Конспект занятия «Добрые друзья»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Архипова Марина Ивановна

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»;

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

 - создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей, речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);

-развивать  адекватную самооценку детей. 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

-создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание  в детях доверие опыту старших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_istoki.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Добрые друзья»

Задачи. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»; 

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

 - создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии). 

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей, речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);

-развивать  адекватную самооценку детей.  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

-создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание  в детях доверие опыту старших.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; ручной труд.

Формы организации: подгрупповая деятельность (8 человек); совместная и самостоятельная  деятельность детей; сотрудничество с родителями.

Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом и родителями; беседа о дружбе и друзьях; чтение поэтического текста; рассказы из личного опыта; отгадывание загадок; восприятие фрагмента литературного текста  из сказки и поэтического текста; восприятие видео эпизодов сказки; коммуникативная игра «Дом дружбы», оформление страницы Альбома «Добрые друзья» совместно с родителями;  размышления над содержанием пословиц и поговорок.

Оборудование или материал к ННОД:  книги для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья», иллюстрации к сказкам  о дружбе и друзьях, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, фонограмма песни «Настоящий друг», крупные мягкие модули, образ солнышка, вырезанный из плотной бумаги; заготовки талисманов «Сивка – Бурка».

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;

- обсуждение различных ситуаций о дружбе;

- прослушивание песен о дружбе;

- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;

- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье»;

- речевая игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это»;

- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;

- проведение в семье активного занятия «Добрые друзья».

ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     (В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)

Играет тихая мелодия детской песни про друзей, дети  заходят в зал и встают в полукруг. Родители сидят на внешнем полукруге.

Воспитатель:

- Ребята, к нам пришли гости.  Предлагаю поприветствовать всех присутствующих.

Дети приветствуют хором:

Рады гостям,

Как добрым вестям!

Всех привечаем,

Душевно встречаем!

Дети стоят в кругу 

В.: Ребята, когда заходили в зал, вы слышали детскую песню, а теперь я предлагаю прослушать фрагмент этой песни ещё раз.

Дети вместе с педагогом слушают отрывок из песни  «Настоящий друг».

 Присоединение к теме занятия. 

Воспитатель (В.): Дети, о ком и о чем поется в этой песне? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? (Ответы детей).

В.: Да, вы совершенно правильно решили, мы будем сегодня говорить с вами о дружбе и добрых друзьях.  А дружбу я предлагаю поискать в сказках.

В.:    Я прочту строки из русской народной сказки, а вы постарайтесь вспомнить ее название. «В самую полночь прискакал в пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал, тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет»

-Ребята, вы догадались, как называется эта сказка?  (Ответы детей).

-Кто главные герои этой сказки? (Ответы детей).  

-Что помогло главному герою Иванушке найти путь к счастью?   (Ответы детей).

- Можно ли Иванушку и Сивку-бурку назвать добрыми друзьями?  (Ответы детей).

-  А почему их можно назвать добрыми друзьями? Как вы думаете? (Ответы детей).

В.: -Добрые, истинные друзья любят, доверяют, помогают и уважают друг друга.

     В сказке «Сивка-бурка» мы видим истинную дружбу между Иванушкой и Сивкой-буркой. Они помогали и доверяли друг другу, всё это помогло Иванушке обрести свое счастье.

     А сейчас я вам буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то герои сказки будут появляться в оконцах дома на нашем большом экране.

Загадывание загадок детям:

Верховодит в стаде он,

Меж коров гуляет,

Коль увидит вдруг врага,

Тут же забодает!        (Бык)

Шубка в завитых колечках.
Две дуги  его рога.
Воду пьёт в студёных речках
И пасётся на лугах.
Если вдруг его ты встретишь,
То идёт он на таран.
Он упрямей всех на свете,
Потому что он -……
(Баран)

У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (Свинья).

Ходит в перьях, не спешит,

часто на людей шипит.

Я немножко его боюсь. Угадали? Это... -  (Гусь)

Кто  кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него  есть перья - пух!
И зовут его ... ! 
(Петух) 

В.:

-Ребята, вы догадались из какой сказки все эти герои?  (Ответы детей).

-Как вы думаете, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю?  (Ответы детей).

-Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями? Почему?  (Ответы детей).

В.:

-Добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.

О дружбе много пословиц сложил наш народ. Предлагаю вспомнить некоторые из них. Я помню вот такую пословицу:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дети вспоминают и проговаривают свои пословицы:

1. Человек без друга, что земля без воды.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друг познается в беде.

8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Дружба не гриб, в лесу не растёт.

В.: Уважаемые родители! Прошу Вас прочитать детям  первую пословицу на стр.4 книги «Добрые друзья» и  объяснить смысл:

Человек без друзей, что дерево  без корней.

- Как много пословиц мы вспомнили про дружбу и верных друзей! Как много важного дали они нам!

В.: Уважаемые родители, дорогие дети! Я предлагаю Вам потрудиться вместе,  дружно из мягких модулей  построить «Дом дружбы».  Родителям предлагаю прочитать для детей слова, характеризующие настоящих верных друзей, а детям – из модулей построить «Дом дружбы». 

(Дети и родители трудятся над созданием дома).

В.:  Молодцы и родители, и дети, построили замечательный «Дом дружбы», а сейчас я попрошу родителей еще раз прочитать детям слова, характеризующие настоящих друзей.  Замечательно, предлагаю порадоваться  и всем вместе спеть песню «Настоящий друг».

(Дети и родители под фонограмму поют песню).

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

    Педагог предлагает детям сесть в круг: «А теперь посидим рядком, да поговорим ладком, вместе порассуждаем о дружбе и верных друзьях». 

 В.:    Ребята, конечно, каждому человеку необходим верный надежный друг. Для дружбы мы выбираем человека, которого любим и которому доверяем. А вы хотите узнать про мою подругу? (Рассказ педагога о своей подруге).   У меня есть замечательная подруга, мы дружим с ней уже много лет, её зовут Ирина, иногда я называю её ласково Ириша. Мне интересно с ней смотреть и обсуждать фильмы, рассказывать друг другу разные истории из своей жизни. Вместе мы готовим с ней по выходным и праздникам вкусные пироги и печенье, выращиваем красивые цветы. Вместе мы радуемся успехам друг друга и помогаем в беде.  Я доверяю своей подруге, могу поделиться с ней своими секретами и знаю, что она никому не расскажет о них. Мы часто встречаемся и интересно проводим время. Если мы не можем встретиться, то просто разговариваем по телефону. Дружба с  Ириной у меня началась ещё в детском саду, когда я была маленькой, такой же, как вы сейчас, именно там я с ней и познакомилась.

   Ребята, а у вас есть друзья? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге? Расскажите, как его зовут. Где с ним познакомились. Почему вы считаете его (её) своим добрым, хорошим другом (подругой)? Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил тебя)?

(Рассказы детей о своих друзьях).

В.: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.

А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно, могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат доброму и только хорошему.

Ребята, может попросим родителей рассказать истории из своего детства о своих друзьях и подругах.

 (Рассказы двух родителей).

Я благодарю и детей, и родителей за рассказы о своих друзьях и за откровенность.

Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.

2. Основной этап.

В.: Ребята, я предлагаю вам ответить на вопрос: «Кого можно назвать настоящим другом?»

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя, затем передает слово дальше по кругу, дотрагиваясь до соседнего плеча.

В.: Я от всей души благодарю вас за ваши высказывания. Я согласна, что настоящий друг всегда поможет, научит, защитит, старается сделать что-нибудь хорошее, и он добр ко всем остальным.

3. Заключительный этап.

В.: Сегодня мы много говорили о  друзьях и дружбе, и я хочу вас спросить: «Считаете ли вы себя настоящим другом? Почему?» (не забываем, отвечать полным ответом)

Я уверена, что вы будете  дружными добрыми друзьями. Дружба – самое ценное качество человека. Настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу.

И в знак дружбы, я предлагаю Вам ребята  сделать талисмана Сивку – Бурку совместно с родителями.

(Выполнение творческого задания)

Рефлексия для взрослых.

В.: С какими чувствами вы пойдете домой? Что Вы испытываете в данный момент? Что Вы чувствовали при рассуждениях о дружбе и друзьях? С какими чувствами Вы могли бы поделиться? Какое чувство вызвало песня «Настоящий друг»? (Высказывание родителей). 

В знак благодарности, хотелось бы подарить Вашим семьям солнышки, на которых напечатаны пословицы о дружбе.  А вечером дома предлагаю собраться всей семьей и на оборотной стороне написать свою пословицу о дружбе.

   В.: Наша встреча подошла к концу.  Спасибо вам всем – и детям, и родителям за ваш труд души! Спасибо за ваше доброжелательное отношение и помощь! Спасибо за наш теплый и важный разговор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

Дошкольники закрепляют понятия дружба, добрые друзья....

Активное занятие «Добрые друзья»

Активное занятие «Добрые друзья»...

Конспект активного занятия «Добрые друзья».

Конспект активного занятия «Добрые друзья»....

Итоговое активное занятие «Добрые друзья»

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Любовь»Тема итогового занятия: «Добрые друзья», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативн...