Роль этикета в жизни дошкольника
статья (старшая группа) на тему

Михайлова Наталья Викторовна

Этикет  -  это  порядок  поведения, способствующий созданию  наилучших  условий  для  общения  людей  разного  происхождения, национальной  принадлежности, социального  положения, образования, различных  взглядов, убеждений, интересов.

      В  настоящее  время  основными  правилами  можно  назвать  следующие: проявление  уважения  к  окружающим  людям, стремление  не  ставить  их  в  неудобное  положение и  поступать  с  другими  так, как  хочешь, чтобы  поступали  с  тобой.

      Самые  первые  представления  о  нормах  поведения  ребенок  получает  в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

      Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

      Воспитатель  формирует  представления  о  нормах  и  правилах  поведения, тем  самым  влияя  на  отношения  дошкольника  со  сверстниками, родителями, другими  взрослыми  людьми, знакомыми  и  незнакомыми, помогая  ориентироваться  в  общественной  жизни  и  формируя  навыки  позитивного  общения.

      И  наша  с  вами  обязанность помочь  маленькому  человеку  в  познании  норм  человеческих  взаимоотношений, в  приобретении  поведенческих  ориентиров, без  которых  нельзя  чувствовать  себя  в  обществе  достаточно  уверенно.  

     Чтобы  проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Знание  правил  столового  этикета  позволяет  человеку  быть  уверенным  в  себе, красиво  и  правильно  вести  себя  за  столом. А  значит, быть  приятным  в  застольном  общении.

      Красивое  и  правильное  поведение  за  столом (прямая  осанка, пользование  столовыми  приборами  и  салфетками, умение  есть  любое  блюдо, соблюдение  чистоты  и  аккуратности) показывает  наше  уважение  к  другим  участникам  застолья. Что  берут  с  общего  блюда  приборами  для  раскладывания   и  что  руками? Что  едят  без  ножа? Что и  как  едят: холодные  закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

      Красивая  и  правильная  сервировка  стола  улучшает  аппетит  и  настроение, налаживает  приятное  застольное  общение. Готовя  праздничный  стол, попросите  ребенка  помочь  вам  расставить  тарелки, положить  столовые  приборы  и  салфетки. Дети  радуются  вместе с  нами, видя, как  с  их  участием  преображается  стол.

      В  другой  раз  предложите  ребенку  самому  сервировать  стол. В  случае  затруднения, подскажите, что  надо  сделать. Но  важно  отметить  его  самостоятельность, умение  и  желание  порадовать  близких  людей.

      Предлагаю  вашему  вниманию  рекомендации, которые  необходимы  для  соблюдения  ребенком  правил  поведения  за  столом:

1. Поощрять  успехи  в  выполнении  этих  правил.

2. Наделить  волшебными  свойствами  ложку, нож, вилку, а  так  же  конфеты, фрукты, которые  помогут  вам  интереснее  изложить  какое-то  правило.

3. Составлять  сказки, стихи, песни  на  тему  сервировки  и  правил  поведения.

4. Использовать  кукол, сказочных  героев, которые  забыли  правила  поведения  за  столом  и радостно  учатся  у  детей

    Так же важна культура речевого поведения дошкольника - речевой этикет. Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких-«ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурного   речевого поведения (их рассмотрим ниже) составляют часть общего языкового  развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.

      Её успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издаётся методическая литература, различного  рода пособия.

     Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

     Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в  детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.

     А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское  одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное    в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, « что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.

     Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

      С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и .т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников.

    Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобиться вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?»и т.д.  Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.

    Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не  перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка.

      «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли  им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы

он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.  

Список литературы:

1.     Давыдова О. Общество рыцарей и принцесс / О. Давыдова, С. Вялкова, Е. Тюменева  // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. –  N 1. – С. 12–13.

2.     Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета : младшая и средняя группы / сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград : Корифей, 2008. – 96 с.

3.     Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета : старшая и подготовительная группы / сост. : О.И. Бочкарева. – Волгоград : Корифей, 2008. – 96 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль этикета в жизни дошкольника

Автор: Михайлова Наталья Викторовна

 ГБДОУ д/с №8 Кировского района С-Пб

      Этикет  -  это  порядок  поведения, способствующий созданию  наилучших  условий  для  общения  людей  разного  происхождения, национальной  принадлежности, социального  положения, образования, различных  взглядов, убеждений, интересов.

      В  настоящее  время  основными  правилами  можно  назвать  следующие: проявление  уважения  к  окружающим  людям, стремление  не  ставить  их  в  неудобное  положение и  поступать  с  другими  так, как  хочешь, чтобы  поступали  с  тобой.

      Самые  первые  представления  о  нормах  поведения  ребенок  получает  в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

      Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

      Воспитатель  формирует  представления  о  нормах  и  правилах  поведения, тем  самым  влияя  на  отношения  дошкольника  со  сверстниками, родителями, другими  взрослыми  людьми, знакомыми  и  незнакомыми, помогая  ориентироваться  в  общественной  жизни  и  формируя  навыки  позитивного  общения.

      И  наша  с  вами  обязанность помочь  маленькому  человеку  в  познании  норм  человеческих  взаимоотношений, в  приобретении  поведенческих  ориентиров, без  которых  нельзя  чувствовать  себя  в  обществе  достаточно  уверенно.  

     Чтобы  проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Знание  правил  столового  этикета  позволяет  человеку  быть  уверенным  в  себе, красиво  и  правильно  вести  себя  за  столом. А  значит, быть  приятным  в  застольном  общении.

      Красивое  и  правильное  поведение  за  столом (прямая  осанка, пользование  столовыми  приборами  и  салфетками, умение  есть  любое  блюдо, соблюдение  чистоты  и  аккуратности) показывает  наше  уважение  к  другим  участникам  застолья. Что  берут  с  общего  блюда  приборами  для  раскладывания   и  что  руками? Что  едят  без  ножа? Что и  как  едят: холодные  закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

      Красивая  и  правильная  сервировка  стола  улучшает  аппетит  и  настроение, налаживает  приятное  застольное  общение. Готовя  праздничный  стол, попросите  ребенка  помочь  вам  расставить  тарелки, положить  столовые  приборы  и  салфетки. Дети  радуются  вместе с  нами, видя, как  с  их  участием  преображается  стол.

      В  другой  раз  предложите  ребенку  самому  сервировать  стол. В  случае  затруднения, подскажите, что  надо  сделать. Но  важно  отметить  его  самостоятельность, умение  и  желание  порадовать  близких  людей.

      Предлагаю  вашему  вниманию  рекомендации, которые  необходимы  для  соблюдения  ребенком  правил  поведения  за  столом:

1. Поощрять  успехи  в  выполнении  этих  правил.

2. Наделить  волшебными  свойствами  ложку, нож, вилку, а  так  же  конфеты, фрукты, которые  помогут  вам  интереснее  изложить  какое-то  правило.

3. Составлять  сказки, стихи, песни  на  тему  сервировки  и  правил  поведения.

4. Использовать  кукол, сказочных  героев, которые  забыли  правила  поведения  за  столом  и радостно  учатся  у  детей

    Так же важна культура речевого поведения дошкольника - речевой этикет. Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких-«ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурного   речевого поведения (их рассмотрим ниже) составляют часть общего языкового  развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.

      Её успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издаётся методическая литература, различного  рода пособия.

     Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

     Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в  детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.

     А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское  одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное    в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, « что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.

     Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

      С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и .т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников.

    Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобиться вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?»и т.д.  Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.

    Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не  перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка.

      «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли  им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы

он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.  

Список литературы:

  1. Давыдова О. Общество рыцарей и принцесс / О. Давыдова, С. Вялкова, Е. Тюменева  // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. –  N 1. – С. 12–13.
  2. Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета : младшая и средняя группы / сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград : Корифей, 2008. – 96 с.
  3. Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета : старшая и подготовительная группы / сост. : О.И. Бочкарева. – Волгоград : Корифей, 2008. – 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников»

выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании дошкольников»....

Конспект родительского собрания на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников» для детей 5-6 лет

Консультация для родителей на тему: "Роль этикета в воспитании дошкольников 5-6 лет"...

Этикет в жизни дошкольников

Советы родителям для формирования у дошкольников культурного поведения в разнообразных жизненных ситуациях....

Роль этикета в жизни дошкольника

Роль этикета в жизни дошкольника...