " 5."Медной горы хозяйка": "Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье. " -Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины? 4. Путешествие в "Комнату Знаний" -А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы. "Отгадайте загадки": 1. Кто-то сидит у окошка в избушке, А маленький козлик стоит на опушке. Ударит копытцем - каменья летят, И россыпи их под луною блестят. С козликом рядом кошка Мурёнка , И смотрит на них из окошка. ( Дарёнка ) "Из какого сказа эти строки? " 1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька , да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. " ( " Синюшкин колодец") 2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ( "Серебряное копытце") "Ответьте правильно на вопросы" 1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) 2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку) 3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку) 4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки) 5. Чьи это слова: " Пр-равильно говоришь, пр-равильно . " (Кошка Мурёнка ) -Молодцы, порадовали меня знаниями. Хозяйка медной горы угощает детей.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Рябинки" для детей подготовительной к школе группы

Данный проект расширяет кругозор детей, развивает детское творчество, коммуникативные навыки. В работе над проектом были интегрированы следующие образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "М...

Детский проект по физкультуре в подготовительной к школе группе "Я выбираю хоккей"

Детский проект «Я выбираю хоккей».Тип проекта: информационный.Сроки реализации проекта: краткосрочный....

Проект "Русские богатыри" в подготовительной к школе группе

Тема проекта: «Русские богатыри».Продукт: выставка рисунков на тему: «Богатырские подвиги».Цель: воспитание любви к своей Родине, интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре сво...

Проект "Волшебница вода" в подготовительной к школе группе

Проект "Волшебница вода" в подготовительной к школе группе. Тема "Круговорот воды в природе"...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)

Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)...