Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада
методическая разработка (старшая группа) на тему

Антошина Юлия Александровна

 

 Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра­вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу­аций в группе.

Правила поведения детей в группе:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

 коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  • Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
  • При формулировании правил следует избегать части­цы «не».
  • Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
  • Не должно быть много правил одновременно (не боль­ше 3-5).
  • Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
  • Правила не должны вступать в противоречие с важней­шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне­нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож­но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо­собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

 Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол­жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели­тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет­ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро­тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо­рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко­иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду­шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

■  правила вводятся постепенно, поэтапно;

■  предпочтительно их введение в начале учебного года;

 правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

■  правила периодически повторяются;

 для иллюстраций правил используются плакаты с изо­бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

   если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан­ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос­лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

 помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре­дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе­ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  • Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
  • Похвалить тех, кто выполнил правило.
  • Оценивать поведение, а не личность.
  • Стараться не наказывать, дать детям возможность оце­нить последствия своего поведения.
  • Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы­полнению правил.
  • Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа­гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова­тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз­можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1. Формулируйте требования конкретно.
Например:

-   В помещении группы ходи медленно.

-   Поиграл - убери на место.

-   Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2.   Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

-   Не бегай! (Ходи медленно.)

-   Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

-   Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на­звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван­ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо­вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж­даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми­нающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо­гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.
  2. Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче­ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по­стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст­венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо­койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте­пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет­ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет -нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при­щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож­но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката­логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че­го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра­вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж­дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

-   А как тебе удалось выполнить все правила?

-   Ты затратил много усилий?

-   Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

-   Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи­татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз­расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де­журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра­вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя­жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме­ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин­тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг­рал  убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де­ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде­нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на­казания применяются в крайних случаях и только непосредст­венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны­ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель­зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи­тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова­ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи­тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием­лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос­лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме­жду разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи­мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест­ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч­ше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото­рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска­зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но­тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.
  • Расскажите детям ситуации из вашей жиз­ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре­шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу­чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот­ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника­ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст­ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик­тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни­мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка­кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде­ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа­ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче­му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения  как для самого ребенка, так и для окру­жающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме­стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни­тельный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является по­ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо­лированных детей в совместную деятельность вначале под ва­шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб­ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова­ние, лепку, раскрашивание и т. п.),  выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя­занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре­делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще­ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не долж­ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагоги­ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла­ствовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат­ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля­ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст­венному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин­цип - требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо­ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации - поставить себя на место другого, взглянуть на происхо­дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично­стных качеств  взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст­вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического кли­мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо­ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрос­лого с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога  для воспитателей

Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада

 Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.

Правила поведения детей в группе:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

• коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  • Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
  • При формулировании правил следует избегать частицы «не».
  • Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
  • Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
  • Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
  • Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

 Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

■  правила вводятся постепенно, поэтапно;

■  предпочтительно их введение в начале учебного года;

■ правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

■  правила периодически повторяются;

 для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

   если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

 помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  • Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
  • Похвалить тех, кто выполнил правило.
  • Оценивать поведение, а не личность.
  • Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
  • Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
  • Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1. Формулируйте требования конкретно.
Например:

-   В помещении группы ходи медленно.

-   Поиграл - убери на место.

-   Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2.   Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

-   Не бегай! (Ходи медленно.)

-   Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

-   Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.
  2. Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет -нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Можно поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

-   А как тебе удалось выполнить все правила?

-   Ты затратил много усилий?

-   Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

-   Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспитатель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем возрасте это может быть «инспектор правил» (один из видов дежурства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда правило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно интересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиграл — убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Дети с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюдением. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.
  • Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь других людей помогли решить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких случаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения  как для самого ребенка, так и для окружающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисование, лепку, раскрашивание и т. п.),  выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип - требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации - поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств  взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Методы и приемы обучения физическими упражнениями в детском саду

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Подготовили воспитатели: Пшеничнова Ирина Александровна        ...

Консультация для воспитателей "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе нев...

«Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада»

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку табл...

«Методы и приемы под¬держания дисциплины в группе детского сада»

Как наладить дисциплину в группе детского сада? С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два...

Консультация - практикум для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Основа современного дошкольного образования — личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в...

Семинар-практикум "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Что такое дисциплина? Какие требования выдвигают педагоги к детям? Какие приемы использовать педагогам? Все это можно узнать из материала семинара-практикума....