«Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада»
консультация

Тулушева Юлия Юрьевна

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за­полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

Заечем нужны нам правила? Какие есть методы и приемы для педагогов и воспитателей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_vospitatelyam.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада»

5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:

  • дети не хотят убирать игрушки;
  • ребенок кричит и бегает по группе;
  • дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы заполняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

Анализ проводится по следующим показателям: физиологические и психологические особенности проблемы; в чем нуждается ребенок (его желания, потребности); как взрослые провоцируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, связанной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педагогов на возможность осуществления предложенных рекомендаций в практической деятельности. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

• коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  1. Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
  2. При формулировании правил следует избегать частицы «не».
  3. Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
  4. Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
  5. Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
  6. Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

  1.  Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  2. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
  3. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.
  4. Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

■  правила вводятся постепенно, поэтапно;

■  предпочтительно их введение в начале учебного года;

■ правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

■  правила периодически повторяются;

 для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

   если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

 помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

  Похвалить тех, кто выполнил правило.

  Оценивать поведение, а не личность.

  Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.

 Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.

Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1. Формулируйте требования конкретно.
Например:

-   В помещении группы ходи медленно.

-   Поиграл - убери на место.

-   Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2.   Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

-   Не бегай! (Ходи медленно.)

-   Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

-   Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.
  2. Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет -нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Можно поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

-   А как тебе удалось выполнить все правила?

-   Ты затратил много усилий?

-   Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

-   Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспитатель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем возрасте это может быть «инспектор правил» (один из видов дежурства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда правило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно интересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиграл —. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Дети с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюдением. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести

себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь других людей помогли решить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких случаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окружающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисование, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип- требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации - поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.

(Придумать сказку, что игрушки заколдованы волшебником, но он не злой, а просто не умеет дружить и играть. Поэтому он решил, что никто из детей тоже никогда не будет играть. Игрушки можно расколдовать, если мы выполним задания Волшебника.

А дальше все по списку. Придерживаться всем воспитателям одной стратегии поведения. Карта поиска игрушек. Продумать сюжетно—ролевые игры, особенно прогулка. Комната или уголок уединения, где можно побыть одному. Продумать игры, если дети устали и сильно расторможены.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Методы и приемы обучения физическими упражнениями в детском саду

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Подготовили воспитатели: Пшеничнова Ирина Александровна        ...

Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра­вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу­аций в групп...

Консультация для воспитателей "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе нев...

«Методы и приемы под¬держания дисциплины в группе детского сада»

Как наладить дисциплину в группе детского сада? С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два...

Консультация - практикум для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Основа современного дошкольного образования — личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в...

Семинар-практикум "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Что такое дисциплина? Какие требования выдвигают педагоги к детям? Какие приемы использовать педагогам? Все это можно узнать из материала семинара-практикума....